СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основа слова. Разбор по составу.Словообразовательный словарь.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.Состав слова.Основа слова.Разбор по составу. Словообразовательный словарь.3 класс Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Основа слова. Разбор по составу.Словообразовательный словарь.»

Урок 53
ОСНОВА СЛОВА. РАЗБОР ПО СОСТАВУ.
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫй СЛОВАРь

Педагогические
цели

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; ознакомления с основой слова, словообразовательным словарем

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Выделяют опознавательные признаки однокоренных слов, различают однокоренные слова и формы одного
и того же слова, сравнивают слова по составу, разбирают слова по составу в соответствии с предложенным алгоритмом, оценивают правильность разбора слова по составу

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; проявляют интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют языковой объект с выделением существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты деятельности, принимают и сохраняют цель и учебную
задачу; планируют свои действия для решения задачи, учитывают алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Основное содержание темы, понятия
и термины

Основа слова; порядок разбора слова по составу, словообразовательный словарь и правила работы с ним

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова».

3. Словообразовательный словарь


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)



Минутка чистописания

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверим готовность к уроку

Мс мс см смс слм Млл

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Записывают букву и элементы

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.
Беседа. Анализ словарного
материала

– Прочитайте слова.

На доске: мороз, морозный,
морозилка, морозы, заморозки.

– Обозначьте орфограммы.

– Какие орфограммы обозначили?

Обозначает на доске.

– В какой части слова встретились орфограммы?

– Что такое корень?

– Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?

– Подумайте, какое слово в данном ряду может быть лишним?
Почему?

Слушают вопросы учителя, аргументи-рованно отвечают
на них, находят
признаки для клас-
сификации слов
и выделения в ряду одного лишнего

П – применяют в новой
ситуации знания, полученные ранее; анализируют
и классифицируют предложенные объекты, сравнивают их и находят признаки, по которым может быть исключено лишнее слово.

Р – принимают учебную
задачу.

К – высказывают позицию и аргументируют ее

Беседа
по вопросам


– Какая часть слова изменила его форму, оставив значение неиз-менным?

– Какую роль играет окончание?

– Какое слово может быть лишним по другому признаку?

– Какую роль играют приставки
и суффиксы в словах?




III. Подготовка к основному
этапу деятельности
(учебник, форзац «Состав слова и слово-образование»)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

Прослушайте песню Маши из м/фильма «Маша и Медведь».

- О чем эта песня?

- Какие слова вы услышали с корнем след?

-Это однокоренные слова или форма одного слова?

Что менялось в словах? Что такое окончание?


-О следах зверей на снегу в лесу.

-Следам, следы, след.

-Это форма одного слова.


- Изменилось окончание.


Пр. – знают морфемы
(корень, приставка, суффикс, окончание); умеют
видеть их на предложенных схемах

Беседа
по вопросам

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, форзац «Состав
слова и слово-образование»)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

-Если мы уберем окончание, что останется?

-Что такое основа?

– Внимательно посмотрите на схему, расположенную на форзаце.
– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы ближе познакомиться
с этой частью слова

Останется основа


Слушают учителя. Пытаются самостоятельно сформулировать цель деятель-
ности на уроке

П – сравнивают объекты, классифицируют их.

Р – понимают недостаточность имеющихся знаний для решения новых учебных задач, принимают
учебную задачу, сфор-
мулированную вместе
с учителем

Беседа
по вопросам

V. Усвоение
новых знаний

и способов действий.

1. Наблюдение
(учебник, форзац «Состав
слова и слово-образование»)

Фронтальная. Словесный,

практический. Беседа

– Вы догадались, что среди всех морфем, имеющихся в слове, есть

одна, пока не изученная нами. Это основа слова. Посмотрите еще раз на схему, представленную на форзаце, и попытайтесь
перечислить основные признаки этой морфемы. Обратите внимание на следующие пункты:

1. Как обозначается основа?

2. Где находится в слове?

3. Какова ее роль?

– А кто может объяснить, что такое словообразовательный разбор слова? Ответ спрятан все на том же форзаце. Будьте внимательны, и вы сможете его сформулировать

Изучают схему. Применяют полученные

ранее знания для решения поставленной учебной задачи.

Высказывают свои
гипотезы

П – строят рассуждения
по плану.

Р – принимают учебную
задачу

Беседа
по вопро-

сам, моно-логические ответы

2. Работа
с теоретичеким материалом
учебника
(с. 95, 96)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Проверьте правильность ваших предположений. Прочитайте
правило. Что такое основа?

– А теперь загляните на «Страничку для любознательных» (с. 96)
и познакомьтесь с информацией о словообразовательном разборе

Читают, отвечают
на вопрос

П – извлекают необходимую информацию из текста

Беседа
по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Физминутка для мышц рук и ног.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений

VI. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику, упр. 181

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Комментирование

Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при необходимости

Знакомятся с памяткой. Выполняют задание по алгоритму

П – понимают необходимость последовательных действий, действуют
по алгоритму

Упраж-
нение

2. Работа
по учебнику, упр. 183

Групповая

Организует работу групп
(каждый ряд подбирает слова для одной схемы)

Классифицируют
слова в соответствии с заданными
параметрами

П – выделяют в целом объекте части, могут работать со схематическими изображениями.

Р – принимают учебную
задачу

Фронтальный

4. Работа
по учебнику, упр. 185

Групповая

Организует работу групп
(каждый ряд работает с одним предложением)

Исправляют речевые ошибки. Записывают отредактированные предложения, находят в них граммати-

Пр. – совершенствуют
навыки редактирования текста.

П – применяют на практике новые знания.

Фронтальный

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Чему научились на уроке?

– Что вызвало затруднения?

– С каким настроением покидаете урок?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
стр 95 № 179

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!