СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука. Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука. Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС». Мероприятие проведено в форме проектной деятельности. Работа служит дополнительной деятельностью для 10 класса и новым для младших школьников. Старшие выполняют вычисления и определяют показания. Младшие показывают опыты с мыльными пузырями   и приготовленную презентацию. Затем вместе выполняют практическую работу. Это позволило одному ученику - привить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников.  Учитель в ходе подготовки к данному мероприятию должен помочь с нахождением и представлением в виде презентации материала по заводу и его продукции, отдельно приготовить материалы по видам СМС. Учитель распределяет задания в группе сообразно качествам каждого ребенка в отдельности. Занятие направлено на  воспитание коллективизма и сотрудничества, на развитие интереса учащихся к творческой деятельности,   развитие познавательных процессов и исследовательских умений. В ходе подготовки и проведения занятия ученики прониклись чувством патриотизма и гордости за завод и его продукцию.

Просмотр содержимого документа
«Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука. Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС».»

Ф.И.О. учителя: Хабибуллина Нурия Талховна


Должность: учитель физики


Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рощинский Стерлитамакского района Республики Башкортостан


Домашний адрес: 453137, Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, село Рощинский, ул. Северная 6 – 37


Адрес школы: 453137, Республика Башкортостан, ул.Майская 24


Электронный адрес школы: [email protected]


Электронный адрес учителя: [email protected]


Учебник: «Физика. 10 класс. Профильный уровень» В.А.Касьянова.

Возраст учащихся: ученики 10 класса и группа учащихся с 5 по 8 класс, посещающих кружок.

Аннотация к занятию кружка на тему : «Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука. Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС».

Мероприятие проведено в форме проектной деятельности. Работа служит дополнительной деятельностью для 10 класса и новым для младших школьников. Старшие выполняют вычисления и определяют показания. Младшие показывают опыты с мыльными пузырями и приготовленную презентацию. Затем вместе выполняют практическую работу. Это позволило одному ученику - привить чувство ответственности, другому – дать возможность утвердить себя в глазах сверстников.

Учитель в ходе подготовки к данному мероприятию должен помочь с нахождением и представлением в виде презентации материала по заводу и его продукции, отдельно приготовить материалы по видам СМС. Учитель распределяет задания в группе сообразно качествам каждого ребенка в отдельности. Занятие направлено на воспитание коллективизма и сотрудничества, на развитие интереса учащихся к творческой деятельности, развитие познавательных процессов и исследовательских умений. В ходе подготовки и проведения занятия ученики прониклись чувством патриотизма и гордости за завод и его продукцию.








1



Здравствуйте ребята, сегодня тема нашего занятия

это -

«Контрольная закупка»


И предметом наших исследований станет обыкновенный порошок или синтетические моющие средства.


Как истинные патриоты своей родины мы возьмем образец нашего завода «Сода» и любой другой, например «Миф».



Тема: Основной завод города Стерлитамака – завод синтетического каучука.

Изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС.

Совместное творчество 10 класса и группы учащихся из 5, 6 и 8 классов, под руководством учителя.

Цели:

изучение поверхностного натяжения синтетических моющих средств, выпущенных заводом СК и сравнение с другими СМС

развитие интереса учащихся к творческой деятельности, расширение кругозора, развитие познавательных процессов и исследовательских умений.

Место проведения и его оборудование: кабинет физики, столы должны быть расставлены для групповой работы.

Технические средства: ПК, проектор, экран, презентации по заводу «Сода».


Приборы и материалы:


1) стаканы низкие с холодной и горячей водой, 2) пробирки химические с

тальком, закрытые пробкой, 3) кусочек сахара, 4) кусочек мыла, 5) кусочек марли, 6) кусочек пластилина, 7) петля проволочная, 8) СМС «Зифа» и «Миф».

Участники данного мероприятия: ученики 10 класса и группа учащихся с 5 по 8 классы.




2

Чтобы легче нам было, работать вначале проведем повторение.

Для этого 10 класс 1)объяснит следующее явление

2) И ответит на следующие вопросы:

1) Ученик показывает опыт с мыльными пузырями.


2)Где можно увидеть явление поверхностного натяжения?

Как вычисляется сила поверхностного натяжения? От чего она зависит?

Что называют коэффициентом поверхностного натяжения?


3.

И прослушаем сообщение

«Моющие средства».

Первое мыло, самое простое моющее средство, было получено на Ближнем Востоке более 5000 лет назад. Поначалу оно использовалось, главным образом, для стирки и обработки язв и ран. И только в I веке н. э. человек стал мыться с мылом.

Моющим средствами называются натуральные и синтетические вещества с очищающим действием, в особенности мыло и стиральные порошки, применяе­мые в быту, промышленности и сфере обслуживания.

Мыло получают в результате химического взаимодействия жира и щелочи. Скорее всего, оно было открыто по чистой случайности, когда над костром жарили мясо, и жир стекал на золу, обладающую щелочными свойствами.

Производство мыла имеет давнюю историю, а вот первое синтетическое мою­щее средство появилось только в 1916 году. Изобретение немецкого химика Фрица Гюнтера предназначалось для промышленного использования; бытовые синте­тические моющие средства, более или менее безвредные для рук, стали выпус­кать в 1933 году. С тех пор был разработан целый ряд синтетических моющих средств (CMC) узкого назначения, а их производство стало важной отраслью хи­мической промышленности.

Именно из-за поверхностного натяжения вода сама по себе не обладает дос­таточным чистящим действием. Вступая в контакт с пятном, молекулы воды при­тягиваются друг к другу, вместо того чтобы захватывать частицы грязи. Другими словами они не смачивают грязь.

Мыло и синтетические моющие средства содержат вещества, повышающие смачивающие свойства воды за счет уменьшения силы поверхностного натяже­ния. Эти вещества называются поверхностно-активными (ПАВ), поскольку дей­ствуют на поверхности жидкости.

Молекулы ПАВ можно представить в виде головастиков. Головами они «цепля­ются» за воду, а хвостиками - за жир. Когда ПАВ смешиваются с водой, их молекулы на поверхности обращены «головами» вниз, а их «хвостики» торчат из воды. «Раз­дробив» таким образом поверхность воды, эти молекулы значительно уменьшают эффект поверхностного натяжения, тем самым помогая воде проникать в ткань. Этим же хвостиками молекулы ПАВ захватывают попадающиеся им частицы жира.


4.

Как в телевизионной передаче у нас тоже есть своя «Советская пятиминутка», где мы познакомимся с историей завода «Сода»


1 слайд - общая панорама завода.









2 слайд - Из истории становления завода.
















3 слайд – Продукция завода синтетические моющие средства.



















4 слайд – Линии перевозки сырья для СМС. Экологическая проблема – вот что осталось от некогда величественной горы Шах тау.




5 слайд – «Горизонты деятельности завода распространения его продукции».





















5.

Приступаем к выполнению исследовательской работы. Она состоит из двух этапов.

После выполнения каждого нужно ответить на блок вопросов и оформить этапы выполнения работы.

Выполнение групповой уровневой лабораторной работы

«Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения жидкости от температуры и природы граничащих сред (двух видов СМС)»

Приборы и материалы: 1) стаканы низкие с холодной и горячей водой

2) пробирки химические с тальком, закрытые пробкой; 3) кусочек сахара; 4)кусочек мыла; 5) кусочек марли; 6) кусочек пластилина; 7) петля проволочная; 7) порошки.

Ход урока

  1. Порядок выполнения 1 части лабораторной работы

  1. Скатайте из кусочка пластилина шарик диаметром 2-3 мм. Положите его при помощи проволочной петли сначала на поверхность холодной воды, а затем горячей. Сравните результаты опытов и объясните их.

  1. Ответьте на вопросы:


  • Зависит ли коэффициент поверхностного натяжения воды от температуры

  • По какому признаку можно судить об этом?

  • Посыпьте тальком поверхность холодной воды в стакане. Для этого закройте отверстие пробирки кусочком марли и просейте тальк над водой.

  • Коснитесь поверхности воды сначала кусочком мыла, а затем кусочком и сахара. Что при этом наблюдается?

  • Как изменится коэффициент поверхностного натяжения воды при раство­рении в ней мыла?

  • Как изменится коэффициент поверхностного натяжения воды при растворении в ней сахара?


2 часть

Теория: Сила поверхностного натяжения, действующая на границу поверхностного слоя длиной / равна F = хр где х - коэффициент поверхностного натяжения (Н/м).

Существует много способов измерения поверхностного натяжения жидкостей. Можно к чувствительному динамометру прикрепить медную проволоку и подста­вить под проволоку сосуд с водой так, чтобы проволока коснулась поверхности воды. Теперь если медленно опускать сосуд с водой или поднимать динамометр, то вместе с проволокой поднимается обволакивающая ее водяная пленка, а показа­ния динамометра увеличиваются и достигают максимального значения в момент разрыва водяной пленки и проволоки. Если из показаний динамометра вычесть вес проволоки, то получим исходную силу. Зная длину проволоки, можно найти х.


Ход выполнения второй части лабораторной работы.

Растворите в двух сосудах отдельно СМС «Зифа» и «Миф». Определите вес и длину проволоки. Прикрепив к динамометру медную проволоку, опускаем их в сосуды с порошками. Поднимая динамометр с проволокой, замечаем показания прибора в момент разрыва пленки и проволоки. Отнимая из показаний динамометра вес проволоки, находим силу поверхностного натяжения. Используя значение длины проволоки найдите коэффициент поверхностного натяжения.



Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какими свойствами обладает поверхностный слой жидкости?

  2. Приведите примеры действия сил поверхностного натяжения.

  3. Как изменится сила поверхностного натяжения воды при растворении в ней мыла?

4..Какую форму принимают капли жидкости в условиях невесомости? Почему?

6.

Домашнее задание.

Придумайте рекламу СМС «Зифа».

7.

Итоги работы.

Объявляю оценки за самостоятельную работу. Собрать тетради.

8.


До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!