Проект «Осень - щедрая пора»
Разработчик проекта-
Воспитатель:Дзуева С.С.
Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный Реализация проекта: с 01.10.2018 по 19.11.2018 Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей логопедической группы, логопед, муз. руководитель
Описание проекта.
Актуальность данного проекта состоит в том, что у дошкольников с речевой патологией отмечается низкий уровень знаний об осени и её дарах: овощах и фруктах, ограниченные речевые возможности, проявляющиеся в скудности словаря, трудности построения своей фразы и её грамматического оформления.
Недостаточное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ребёнка в ДОУ.
Цель:
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осень –щедрая пора».
Расширять представления детей об осени, как времени года.
Задачи:
- Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.
- Обобщать и расширять представления детей о многообразии и пользе овощей и фруктов, которые созревают в осенний период.
- Формировать представления о тесной взаимосвязи человека и природы.
- Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе.
- Развивать умение составлять пересказ по схемам.
- Накапливать словарный запас.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать эстетические чувства.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
Знают и называют:
— большое количество овощей, фруктов и осенних даров;
— осенние месяцы, приметы и явления;
— стихи,пословицы, поговорки об осени.
Дети стали более раскрепощены и самостоятельны;
Расширились представления об осени, как времени года.
Составляют рассказ-описание об овощах и фруктах по опорным схемам, по их особенностям (по цвету, форме, величине, вкусу).
Обогатился и активизировался словарь по теме проекта.
Образовательные
области
Совместная деятельность
педагога и детей
Познание
Беседы:
Самостоятельная деятельность детей
«Где и как растут овощи?»
Наблюдения на прогулке:
«Изучаем жизнь природы осенью».
«Что из них готовят?»
Конструирование:
Сбор природного материала
«Заборчик для огорода»,
ФЭМП:
«Польза овощей для человека»
Конструирование из мелкого и крупного строителя
«Цвет предметов»,
Работа в рабочих тетрадях:
«Дорожка в сад, огород»,
«Польза фруктов для человека»
Штриховка.
«Прогулка в огород»
«Форма предметов»,
«Ворота в сад».
«Один – много»,
Обведение по контуру
«Прогулка по саду»
«Цвет, форма, вкус».
«Одинаковые по размеру, разные»,
«Сравнение количества. Размер предметов»
«Обобщающие понятия (цвет, форма, величина)».
Для педагогов:
Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
Для родителей:
Образовательные
области
Совместная деятельность
педагога и детей
Беседы:
Самостоятельная деятельность детей
Познание
«Где и как растут овощи?»
Наблюдения на прогулке:
«Изучаем жизнь природы осенью».
«Что из них готовят?»
Конструирование:
Сбор природного материала
ФЭМП:
«Заборчик для огорода»,
«Польза овощей для человека»
Конструирование из мелкого и крупного строителя
«Цвет предметов»,
«Дорожка в сад, огород»,
Работа в рабочих тетрадях:
«Польза фруктов для человека»
«Ворота в сад».
«Прогулка в огород»
«Форма предметов»,
Штриховка.
«Один – много»,
«Прогулка по саду»
Обведение по контуру
«Цвет, форма, вкус».
«Одинаковые по размеру, разные»,
«Сравнение количества. Размер предметов»
«Обобщающие понятия (цвет, форма, величина)».
Появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Используемые виды деятельности: НОД, игровая, музыкальная., изобразительная, наблюдение; Чтение художественной литературы, труд; Конструирование из природных материалов.
Продукт проектной деятельности. Выставка поделок из природного материала: «Разноцветная осень». Праздник осени .
Образовательные
Совместная деятельность
области
педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
Беседы:
Познание
Наблюдения на прогулке:
«Где и как растут овощи?»
«Изучаем жизнь природы осенью».
Сбор природного материала
Конструирование:
«Что из них готовят?»
«Заборчик для огорода»,
«Польза овощей для человека»
ФЭМП:
Конструирование из мелкого и крупного строителя
«Цвет предметов»,
«Польза фруктов для человека»
«Дорожка в сад, огород»,
Работа в рабочих тетрадях:
«Форма предметов»,
«Прогулка в огород»
«Ворота в сад».
Штриховка.
«Один – много»,
«Прогулка по саду»
Обведение по контуру
«Одинаковые по размеру, разные»,
«Цвет, форма, вкус».
«Сравнение количества. Размер предметов»
«Обобщающие понятия (цвет, форма, величина)».
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).
— Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
— Подбор материалов для реализации проекта.
— Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
— Изготовление наглядных пособий.
— Беседы с родителями.
.
Образовательные
области
Совместная деятельность
педагога и детей
Самостоятельная деятельность детей
Познание
Беседы:
«Где и как растут овощи?»
Наблюдения на прогулке:
«Изучаем жизнь природы осенью».
Конструирование:
«Что из них готовят?»
Сбор природного материала
ФЭМП:
«Польза овощей для человека»
«Заборчик для огорода»,
Конструирование из мелкого и крупного строителя
«Цвет предметов»,
«Польза фруктов для человека»
Работа в рабочих тетрадях:
«Дорожка в сад, огород»,
Штриховка.
«Форма предметов»,
«Ворота в сад».
«Прогулка в огород»
«Один – много»,
Обведение по контуру
«Прогулка по саду»
«Одинаковые по размеру, разные»,
«Цвет, форма, вкус».
«Сравнение количества. Размер предметов»
«Обобщающие понятия (цвет, форма, величина)».
2 этап. Основной (практический).
— Накопление знаний и их систематизация по теме проекта.
— Обогащение и активизация словаря по темам « Осень » , « Овощи » , « Фрукты » , «Грибы» , «Ягоды» .
— Самостоятельное рассказа детьми об осени опираясь на мнемотаблицы.
3 этап. Заключительный.
— Выставка рисунков «Разноцветная осень».
— Музыкальное развлечение «Праздник осени»
— Обсуждение итогов и анализ работы.
Реализация проекта:
Сюжетно – ролевая игра «Магазин» (сюжеты: «Семья идет в овощной магазин», «Хлебный отдел», «Готовим обед», «Заготовка овощей на зиму»).
Образовательные области
Виды деятельности
«Салат для куклы Кати»
Образовательные области
Виды деятельности
Наблюдение
- За березой на участке в сентябре, октябре и ноябре, полетом листьев березы, липы.
Беседы:
«В лес за грибами»
«Овощи и фрукты – полезные продукты»
«Что нам осень принесла»
«Витамины в корзинке»
«Красавица – осень»
· Игры – эстафеты с фруктами и овощами: «Собери урожай», «Не урони»
Дидактические игры:
— « Чудесный мешочек » (муляжи овощей и фруктов)
— « Что растет на грядке? » , « Что растет на дереве? »
— « Собираем урожай »
— « С чьей ветки детки? »
— « С какого дерева листок »
— « Четвёртый лишний » — (ягоды, овощи, фрукты).
· ).
«Тяжелые- легкие» «Гладкие – шершавые» «Угадай на вкус (по запаху)»
Просмотр презентаций: «Овощи», «Фрукты», «Грибы»., «Ягоды», Что такое осень?», «Осенние зарисовки», «Осенние превращения».
Чтение художественной литературы : И Бунин «Листопад», В. Даль «Война грибов и ягод», И. Соколов- Микитов «Листопадничек». А. Пушкин «Уж небо осенью дышало», М. Волошин «Осенью».
Просмотр м\ф: «Чиполлино», «Вершки и корешки», «Муха Цикатуха», «Дюймовочка», «Мешок яблок».
Сценка « Спор овощей »
Пересказ рассказа "Богатый урожай" с использованием сюжетных картин. Составление описательного рассказа «Овощи» , Фрукты» с использованием мнемотаблиц
Сопоставление рассказа о ранней и поздней осени с опорой на картинный план.
Практическая деятельность: приготовление салата.
Сбор природного материала на прогулке
(семена цветов, листочков для поделок
Сбор природного материала
Совместная работа детей с родителями: · Выставка «Сделаем сами своими руками» — поделки из овощей и природного материала
Трудовая деятельность.
«Праздник осени».
Художественное творчество.
.
.
В результате использования проектной деятельности по данной теме:
Обогатили и расширили представления детей об осени, ее признаках и дарах.
Пополнили активный и пассивный словарный запас детей.
Научили составлять рассказ – описание по опорным схемам.
Научили сравнивать предметы по их характерным свойствам.
Активизировали в речи суффиксальное словообразование.
Оформили выставки по продуктивной деятельности.
Изготовили поделки по лепке, аппликации, рисованию.
Провели занятия, беседы, игры, досуги и т.д. по всем видам деятельности с детьми.
Обогатили эмоции воспитанников, установили эмоционально – положительные взаимоотношения: родитель – ребёнок – педагог.
Создали условия для развития поисковой деятельности детей.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Реализовали проект: «Осень-щедрая пора».
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Сделанная подборка загадок, игр – инсценировок, логоритмических упражнений на тему «Осень» дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения; разучивание осенних хороводов, песен осенней тематики способствовали обогащению знаний детей по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды». Анализируя результаты проекта, можно сказать , что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, а их родители проявляют заинтересованность в творческой жизни детского сада. Таким образом ,главная цель проекта - сделать жизнь своих воспитанников более содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, активизировать родителей в творческой жизни детского сада была реализована.