СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осень в поэзии А. С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осень в поэзии А. С. Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Осень в поэзии А. С. Пушкина»












Конспект интегрированного урока литературного чтения

по теме «Осень в поэзии А. С. Пушкина»

УМК Школа России

4 класс









Выполнила:

Прудей А.А.







Екатеринбург

2015


Тема: Осень в поэзии А.С.Пушкина


Перспективная цель: создание организационных и содержательных условий для формирования представлений о произведениях А.С.Пушкина в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: создание условий для расширения представлений учащихся о поэзии А.С.Пушкина в процессе работы над стихами об осени

Задачи:

Образовательная:1.Учить выразительно читать стихотворения в процессе работы с текстом

2.Учить выражать свои чувства и эмоции в процессе слушания музыкальных произведения

Развивающая: развивать воображение в процессе работы над стихами и слушанием музыкальных произведений по теме.

Воспитывающая: формирование уважения, интереса к чужим высказываниям в процессе высказывания собственного мнения.


Планируемые результаты:

Предметные: умеют анализировать стихотворения А.С.Пушкина

умеют доказывать свою точку зрения цитатами из стихотворений

умеют выражать свои образы и чувства при прослушивании текста и музыкальных произведений

Личностные: высказывают своё отношение к прослушанной музыке, стихам

умеют уважать и выслушивать чужое мнение

Метапредметные: Регулятивные: умеют планировать свою деятельность

Познавательные: делают выводы в результате совместной работы класса и учителя

Коммуникативные: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Тип урока: урок расширения знаний

Вид урока: интегрированный

Принципы: психологической комфортности, деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Приемы: словесные, наглядные.

Литература: Литературное чтение: 4 класс Ч.1/ авт.сост.:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова—М.Вентана-Граф

Оборудование: презентация, П.А. Чайковский «Октябрь», А. Вивальди «Осень», стихи И. М.Смоктуновского «А.С.Пушкин «Осень»

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(личностные, предметные, метапредметные)

1.Организационно -

мотивационный

Задача:

подготовка учащихся к

работе на уроке; обеспечение

благоприятного микроклимата.

Создание положительной мотивациина уроке, организация внимания учащихся.

- Здравствуйте дети!


Послушайте мелодию. Какие чувства, образы у вас появились при прослушивании.

Доброжелательный настрой на урок.


-Здравствуйте!Дети слушают учителя. Подготавливаются к уроку.

Слушают Чайковский «Октябрь»(4 мин)

Что-то увядающее, но красивое, грустное.

Коммуникативные УУД:

развитие произвольного внимания,

учатся слушать и понимать учителя.

2. Актуализация

знаний. Планирование

деятельности.

Задача: формулировка цели деятельности

Формулирует задания, которые приводят к цели урока

Читает отрывок «Дни поздней осени бранят обыкновенно…»

Как вы думаете чье произведение я сейчас прочитала? Почему вы так решили?

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями А.С.Пушкина. Что вам известно о нем?

Вспомним его биографию (презентация)(5мин)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец его был майор в отставке) в день праздника Вознесения.

В тот же день у императора Павла родилась внучка, в честь которой во всех церквях шли молебны и гудели колокола. Так, по случайному совпадению день рождения русского гения был ознаменован всеобщим народным ликованием. Символично и место рождения поэта г. Москва - самое сердце русской жизни.

Учился Александр Сергеевич в Царскосельском Лицее под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей. После обучения Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. В селе Михайловском, где жила его мать создано около 100 произведений поэта. Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомцы Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина. Последнее обстоятельство порой затрудняло печатание некоторых сочинений Пушкина, чем он был постоянно озабочен.

В 1831г. Пушкин женился на Наталье Гончаровой. В 1834г. француз барон Дантес влюбился в жену Пушкина и начал за ней ухаживать. В 1836 г. Пушкин получает три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены Пушкина. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. После убеждения друзей Пушкин забрал свой вызов. Однако, 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен.


Сегодня мы поговорим о таком периоде творчества Пушкина, которая называется Болдинская осень, и познакомимся с произведением, написанным в этот период.

Выявляют, проговаривают, осознают цель деятельности.




А.С.Пушкина



Высказывают свое мнение

Предметные УУД:

Актуализируют знания о писателе

Анализируют прослушанную мелодию

Коммуникативные УУД

Развивают умение слушать и понимать других.


3.Открытие новых знаний

Задача: открытие новых умений и знаний

Организация работы по предложенному плану


Болдинская осень. Как вы думаете, почему она так называется?

Болдинской осенью в жизни поэта можно назвать два периода 1830 и 1833 года (презентация)

В 1830 году Пушкин чувствует, что ему нужны перемены и уезжает в имение своего отца Болдино, но холерные карантины задержали поэта на три месяца, и этой поре было суждено стать знаменитой Болдинской осенью, наивысшей точкой пушкинского творчества, когда из-под его пера вылилась целая библиотека произведений.

В 31 году Пушкин возвращается в Петербург, но Осенью 1833 года он вновь возвращается в Болдино. Теперь Болдинская осень Пушкина вдвое короче, нежели три года назад, но по значению она соразмерна Болдинской осени 1830 года.

В письме к жене из Болдина в Петербург, от 30 октября 1833 года, поэт писал:

Ты спрашиваешь как я живу и похорошел ли я? Во первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трёх часов. Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, и всё на одно лицо.


Произведение, с которым мы сегодня работаем написано в 1933 году и является неоконченным стихотворением в октавах.

Прочитаем отрывок стихотворения еще раз. Тот, кто будет читать, постарайтесь передать свои эмоции, которые вы чувствуете

Как вы думаете, почему Пушкин пишет такие строки про осень? Любит ли он это время года?

Докажите это из строчек произведения

Какая осень описана в стихотворении? Опишите ее, как вы представляете себе?

Прочитайте еще один отрывок стихотворения. Какая осень представляется вам здесь?

Послушайте произведение итальянского композитора, который жил до рождения Пушкина Антонио Вивальди «Октябрь», какие образы вы видите?(4 мин)

Отличаются настроения в прослушанных произведениях? А в стихах Пушкина?

Можно ли сказать, что осень бывает разная?


Выполняют задания по намеченному плану, открывают новые знания.

Период времени (осень) проведенный Пушкиным в селе Болдино




























Читают стихотворение выразительно.




Да, любит.

«Но мне она мила, читатель дорогой.»

Уже почти облетевшие листья, пожухлая трава

Читают «Октябрь уж наступил…»




Торжество, праздник, урожай собран, теперь можно отдохнуть



Да, осень может быть разной: грустной, веселой, торжественной, яркой

Предметные УУД:

Актуализируют знания о писателе

Анализируют прочитанные отрывки произведения

Выражают свои чувства и эмоции при прослушивании музыки

Личностные результаты

Развивают умения выказывать своё отношение к прочитанным произведениям


4.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых умений и знаний

Даёт задание проблемного характера

на продукт применения знаний и умений

Рабочая тетрадь стр

Предлагаю послушать вам стихотворение Пушкина «Осень» в исполнении Иннокентия Михайловича Смоктуновского, актера русского театра и кино. Он прочитает не только те отрывки, которые нам представлены в учебнике, но и другие.

Удалось ли актеру передать настроение поэта? Каким образом?

Где еще может изображена осень?

Вам представлены репродукции картин разных художников. Одинаковая ли там осень?

Какую бы картину вы выбрали для иллюстрации сегодняшнего произведения?

Виктор Ефимович Попков на своей картине "Осенние дожди. Пушкин" изобразил ту самую болдинскую осень, созерцая красоту которой великий поэт и сочинил свои известные стихи.

Как вы думаете, смог художник передать красками настроение стихотворения?

Выполнение заданий проблемного характера.







Да, удалось.

Выражением, паузами…

В живописи


Нет, где-то она яркая, золотая, где-то уже опали листья.






Да, смог. Осень яркая, золотая, такая как любил Пушкин

Регулятивные УУД:

Осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Предметные УУД:

Анализируют репродукции картин

Выражают свое мнение при прослушивании стхов

5.Итог урока

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме


Организаций обобщения.

Мы познакомились с периодом жизни Пушкина, называемым «Болдинской осенью». Что произошло такого в Жизни Александра Сергеевича, что этот период жизни выделяют?




Что вы можете сказать об осени?

Обобщение, самоанализ, самооценка.




Он написал великолепные стихи, находясь в одиночестве, потому что из-за холерного карантина он не мог видеться с друзьями

Осень бывает разная. Она может быть не только в литературе, но и в музыке и в живописи

Регулятивные УУД:

Осознают итоги своей деятельности

6.Инструктаж по выполнению домашнего заданияЗадача: обеспечение понимания учащимися целей, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.


Осмысление домашнего задания.

Дети внимательно слушают, записывают задание в дневник, задают вопросы.

Коммуникативные УУД: осознают домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!