СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основная мысль повести Мориса Глейцмана " Болтушка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛСССНОГО ЧТЕНИЯ

Просмотр содержимого документа
«Основная мысль повести Мориса Глейцмана " Болтушка"»

« Надеюсь, мы подружимся….».

Основная мысль повести Морриса Глейцмана « Болтушка».



Если я чем-то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю

тебя,а напротив, одаряю.

Антуан де Сент – Экзюпери.

Цель урока: достичь осознания каждым участником урока ценности доброго, уважительного отношения друг к другу, ценности дружбы в жизни.

Задачи урока:

-образовательные: учить анализировать художественное произведение, характеризовать герое произведения, сформулировать основную мысль повести, , формировать навыки осознанного чтения .

- развивающие: развивать навык анализа художественного произведения, связную речь учащихся.

-воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, сочувствия, доброты, уважительного отношения к людям.

Ход урока:

1. Организационно-психологический момент. Вступительное слово учителя (5 мин.)

Здравствуйте, ребята. Мир, в котором мы живём, красив, бесконечно разнообразен, постоянно меняется. И люди, окружающие нас, разные. Порой очень трудно найти друзей, родственную душу и остаться самим собой. Среди нас живут необычные люди, у которых есть особенности здоровья, мешающие им свободно передвигаться, слышать, говорить, но им очень хочется найти друзей, жить полноценной жизнью. О такой особенной девочке рассказал нам австралийский писатель Моррис Глейцман. И сегодня на уроке мы выясним ваши впечатления от прочтения повести, дадим характеристику главным героям повести, а также проникнем в авторский замысел, прояснив главную мысль произведения. Запишем название и тему урока в тетрадь.

Прочитаем эпиграф к уроку - слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери. - Как вы понимаете их? ( Люди с особенностями физического или умственного развития могут научить других быть добрыми, терпимыми, сострадательными, т.е. «одарить» их). Запишем эпиграф в тетрадь.

2. Выявление уровня читательского восприятия повести (5 мин.).

- Ребята, понравилась ли вам повесть? Почему?

- Какие эпизоды запомнились? Почему?

- Какие герои привлекли ваше внимание? Почему?

- Поступки каких героев вы не принимаете и почему?

3. Эвристическая беседа (25 мин.).

Писатель рассказал нам об австралийской школьнице , которая первый раз идёт в новую школу , встречается с новым коллективом.

- Что чувствует Ровена?

( Волнение, страх, неуверенность, интерес, любопытство).

- Какой способ рассказать о себе она нашла? Почему?

( Ровена написала письма своим одноклассникам, потому что она умела говорить только руками из-за особенностей строения своего горла).

- Что она рассказала о себе? Приведите цитату из текста.

(Ровена написала о том, что она не умеет говорить, как все, но в остальном она такая же девочка, как и остальные ребята, у неё много увлечений). «Здравствуйте, - говорилось в письме, - меня зовут Ровена Бэтс. Вы, наверное, уже заметили, что я не могу разговаривать. Но это ничего, мы все равно можем дружить, потому что я умею писать, рисовать, кивать и мотать головой, показывать пальцем, морщить нос, и еще я говорю на языке глухонемых. Раньше я училась в специальной школе, но правительство ее закрыло. Говорить, как все, я не могу потому, что у меня чего-то там не хватает в гортани (не пугайтесь, шея у меня не дырявая и не протекает). А так вообще я нормальный человек, люблю читать, смотреть телек и водить папин трактор. Надеюсь, что мы подружимся.

Искренне ваша, Ровена Бэтс».

- Как письмо её характеризует?

(Ровена добрая, открытая, искренняя, обладает чувством юмора, смелая любознательная).

- Какая мысль в письме является главной?

(Ровена надеется, что они с ребятами смогут стать друзьями: « Надеюсь, что мы подружимся».)

- Как ребята восприняли Ровену и её письмо? Почему?

( Ребята по-разному оценили письмо Ровены, и их восприятие девочки тоже было разным, потому что они ещё не сталкивались в своей жизни с такими детьми. Кто –то радовался, кто-то её изучал, а кто-то и обидел ).

- Есть ли ещё необычные ребята в этом классе?

(Да, Ровена заметила девочку, которая медленно читает , а Даррен Пек,мальчик с огненно рыжими волосами, сам заявил о себе вызывающим поведением. Он своими словами обидел Ровену).

- А как Ровена относится к своей «необычности»? Приведите цитату.

(Она считает себя равной другим, её неспособность говорить- это трудность, с которой может встретиться любой:«- Я такая же, как вы, - сказала я. - Обычный человек со своими трудностями - У меня трудности с голосом и речью, - продолжала я, - а кому-то из вас, может быть, трудно зарабатывать на жизнь, или печь бисквитный торт, или делать по-большому.…. - Вы можете мне сочувствовать, если хотите. А я, если захочу, могу сочувствовать вам. Мне вот, например, очень жалко тех из вас, у кого нет настоящего друга»).

- Через какие испытания прошла Ровена?

( Ровена многое пережила в своей жизни: самой страшной потерей для неё стала смерть мамы, затем у неё умерла подруга, после закрытия школы для немых Ровена вынуждена переехать, пойти в новую школу, в новый класс, что, несомненно, стало для неё испытанием, она пробежала стометровку, соревнуясь с чемпионкой школы в беге, пережила предательство Аманды, которая взяла «шефство» над ней).

- Что любит Ровена ? Почему? Приведите цитату.

( Ровена любит кататься на тракторе, яичницу - глазунью, яблочные пончики, но больше всего она любит «разговаривать в уме» , потому что

« Во-первых, так можно болтать часами и руки не устают…. Разговаривать в уме еще и потому здорово, что можно пообщаться с кем хочешь …. И можно даже поговорить с человеком, который уже умер…. С мамой, например, или с Эрин, моей самой лучшей подружкой из старой школы…

Когда болтаешь с кем-нибудь в уме, самое приятное, что разговор всегда идет в точности по-задуманному. Ты, например, скажешь:

- Привет, пап!

А он тебе:

- Привет, Ро!

- Пап, - говоришь ты дальше, - не мог бы ты, знаешь, вести себя потише, когда будешь знакомиться с моими новыми одноклассниками. А то я ужасно беспокоюсь. Даже если этот случай с лягушкой позабудется, вдруг они не захотят дружить с дочкой яблочного ковбоя, который чуть что - начинает петь. Или им родители не разрешат со мной водиться...

- Ну конечно! - говорит папа. - Мне это совсем не трудно.

В уме твой собеседник всегда тебя слушает и понимает».

- А кто всегда понимает Ровену? ( Её папа). Какой он? Как он выражает любовь к дочери? ( Папа Ровены-индивидульная личность, он необычно одевается, не боится выглядеть смешным, переехав, он пережил разлуку со своими друзьями, он всё ещё не оправился после смерти своей жены, но, несмотря на трудности, всегда и во всём поддерживает Ровену, она у него «на первом месте». Свою любовь к ней он выражает ещё и песней о девочке, у которой губы «безмолвные, как свинец, и сердце звонкое , как бубенец»).

- Какой день своей жизни Ровена считает лучшим и худшим и почему? (Лучшим Ровена считает день, когда она приобрела подругу в лице Аманды, потому что она перестала ощущать себя одинокой, она могла с ней говорить и вновь стала радоваться, смеяться. А худшим-день, когда узнала, что она для Аманды –«общественная нагрузка», что девочка общалась с ней, чтобы выступить на городском благотворительном мероприятии, проводимом её отцом. Но был и второй лучший день, когда Аманда ,извинившись, всё-таки стала её хорошей подругой).

- В начале повести в письме Ровена выражает надежду, что они с ребятами с могут подружиться. Сбылись ли её ожидания? Благодаря чему?

( Ровене удалось найти себе друга в лице Аманды, потому что она сумела преодолеть трудности, умела прощать, а главное, она очень хотела обрести друга).

4.Подведение итогов урока (5 мин.):

- Что же сказал нам австралийский писатель своей книгой? Какова её основная мысль?

( Моррис Глейцман сказал нам о том , что нужно быть добрыми по отношению к друг другу, стремиться к взаимопониманию, помогать в трудной ситуации, что люди , у которых есть особенности здоровья, не только нуждаются в помощи, но и сами могут «одарить» других нравственными качествами.А главное, нужно уметь дружить.)

- Ещё раз обратимся к эпиграфу и ещё раз прочтём его. Чем Ровена обогатила вас, ребята?

( Ровена одарила добротой, смелостью, душевной красотой, научила преодолевать трудности).

6.Заключительное слово учителя (5 мин.):

Моррис Глейцман рассказал нам о жизни автралийской девочки, но трудности , с которыми она столкнулась, испытывают многие дети и взрослые люди, независимо от того, где они живут и учатся. Давайте будем добрыми, терпимыми, уважающими друг друга людьми.

Подготовленный ученик читает стихотворение Л. Поляковой.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

Комментированное выставление оценок.

Домашнее задание: Напишите письмо Ровене или таким ребятам, как Ровена, поделитесь с ними своими мыслями и чувствами о повести.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!