СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ошибки в выборе профессии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивный урок для обучающихся 9 классов. Ошибки при выборе профессии 

Просмотр содержимого документа
«Ошибки в выборе профессии»

Ошибки при выборе профессии и как их избежать (или как сделать правильный профессиональный выбор)

Бездарный ученый, тупица,

прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего,

дав миру десятки таких же бездарных

узких ученых, как он сам.

Тайно по ночам он переплетал книги –

это его истинное призвание: здесь он артист и

испытывает наслаждение. К нему ходит

переплетчик, любитель учености. Тайно по

ночам он занимается наукой …

А. П. Чехов

Цель занятия:

  • актуализация процессов самоопределения школьников;

  • раскрыть учащимся возможные ошибки при выборе профессии;

  • показать учащимся необходимость учета различных факторов в выборе профессии;

  • развитие навыков взаимодействия;

  • формирование умения работать в группах, вести дискуссию, приводить аргументы;

  • развитие способности к осознанному выбору профессии.

Формы работы: дискуссия, работа в группах, элементы мозгового штурма.

Материалы: презентация, листы бумаги, фломастеры, распечатанные эпиграф, проблемные вопросы, список возможных ошибок, допускаемых при выборе профессии, карточки с заданиями

План проведения занятия:

  1. Мотивационная беседа.

В начале занятия ребята садятся полукругом.

Психолог: На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Напоминаю правила работы: высказываемся по одному, поддерживаем доброжелательную обстановку, не критикуем, проявляем активность.

Психолог: Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова из произведения А. П. Чехова. (слайд)

Обсуждение эпиграфа:

  • о чем говорит А. П. Чехов?

  • актуальна ли описанная ситуация для нашего времени? Почему?


  1. Постановка проблемных вопросов занятия

Психолог: Действительно, выбор профессии одно из самых ответственных решений в жизни человека. И на этот выбор многое влияет: огромное количество альтернативных вариантов, необходимость учитывать различные факторы. Очень часто выпускники ошибаются при выборе профессии, как и герои произведения Чехова. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор и не ошибиться? (Слайд 2 тема занятия) Об этом сегодня и пойдёт наш разговор.

И прежде чем мы ответим на этот вопрос и узнаем, какие ошибки не следует совершать при выборе профессии, предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Игра «Самая-самая»

Сейчас я вам буду предлагать некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными? (банкир профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Ребятам предлагаются следующие характеристики:


  • самая зеленая профессия (садовник, лесник, цветовод-декоратор, специалист по ландшафтному дизайну ...)

  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар, продавец в кондитерском отделе…)

  • самая волосатая (парикмахер, стилист…)

  • самая детская (воспитатель, педиатр, учитель…)

  • самая смешная (клоун, сатирик, пародист…)

  • самая общительная (учитель, журналист, корреспондент, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  • самая серьезная (атомщик, юрист, сапер, хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог…)

  • самая умная (ученый, профессор, финансист…)

  • белая (врач)

  • зубастая (стоматолог)



Выслушиваются все варианты ответов. Молодцы, вспомнили достаточно профессий, будет из чего выбирать самую –самую.

Психолог: ребята, у меня к вам вопрос. Если человек неровно отрезал колбасу для бутерброда – это смертельно? Если парикмахер криво подстрижет челку, у него могут быть проблемы с клиентом? Если закройщик ошибся в раскрое материала – ценой ошибки будет испорченный материал? А какова цена ошибки хирурга или авиадиспетчера, обходчика железнодорожных путей или сапера? Допущенные ошибки в выборе профессии могут серьёзно повлиять на всю дальнейшую судьбу человека.

Какие же существуют ошибки в выборе профессии?

И каковы последствия ошибок?

(Проблемные вопросы вывешиваются на доске)

На эти проблемные вопросы мы должны сегодня ответить.

Задание №1.

Психолог: сейчас каждый из вас получит список из 24 профессий. Отметьте в этом списке три, на ваш взгляд, самые престижные и три самые непрестижные профессии. Уточним значение слова «престиж» В толковом словаре Ожегова ПРЕСТИЖ, -а, м. (книжн.). Влияние, уважение, к-рым пользуется кто-либо, что-нибудь. (значимость, приписываемая в общественном сознании тому или иному роду деятельности)

Обсуждение задания. Участники зачитывают свои списки, желательно с комментариями, а ведущий записывает на доске профессии, которые звучали чаще всего. Ребята, мнения разделились, кто-то считает наиболее престижной профессию… Одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии — выбор из соображений «престижа». Между тем среди факторов, искажающих выбор профессии, «престиж» является самым коварным. «Престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера. Что касается моды на профессию, то, как говорил К.С. Станиславский, мода существует только для тех, кто не умеет одеваться сам. Принимайте во внимание престижность профессии только после учета собственных интересов и способностей. Иначе можно овладеть "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Будут ли престижные сейчас профессии таковыми через 10-15 лет?

Игра «Профессия на букву»

Психолог: Сейчас предлагаю разделиться на 3 команды (группы) Каждой команде будет предложено по букве. Необходимо написать как можно больше профессий на предложенные буквы за 3 минуты. Через 3 минуты команды зачитывают профессии.

У кого список получится длиннее, тот и выигрывает. (Буквы М, П, К) (слайды) (приложение 1)

Психолог: Молодцы, вы назвали достаточно много профессии. Имейте в виду, что многие профессии устаревают, меняют свои названия, вместе с новыми предметами и явлениями возникают новые профессии. Вот некоторые самые популярные из них. Что это за профессии? Найдите правильный ответ. (слайд)

1. Логистик — это:

а) тот, кто изучает логику; б) специалист по организации транспортировки продукции; в) организатор конференций и симпозиумов.

2. Веб-дизайнер — это:

а) тот, кто работает на компьютере; б) разработчик компьютерных программ; в) разработчик проектов сайтов.

3. Фандрайзер — это:

а) тот, кто ищет деньги и возможности для своей организации; б) лидер фанатов, который организует прием звезд шоу-бизнеса; в) специалист, изучающий пути развития организации.

4. PR-агент — это:

а) тот, кто связан с политикой; б) специалист по рекламе и связям с общественностью; в) посредник между организациями и людьми.

5. Культуролог — это:

а) тренер по культуризму; б) исследователь взаимоотношений человека и общества; в) предсказатель будущего.

Психолог: Ещё одной проблемой профессионального выбора является НЕДОСТАТОЧНАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ. На сегодняшний день насчитывается более 50 тысяч профессий, и где-то там, среди этого моря, затерялась ваша. Но вы об этом даже не подозреваете и выбираете привычную, традиционную, находящуюся на виду. Как же найти ту область деятельности, в которой вы себя сможете реализовать наиболее полно? Читайте специальные журналы, загляните в интернет, ходите на дни открытых дверей, – и вы определите свое место под солнцем.

Психолог: Ошибка многих абитуриентов заключается в непонимании сути многих профессий. Будущие студенты смотрят на них поверхностным взглядом. А ведь очень важно разобраться что представляет из себя будущая профессия.

Психолог: Предлагаю командам отгадать профессию по предложенной профессиограмме. (слайды)

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

(слайд) Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

• Название профессии.

• Вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный).

• Предмет и продукт труда.

• Знания и умения, необходимые для выполнения работы.

• Условия работы.

• Медицинские противопоказания.

• Требования к человеку.

• Пути получения профессии.

Выигрывает команда, которая первой даёт правильный ответ и набирает больше баллов, используя меньшее количество подсказок. (ответы: психотерапевт, менеджер по рекламе, юрист, экономист, косметолог, программист)

Психолог: Ещё одной ошибкой профессионального выбора является непонимание сути профессии. Её особенностей, не знание профессиограммы профессии.

Нередко молодые люди, повинуясь стадному инстинкту, выбирают профессию «за компанию», забывая, что не существует двух одинаковых людей, что выбирается образ жизни на долгие годы, а не компания для пикника.

У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии, если отождествите интерес к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным, как одежда с чужого плеча.

Нередко интерес к профессии вспыхивает под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. На таких людей влияет всё: телесериалы, советы случайных людей, мода. Конечно, ошибка в выборе профессии — не фатальна. Многие известные люди отмечали роль случая в выборе жизненного пути и вероятность иных вариантов. Выдающийся окулист В.П. Филатов мог стать известным художником, а профессию врача выбрал потому, что она показалась ему более нужной людям.

 Не обязательно работать по специальности.

Еще недавно профессию выбирали один раз и на всю жизнь. Сейчас профессиональную деятельность меняют каждые 5–8 лет, переходя из одной сферы в другую. Но нужно помнить, что образование, которое ты получишь первым, наложит сильнейший отпечаток на твое мировоззрение. Выбирая вуз и специальность, подумай о том, чем ты на самом деле планируешь заниматься после получения диплома.

    Уступлю желанию родителей.

Часто родители, действуя из лучших побуждений, настаивают на выборе профессии, которой успешно занимаются несколько поколений родственников. Или предлагают специальность, о которой мечтали сами. Подумай, хочешь ли ты «носить не свою одежду»?

  Нравится человек – нравится профессия.

Иногда значимые для нас люди заражают своей «влюбленностью» в профессию и мы начинаем видеть ее их глазами. Необходимо абстрагироваться от личности рассказчика и изучить профессию самостоятельно.

    Есть легкие профессии.

Красивая внешняя сторона профессии не дает представления об огромных затратах труда. За легкостью, с которой актер создает образ, стоит напряженный, будничный труд. Тележурналисты тратят иногда несколько дней на поиск информации, чтобы подготовить 10-минутное сообщение.

Обобщив сказанное, можно выделить основные ошибки при выборе профессии:

Ошибки и затруднения при выборе профессии (слайд)

    • Отношение к выбору профессии как к выбору жизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

    • Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

    • Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

    • Перенос отношения к представителю какой-либо профессии на саму профессию.

    • Увлечение только внешней или какой-либо другой частной стороной профессии.

    • Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

    • Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

    • Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

    • Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

    • Перенос отношения к представителю той или иной профессии на саму профессию

    • Недостаточная информированность, не понимание сути выбранной профессии, её особенностей (профессиограммы)



«Классификация распространенных ошибок» (слайд )

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию

  • перенос отношения к человеку на саму профессию

  • отождествление учебного предмета с профессией

  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации

  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии

  • незнание требований профессии к человеку.

Психолог: Задание. Сейчас каждая группа получит лист с описанием ситуации. Пользуясь банком ошибок, необходимо определить, какие ошибки совершают герои (герой) при выборе будущей профессии. (ответы команд)

Психолог: Молодцы, вы совершенно правильно определили ошибки, которые совершают герои (герой) при выборе будущей профессии. И каковы же последствия неправильного выбора?

Упражнение «Последствия неправильного выбора»

Сейчас каждая команда получит листок, на котором описывается одна из распространённых ошибок при выборе профессии. В течение двух минут постарайтесь записать последствия этой ошибки для человека.

Ошибка №1
Недостаточная информированность

Последствия:

  • Ограниченный выбор

  • «Неправильный» выбор профессии

Ошибка №2
Выбор под влиянием…

Последствия:

  • Отсутствие своей точки зрения

  • Психологический и социальный дискомфорт

Ошибка №3
Погоня за престижностью и высокой заработной платой

Последствия:

  • Невостребованность

  • Безработица

Давайте попробуем поучиться на чужих ошибках, чтобы избежать своих








Игра «Пантомима» А теперь давайте отдохнем и поиграем.

Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) - показывать содержимое карточки командам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Предлагаемый список профессий:

Пожарный, маляр, учитель, актёр, врач, повар.

Ведущий (психолог) Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Существуют определённые правила выбора профессии

Правила выбора профессии.

(слайд)

Схема «Правила выбора профессии»
















Психолог: Одним из основных правил выбора профессии является, выполнение следующих условий

Ребята: Должны выполняться три условия (открывается слайд)

  • Хочу ------------мои желания

  • Могу-------------способности и возможности

  • Надо--------------востребованность профессии



При выборе профессии следует учитывать:
· Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ). Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.

· Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ). Это значит, что профессия должна быть доступна вам в силу ваших природных способностей и полученных знаний, умений и навыков. Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.

· В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО). То есть, это, значит, выбрать такую профессию, которая востребована на рынке труда. Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.



Представим три слагаемых правильного выбора в виде трех окружностей

(слайд) Если требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются, это означает, он хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

(слайд) Требования рынка, возможности и желания человека могут пересекаться. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

(слайд) Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека — вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.



Знание себя, мира профессий и рынка труда поможет вам поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.

3. Заключительная часть.

В завершении занятия педагог-психолог дарит учащимся притчу.

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. У людей, занятых одним делом мудрец спросил, что они делают.

Один ответил: «Я таскаю камни».

Другой: «Зарабатываю на пропитание».

Третий: «Строю храм»

Педагог-психолог: «Я желаю вам всегда относиться к третьей категории люде и построить свой храм».

Выбор профессии — это, прежде всего, ваш выбор. Выбирая профессию, вы выбираете не только способ, каким вы будете зарабатывать на жизнь, но и образ жизни.

Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы будущая трудовая деятельность приносила вам радость и удовлетворение ежедневно.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья». Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники.

Рефлексия.

Ведущий: Я благодарю команды и каждого за плодотворную работу, и прежде чем мы с вами попрощаемся, я прошу вас взять по одному листочку и приклеить на доску в зависимости от вашего выбора. Спасибо за работу.

(на доске вывешивается три листа с надписями.)

Листы для рефлексии


(слайд с пожеланием удачи)

































Автомеханик

Дворник

Политик

Строитель

Актёр

Животновод

Программист

Священник

Ведущий теле-радио -программ

Журналист

Режиссёр

Учитель

Водитель

Инженер

Продавец

Экономист

Врач

Менеджер

Психолог

Экстрасенс

Губернатор

Полицейский

Сантехник

Юрист

Автомеханик

Дворник

Политик

Строитель

Актёр

Животновод

Программист

Священник

Ведущий теле-радио -программ

Журналист

Режиссёр

Учитель

Водитель

Инженер

Продавец

Экономист

Врач

Менеджер

Психолог

Экстрасенс

Губернатор

Полицейский

Сантехник

Юрист



Автомеханик

Дворник

Политик

Строитель

Актёр

Животновод

Программист

Священник

Ведущий теле-радио -программ

Журналист

Режиссёр

Учитель

Водитель

Инженер

Продавец

Экономист

Врач

Менеджер

Психолог

Экстрасенс

Губернатор

Полицейский

Сантехник

Юрист





Автомеханик

Дворник

Политик

Строитель

Актёр

Животновод

Программист

Священник

Ведущий теле-радио -программ

Журналист

Режиссёр

Учитель

Водитель

Инженер

Продавец

Экономист

Врач

Менеджер

Психолог

Экстрасенс

Губернатор

Полицейский

Сантехник

Юрист




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!