Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Минутка чистописания | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Учебник, ручка и тетрадка? – Проверим готовность к уроку Мс мс см смс слм Млл | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Записывают букву и элементы | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа. Анализ словарного материала | – Прочитайте слова. На доске: мороз, морозный, морозилка, морозы, заморозки. – Обозначьте орфограммы. – Какие орфограммы обозначили? Обозначает на доске. – В какой части слова встретились орфограммы? – Что такое корень? – Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему? – Подумайте, какое слово в данном ряду может быть лишним? Почему? | Слушают вопросы учителя, аргументи-рованно отвечают на них, находят признаки для клас- сификации слов и выделения в ряду одного лишнего | П – применяют в новой ситуации знания, полученные ранее; анализируют и классифицируют предложенные объекты, сравнивают их и находят признаки, по которым может быть исключено лишнее слово. Р – принимают учебную задачу. К – высказывают позицию и аргументируют ее | Беседа по вопросам |
| | – Какая часть слова изменила его форму, оставив значение неиз-менным? – Какую роль играет окончание? – Какое слово может быть лишним по другому признаку? – Какую роль играют приставки и суффиксы в словах? | | | |
III. Подготовка к основному этапу деятельности (учебник, форзац «Состав слова и слово-образование») | Фронтальная. Словесный. Беседа | Прослушайте песню Маши из м/фильма «Маша и Медведь». - О чем эта песня? - Какие слова вы услышали с корнем след? -Это однокоренные слова или форма одного слова? Что менялось в словах? Что такое окончание? | -О следах зверей на снегу в лесу. -Следам, следы, след. -Это форма одного слова. - Изменилось окончание. | Пр. – знают морфемы (корень, приставка, суффикс, окончание); умеют видеть их на предложенных схемах | Беседа по вопросам |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, форзац «Состав слова и слово-образование») | Фронтальная. Словесный. Беседа | -Если мы уберем окончание, что останется? -Что такое основа? – Внимательно посмотрите на схему, расположенную на форзаце. – Цель нашего урока состоит в том, чтобы ближе познакомиться с этой частью слова | Останется основа Слушают учителя. Пытаются самостоятельно сформулировать цель деятель- ности на уроке | П – сравнивают объекты, классифицируют их. Р – понимают недостаточность имеющихся знаний для решения новых учебных задач, принимают учебную задачу, сфор- мулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Наблюдение (учебник, форзац «Состав слова и слово-образование») | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа | – Вы догадались, что среди всех морфем, имеющихся в слове, есть одна, пока не изученная нами. Это основа слова. Посмотрите еще раз на схему, представленную на форзаце, и попытайтесь перечислить основные признаки этой морфемы. Обратите внимание на следующие пункты: 1. Как обозначается основа? 2. Где находится в слове? 3. Какова ее роль? – А кто может объяснить, что такое словообразовательный разбор слова? Ответ спрятан все на том же форзаце. Будьте внимательны, и вы сможете его сформулировать | Изучают схему. Применяют полученные ранее знания для решения поставленной учебной задачи. Высказывают свои гипотезы | П – строят рассуждения по плану. Р – принимают учебную задачу | Беседа по вопро- сам, моно-логические ответы |
2. Работа с теоретичеким материалом учебника (с. 95, 96) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Проверьте правильность ваших предположений. Прочитайте правило. Что такое основа? – А теперь загляните на «Страничку для любознательных» (с. 96) и познакомьтесь с информацией о словообразовательном разборе | Читают, отвечают на вопрос | П – извлекают необходимую информацию из текста | Беседа по вопросам |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Физминутка для мышц рук и ног. | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни | Правильное выполнение движений |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работа по учебнику, упр. 181 | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Комментирование | Организует работу с упражнением, контролирует выполнение, оказывает помощь при необходимости | Знакомятся с памяткой. Выполняют задание по алгоритму | П – понимают необходимость последовательных действий, действуют по алгоритму | Упраж- нение |
2. Работа по учебнику, упр. 183 | Групповая | Организует работу групп (каждый ряд подбирает слова для одной схемы) | Классифицируют слова в соответствии с заданными параметрами | П – выделяют в целом объекте части, могут работать со схематическими изображениями. Р – принимают учебную задачу | Фронтальный |
4. Работа по учебнику, упр. 185 | Групповая | Организует работу групп (каждый ряд работает с одним предложением) | Исправляют речевые ошибки. Записывают отредактированные предложения, находят в них граммати- | Пр. – совершенствуют навыки редактирования текста. П – применяют на практике новые знания. | Фронтальный |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Чему научились на уроке? – Что вызвало затруднения? – С каким настроением покидаете урок? | Отвечают на вопросы учителя | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание стр 95 № 179 | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |