СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основной закон страны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал необходим при изучении раздела: Конституция РФ"

Просмотр содержимого документа
«Основной закон страны»

Основной закон страны. Подготовила: Калиничева Лариса Дмитриевна, Учитель истории, обществознания, МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа», Верховский район, Орловской обл.

Основной закон страны.

Подготовила: Калиничева Лариса Дмитриевна,

Учитель истории, обществознания, МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа», Верховский район, Орловской обл.

Содержание. История Конституции Высшая юридическая сила Конституции Конституция Российской Федерации 1993 года Структура Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции Конституционные поправки и пересмотр Конституции Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции Отличие Конституции от Конституций стран Европейского союза Отражение международных документов в Конституции

Содержание.

  • История Конституции
  • Высшая юридическая сила Конституции
  • Конституция Российской Федерации 1993 года
  • Структура
  • Отличия от Конституции 1978 года в последней редакции
  • Конституционные поправки и пересмотр Конституции
  • Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России
  • Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России
  • Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
  • Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции
  • Отличие Конституции от Конституций стран Европейского союза
  • Отражение международных документов в Конституции
История Конституции. В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно  1918  1925  1937  1978  1993 - ныне действующая Конституция

История Конституции.

В истории Российской Федерации насчитывается пять конституций — соответственно

  • 1918
  • 1925
  • 1937
  • 1978
  • 1993 - ныне действующая Конституция
История Конституции. Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

История Конституции.

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав.

История Конституции. Конституция 1925 г. была утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

История Конституции.

Конституция 1925 г. была утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года). В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

История Конституции. Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1936 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года). Конституция (Основной Закон) РСФСР 1936 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

История Конституции.

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1936 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1936 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

История Конституции. Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую».

История Конституции.

Конституция РСФСР 1978 года Введена в действие с Декларацией Верховного Совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую».

История Конституции. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, которое составляло 54,8 % от числа зарегистрированных избирателей.

История Конституции.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. За новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, которое составляло 54,8 % от числа зарегистрированных избирателей.

Высшая юридическая сила Конституции. Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Высшая юридическая сила Конституции.

Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.

Конституция Российской Федерации 1993 года.  Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года. По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 года.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции России, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса, но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева. В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Структура. Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом: Преамбула Раздел первый Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16) Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64) Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79) Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93) Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109) Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117) Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129) Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133) Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137) Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Структура.

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции. Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России); Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми.Однако, республики, входящие в РФ, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов РФ. Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет); Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991-1993 гг. составлял 65 лет); Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации; Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;

Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции.

  • Ликвидирована система Советов (включая Съезд народных депутатов России);
  • Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми.Однако, республики, входящие в РФ, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов РФ.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991-1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции. Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России); Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью. введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами). Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).

Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции.

  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России);
  • Президент Российской Федерации был наделен полномочиями главы государства, но перестал считаться главой исполнительной власти и ее частью.
  • введено разделение законов на обычные (федеральные законы), органические и законы о поправках к Конституции (порядок принятия тот же (за исключением поправок к главам 1, 2 и 9) + ратификация субъектами).
  • Согласие субъектов Федерации (ратификация) теперь требуется для любых поправок к Конституции (а не только для изменения норм о федеративном устройстве).
Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции. Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие ее нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов РФ (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации). нормы об основах системы государственной власти субъектов РФ выведены из Конституции в федеральные законы. Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией РФ (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года) отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)

Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции.

  • Установлен усложненный порядок изменения основ конституционного строя (глава 1), норм о правах человека (глава 2) и порядке изменения Конституции (глава 9). Ранее любой раздел Конституции (включая основополагающие ее нормы) мог быть изменен Съездом народных депутатов РФ (законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации).
  • нормы об основах системы государственной власти субъектов РФ выведены из Конституции в федеральные законы. Ранее система государственной власти во всех субъектах была регламентирована непосредственно Конституцией РФ (разделы VI и VI1 Конституции 1978 года)
  • отменена регламентация структуры представительных и исполнительных органов местного самоуправления, в прежней Конституции статус местных Советов народных депутатов и местной администрации регламентировался непосредственно (главы 17 и 18)

Отличие от Конституции 1978 года в последней редакции.

  • принципы избирательной системы выведены в законы. Ранее они регламентировались Конституцией (глава 11 Конституции 1978 года)
  • государственная символика стала устанавливаться федеральными конституционными законами. Ранее флаг и герб были установлены непосредственно Конституцией (статьи 180 и 181 Конституции 1978 года), а гимн определялся Верховным Советом РФ (статья 182).
  • Конституция получила высшую юридическую силу (статья 15 Конституции РФ). Ранее говорилось лишь о том, что "все законы и иные акты государственных органов Российской Федерации издаются на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации." (статья 184 Конституции РФ 1978 года).
  • Отменен институт приостановления отдельных статей Конституции законодательным органом (ранее статья 185 Конституции 1978 года предусматривала, что Съезд народных депутатов РФ может это сделать не менее, чем двумя третями голосов народных депутатов РФ).
  • Исключены нормы о делегировании парламентом своих полномочий (ранее они предусматривались статьей 185 Конституции РФ 1978 года)
  • В Конституцию введены нормы о порядке принятия новой Конституции (Конституционным Собранием, двумя третями голосов от общего числа членов Собрания, либо референдумом, назначенным Собранием). Прежняя Конституция не включала прямых норм о порядке принятия Конституции, но содержала указание на эту процедуру среди исключительных полномочий Съезда (пункт 1 части третей статьи 104 КРФ 1978 года).
Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются: Президент Российской Федерации; Совет федерации; Государственная дума; Правительство Российской Федерации; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет федерации;
  • Государственная дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.
Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции: изменение положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции; поправки к остальным главам (кроме статьи 65); внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации; внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации. Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Порядок внесения поправок в Конституцию и ее пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

  • изменение положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
  • поправки к остальным главам (кроме статьи 65);
  • внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
  • внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.
  • Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.
Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России. Часть 2 статьи 137 Конституции гласит: «В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России.

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

«В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации».

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России. В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции: «Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России.

В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

«Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации».

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.

  • Статья 136 Конституции гласит: «Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»
  • Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»
  • Поправки в главы 3-8:

- должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации

- в течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации

- после установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции.

  • В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.
  • Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3—8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.
  • Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации:

- внесение субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу

- принятие Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов)

- в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов)

- созвание Конституционного Собрания — особого учредительного органа, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе.

Отличие Конституции РФ от конституций стран  Европейского Союза.  Общее: Высшая юридическая сила Конституции; наличие в Конституции статьи с указанием, что принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы страны (ст. 15, ч. 4 в Конституции РФ, ст. 10 Конституции Италии); наличие норм-принципов, относящихся к понятию основ конституционного строя; сходство прав и свобод, закрепленных Конституцией; сходства в организации праламента (Россия и ФРГ); сходство в организации исполнительной власти (ст. 110 Конституции РФ, ст. 92 Конституции Италии, такой же порядок предусмотрен в Конституциях ФРГ и Франции); характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и подзаконность.

Отличие Конституции РФ от конституций стран Европейского Союза.

Общее:

  • Высшая юридическая сила Конституции;
  • наличие в Конституции статьи с указанием, что принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы страны (ст. 15, ч. 4 в Конституции РФ, ст. 10 Конституции Италии);
  • наличие норм-принципов, относящихся к понятию основ конституционного строя;
  • сходство прав и свобод, закрепленных Конституцией;
  • сходства в организации праламента (Россия и ФРГ);
  • сходство в организации исполнительной власти (ст. 110 Конституции РФ, ст. 92 Конституции Италии, такой же порядок предусмотрен в Конституциях ФРГ и Франции);
  • характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность и подзаконность.
Отличие Конституции РФ от конституций стран Европейского Союза. Термин «основы конституционного строя» не используется (в конституциях некоторых встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция) такого четкого разграничения нет ни в Конституции ФРГ, ни в Конституции Австрии, полномочия Федерации и ее субъектов там перемешаны в конституциях Франции, ФРГ термин «глава государства» вообще не используется 1 гл. Конституции РФ –Основы конституционного строя в ст.71 закреплен круг вопросов, которые относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному ведению РФ и ее субъектов согласно ст.80, Президент РФ является главой государства

Отличие Конституции РФ от конституций стран Европейского Союза.

  • Термин «основы конституционного строя» не используется (в конституциях некоторых встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие положения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция)
  • такого четкого разграничения нет ни в Конституции ФРГ, ни в Конституции Австрии, полномочия Федерации и ее субъектов там перемешаны
  • в конституциях Франции, ФРГ термин «глава государства» вообще не используется
  • 1 гл. Конституции РФ –Основы конституционного строя
  • в ст.71 закреплен круг вопросов, которые относятся к ведению РФ, а в ст.72, – что относится к совместному ведению РФ и ее субъектов
  • согласно ст.80, Президент РФ является главой государства
Отражение международных документов в Конституции. Согласно ст. 17 Конституции РФ, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащихся в документах: Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948 г.) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и 1989 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950

Отражение международных документов в Конституции.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащихся в документах:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948 г.)
  • Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
  • Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и 1989 г.
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950
Отражение международных документов в Конституции. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981г. Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. Конвенция о политических правах женщин 1952 г. Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. Декларация прав ребенка 1959 г. Конвенция о правах ребенка 1989 г.

Отражение международных документов в Конституции.

  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
  • Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981г.
  • Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.
  • Конвенция о политических правах женщин 1952 г.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Декларация прав ребенка 1959 г.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.
Отражение международных документов в Конституции  РФ. Согласно ст. 17 Конституции РФ, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащихся в документах: •  Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948 г.) •  Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. •   Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. •  Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и 1989 г. •  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. •  Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации •  1965 г.

Отражение международных документов в Конституции РФ.

Согласно ст. 17 Конституции РФ, в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, содержащихся в документах:

• Всеобщая декларация прав человека (принята ООН в 1948 г.)

• Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

• Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. и 1989 г.

• Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

• 1965 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!