СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оригинальное сочетание таксономии Блума и достижений психологической науки нашло отражение в таксономии Д.Толлингеровой.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оригинальное сочетание таксономии Блума и достижений психологической науки нашло отражение в таксономии Д.Толлингеровой.

По Д.Толлингеровой все учебные задачи классифицируются следующим образом:

1-ый уровень (основание иерархии)  - учебные задачи, направленные на запоминание учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Оригинальное сочетание таксономии Блума и достижений психологической науки нашло отражение в таксономии Д.Толлингеровой.»

Оригинальное сочетание таксономии Блума и достижений психологической науки нашло отражение в таксономии Д.Толлингеровой.

По Д.Толлингеровой все учебные задачи классифицируются следующим образом:

1-ый уровень (основание иерархии) - учебные задачи, направленные на запоминание учебного материала.

2-ой уровень – учебные задачи, решение которых востребует оперирования знаниями на уровне элементарных мыслительных операций.

3-ий уровень – учебные задачи, востребующие уровень логического мышления.

4-ый уровень – учебные задачи, востребующие умозаключений (разработка реферативных материалов, проектов и т.п.).

5-ый уровень (вершина иерархии) – учебные задачи, востребующие творческого мышления.

Учитывая, что педагогическая технология «Формирование технического творческого мышления» (ФТТМ) разработана с учетом иерархии когнитивных структур (ВОСПРИЯТИЕ – ВНИМАНИЕ – ПАМЯТЬ – МЫШЛЕНИЕ – ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ТВОРЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ), таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой была данной технологии адаптирована следующим образом:


Педтехнология «ФТТМ»

Таксономия учебных задач по Д.Толлингеровой

Новая индексация иерархии учебных задач

1. ВОСПРИЯТИЕ– ВНИМАНИЕ – ПАМЯТЬ

Учебные задачи 1 уровня иерархии

I – ый уровень

2. МЫШЛЕНИЕ

Учебные задачи 2-3 уровня иерархии

II – ой уровень

3.ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Учебные задачи 4 уровня

III – ий уровень

4.ТВОРЧЕСКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Учебные задачи 5 уровня

IV – ый уровень

Способы постановки целей:

1) через содержание;

2) через деятельность студента;

3) через деятельность педагога;

4) через внутренние процессы эмоционального, интеллектуального и психического развития студента.

Цель формируется через результат обучения, выраженный в действиях студентов.

В диагностично поставленной цели описываются действия студента: знает, понимает, применяет и пр.


ТАКСОНОМИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ


Б. Блум (амер. псих.) выделил три группы целей:

1. познавательные;

2. аффективные;

3. психомоторные.


Перечень целей в познавательной группе:



1. ЗНАНИЕ

студент знает факты, терминологию, теорию, методы, принципы


2. ПОНИМАНИЕ

студент объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных


3. ПРИМЕНЕНИЕ

студент использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях


4. АНАЛИЗ

студент выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения


5. СИНТЕЗ

студент пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей



Уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский (В.П.Беспалько). В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. Ниже представлена характеристика этих уровней в несколько упрощенном виде.

I уровень – знакомства. Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление – альтернативными суждениями типа «да – нет», «или – или».

II уровень – репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.

III уровень – полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации.

IV уровень – трансформации. Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.






Категории учебных целей в когнитивной (познавательной) области по Б.Блуму


Основные категории учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

  1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений.

Студент

Знает употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.


  1. Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляции) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предложение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала.

Студент

Понимает факты, правила и принципы, интерпретирует словесный материал, интерпретирует схемы, графики, диаграммы, преобразует словесный материал в математические выражения, предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

  1. Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов , понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Студент

Использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры

  1. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения.

Студент

Выделяет скрытые (неявные) предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями, оценивает значимость данных

  1. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочения имеющихся сведений). Соответствующие результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур.

Студент

Пишет небольшое творческое сочинение, предлагает план проведения эксперимента, использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

  1. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на очерченных критериях.

Студент

Оценивает логику построения материала в виде письменного текста, оценивает соответствие выводы имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев, оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!