МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
р.п. Чаадаевка имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
Программа
пришкольного осеннего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
(экологическое направление)
«Сказочный мир»
Составитель программы:
учитель начальных классов Горелова А.А.
2017- 2018 уч. год
Информационная карта программы
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова «Сказочный мир» |
2 | Направление деятельности | |
3. | Профиль | |
4 | Содержание программы | |
3 | Авторы программы | Учитель начальных классов Горелова А.А. |
6 | Муниципальное образовательное учреждение | МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова |
7 | Адрес, телефон | Городищенский район, р.п. Чаадаевка, ул. Первомайская, 11 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова |
9 | Количество детей | 1 смена: 25 человек |
10 | Сроки реализации программы | Ноябрь, 2017 год |
Мировоззренческая идея лагеря:
Миссия педагогического коллектива:
Педагогическое кредо:
Девиз смены:
Пояснительная записка
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Лагерь дневного пребывания выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Осенний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира, умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.
Пришкольный лагерь экологического направления «Сказочный мир», как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Программа «Сказочный мир» предусматривает: нестандартную организацию смены, максимальное включение ролевых игр.
Организационные мероприятия
Директор школы издает приказ об открытии лагеря, о назначении должностей и их обязанностях лагеря. На основе этого формируется педагогический коллектив.
Общее руководство и ответственность за правильную постановку экологического воспитания и обеспечение материальных условий для занятий возлагается на начальника лагеря.
Необходимо оборудовать стенды для размещения плана работы, экрана, отражающего жизнь лагеря по дням и ход мероприятий с результатами. Перед открытием смены проводится собрание сотрудников, где начальник лагеря знакомит с обязанностями и инструктирует их.
Необходимая документация готовится и утверждается соответствующими лицами:
Положение о пришкольном лагере отдыха.
Программа.
План работы на смену.
План - сетка мероприятий.
Меню - требование на выдачу продуктов питания на 5 дней.
Непременным условием результативности работы лагеря является правильное использование его материальной базы. В распоряжение лагеря на весь период работы спортзал школы, столовая, кабинеты для занятий, библиотека, пришкольный участок.
Цель и задачи программы
Цель - создание условий для полноценного осеннего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи:
1. Развивать бережное отношение к природе;
2. Расширять кругозор по флоре и фауне р.п. Чаадаевки;
3. Формировать у воспитанников активной жизненной позиции в области охраны природы;
4. Утверждать в сознании школьников нравственные и культурные ценности;
5. Прививать навыки здорового образа жизни, укрепление здоровья;
6. Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов;
7. Формировать у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
8. Освоить доступные методы исследований и наблюдений в природе.
Содержание и форма реализации
Продолжительность смены 5 дней. Программа рассчитана на учащихся 1-5 классы в количестве 25 человек. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечает воспитатель. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Осень - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации осенних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей «группы риска». Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Актуальность, новизна программы.
«Охранять природу, значит охранять РОДИНУ»
М. Пришвин
2017 год – это Год Экологии. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер, поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Осенний пришкольный лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях, т.е. летний отдых сегодня – это ещё и социальная защита, поэтому обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Многие учащиеся нашей школы живут в многодетных и неполных семьях. Даже в половине этих семей доходы составляют лишь прожиточный минимум. Отсюда и скудное, нерациональное питание, ограниченные возможности в вопросах оздоровления детей.
Новизна данной программы заключается в том, весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, связанной с обновлением воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных традиций и современного опыта.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
безопасность всех проводимых мероприятий;
учет особенностей каждой личности;
возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности
Образовательно – содержательное направление (экологическое воспитание);
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Образовательно-содержательное направление
(экологическое воспитание)
Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы. Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной.
Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, виртуальные путешествия по заповедным местам, ролевые игры и семинары, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленение школы, работа на пришкольных участках. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения экологических экскурсий, с учётом возрастных особенностей.
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Физкультурно – оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на стадионе;
подвижные игры на свежем воздухе;
эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»
беседы медсестры:
«Первая помощь при укусе насекомым»;
«Чем опасны клещи»;
«Где ты найдёшь витамины»;
«Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
«Помоги своему зубу».
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
изобразительная деятельность;
конкурсные программы;
творческие конкурсы;
игровые творческие программы;
концерты;
праздники;
творческие игры;
выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Программа осуществляется по следующим блокам
Организационный
Цель: помощь каждому ребёнку адаптироваться в новых условиях. Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине.
Виды работ:
Планирование.
Оформление уголка.
Определение обязанностей.
Организация питания в лагере.
Оздоровительный
Цели и задачи: научить отдыхающих ответственно относиться к своему здоровью и окружающей среде; научить правилам личной гигиены; дать правильное представление о нравственных и психологических отношениях между людьми; умению владеть собой; приемам самозащиты в экстремальных ситуациях.
Утренняя гимнастика.
Рациональное сбалансированное питание.
Режим дня.
Закаливание, солнечно-воздушные ванны.
Спортивные мероприятия (эстафеты, весёлые старты, спортивные часы, игры).
Виды работ:
1. Углубленный медицинский контроль и наблюдения за здоровьем детей, оперативный контроль со стороны воспитателей и медика, профилактические и лечебные мероприятия.
2. Обеспечение активного двигательного режима отдыхающих - спортивно-массовая работа: обеспечение активного движения для нормального развития детей и профилактики умственного утомления: проведение утренней зарядки на свежем воздухе; проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий на свежем воздухе; обязательное проветривание; проведение дыхательных упражнений.
3. Профилактика стрессов и неврозов предусматривает: индивидуализацию
оздоровительной программы в соответствии с уровнем здоровья, способностей и интересов каждого ребенка; организацию режима дня ребенка, его питания, досуга; организацию закаливания ребенка; обеспечение психологического комфорта ребенка: при взаимодействии с воспитателем, с друзьями; при участии в мероприятиях; пропаганду здорового образа жизни.
Экологический
Изучение особенностей посёлка.
Бережное отношение к природе, лесу, воде.
Трудовые десанты.
Зелёный патруль.
Экологические игры на местности.
Творческий
Коллективно-творческая деятельность.
Участие в мероприятиях.
Работа творческих мастерских.
Экскурсии с библиотеку.
Конкурсы, викторины.
Материально – техническое обеспечение
Набор оборудования для лабораторных и исследовательских работ.
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей.
Видеотехника и аудиоматериалы.
Призы и награды для стимулирования.
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Устав МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова;
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Правила регистрации детей при поступлении;
Акт приемки лагеря.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты
Личностные УУД
- формировать познавательный интерес;
- оздоравливать и укреплять своё здоровье;
Предметные УУД
- познакомить с флорой и фауной р.п. Чаадаевки;
- знать нормы поведения в природе и уметь бережно к ней относиться к ней;
- научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;
- выполнить проекты о лекарственных растениях р.п. Чаадаевки и животных родного края, занесённых в Красную книгу;
- создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.
Метапредметные УУД
- уметь работать с информацией;
-развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность;
- повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность;
- приобретать практические экологические и природоохранные навыки;
-знать законодательство об охране природы;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
- развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;
- уметь соблюдать правила поведения в природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране флоры и фауны р.п. Чаадаевки.
Средства: парк, фильмы, слайды.
Формы и методы: экскурсии, викторины, беседы, наблюдения, просмотр кинофильмов.
Проверка: наблюдать у воспитанников умение контролировать свое поведение и поведение других, анкетирование и тестирование детей.
Фактор риска программы
Нежелание детей участвовать в том или ином мероприятии, снижение интереса. Необходимо выяснить причины, устранить их, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Погодные условия могут сорвать часть мероприятий, проведение которых запланировано на улице. В этом случае возможна замена на одного мероприятия на другое или проведение данного мероприятия в помещении.
Диагностика
Анализ дела и деятельности важнейший этап в организации любого дела. Он позволяет соотнести задачи, определяемые в процессе целеполагания, с результатом дела, наметить перспективы на будущее. Включение детей и в специально организованный анализ дел, деятельности, формирование у них навыков рефлексии – одно из важнейших условий развития личности в целом, а также лидерских качеств и ценностных ориентаций.
Оцениваться будут все стороны участия детей в жизни лагеря: быт, порядок, дисциплина, участие в соревнования и общелагерных делах, количество и качество проведённых дел.
В качестве критериев оценки эффективности и успешности реализации
Программы применяется следующий инструментарий:
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; |
Пошаговая диагностика | Смайлики по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Творческий отзыв (рисунок «Вместе мы») Анкетирование Беседы в отрядах |
Работа с социумом
Д/с «Крупский»
Школа искусств
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «Сказочный мир»
ДК «Мир»
БДЦ
Законы лагеря
Ни одной сломанной ветки;
Без разрешения воспитателей (вожатых) не покидай лагерь;
Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу;
Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают;
Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте;
Долой скуку;
Будь вынослив и терпелив;
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой;
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
РЕЖИМ ДНЯ
8:30 - 9:00 - сбор детей
9:00 - 9:05 - утренняя линейка (построение)
На линейку быстро стройся!
9:05 - 9:15 - зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9:15 - 10:00 - завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10:00 - 12:00 - подвижные игры, мероприятия по плану
12:00 - 12:45 - спортивные мероприятия, оздоровительные процедуры
12:45 - 13:15 - обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
13:15 - 14:30 - сценические мероприятия (концерты, спектакли, шоу, телепросмотры)
14:30 - уход домой "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем!
План - график реализации программы
№ | Направления | Мероприятия | Дни проведения | Ответственные |
1. | ДЕНЬ ЗНАКОМСТВ, ПОСВЯЩЕНИЯ В ДРУЗЕЙ ПРИРОДЫ (запуск экологического направления смены) | 1. Торжественная линейка. Открытие лагеря. 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3. Выбор командира отряда, выпуск эмблемы и стенгазеты. 4. КТД: «Здравствуй, мир! Здравствуй, друг!» | 1-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
2. | ДЕНЬ ЛЕСА | 1. Экологическое путешествие «Природа и красота р.п Чаадаевка». 2. Беседа «Правила поведения в лесопарках, у водоёмов». 3. Библиотечный час «Сказки леса». 4. Инсценировка сказки на новый лад «Цветик – семицветик». | 2-ой день | Воспитатели |
3. | ДЕНЬ ВОДЫ | 1. Беседы о реках родного края, их обитателях, значении водоёмов в экосистеме. 2. Инструктаж по ТБ «Правила поведения на воде». 3. Подвижные игры на свежем воздухе. 4. Инсценировка сказки на новый лад «Сказка о рыбаке и рыбке». | 3-ий день | Воспитатели |
4. | ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ | 1. Беседа «Почему здоровым быть модно». 2. Веселые старты. 3. Конкурс «Мисс – осень 2017». 4. Игра-викторина «Зелёная аптека». 5. Инсценировка сказки на новый лад «Красная шапочка». | 4-ый день | Воспитатели |
5. | ДЕНЬ ЖИВОТНЫХ | 1. Конкурс рисунков: «Осень в лагере». 2. Спортивная программа «Зоологический забег». 3. Инсценировка сказки на новый лад «Теремок». 4. Подвижные игры на свежем воздухе. 5. Торжественное закрытие лагерной смены. Награждение. 6. Операция «Нас здесь не было». | 5-ый день | Начальник лагеря, воспитатели |
Список используемой литературы
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007;
Титов С.В. Лето, здравствуй! Методические рекомендации по организации работы в лагере. – Волгоград: Учитель, 2001;
«Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
А.Н. Никульников «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И. Лобачева. Москва: ВАКО, 2007;
Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».