урок «Формы размножение организмов»
Ход урока
I. Оргмомент
1.1. Проверить явку учащихся.
1.2. Проверить готовность класса к уроку.
II. Проверка знаний и умений учащихся
Личностно-ориентированное обучение. На столах у учащихся находятся оценочные листы (приложение 1), которые заполняются ими по ходу урока. Учащиеся делают свой осознанный выбор задания (приложение 2) для проверки и контроля ЗУН, выполняют задания согласно регламентируемого времени, осуществляют самоконтроль, используя “проверялочки”, которые выдаются учителем по истечении предложенного времени для работы (приложение 3).
III. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний учащихся (беседа)
Живая природа чрезвычайно разнообразна. Но ничто не вечно. Каждую секунду на Земле гибнет астрономическое количество живых существ. Каковы причины этих трагедий?
- Старость, болезни, уничтожают хищники, паразитизм, катастрофы, недостаток пищи, антропогенное воздействие.
Благодаря какому универсальному свойству организмов жизнь на Земле продолжается?
- Благодаря размножению. Размножение организмов – основное свойство живого.
Учащиеся за неделю до урока получают задание на группу, которое выбирают согласно своим интересам и возможностям (приложение 4). На уроке учитель предлагает школьникам предоставить результаты своей работы.
Слово предоставляется учащимся первой группы по теме: “Размножение организмов – основное свойство живого”.
Предполагаемый ответ
Размножение
-
свойство живых систем;
-
воспроизведение новых особей;
-
воспроизведение особей себе подобных
-
увеличение численности особей;
-
распространение особей на новые территории.
Значение размножения
-
осуществляется бесконечная смена поколений каждого вида;
-
происходит передача генетической информации от родителей к потомству;
-
увеличивается численность особей вида;
-
особи имеют возможность расселиться на новые территории;
-
закладывает основы изменчивости видов;
-
создаёт генетическое разнообразие особей в пределах вида;
-
закладывает основы дальнейшей эволюции вида.
Процесс размножения неразрывно связан со свойствами живых организмов: наследственностью, изменчивостью, дискретностью.
Дискретность строения организма – основа его структурной упорядоченности. Она создаёт возможность постоянного самообновления его путём замены “износившихся” структурных элементов (молекул, ферментов, органоидов клетки, целых клеток) без прекращения выполняемой функции. Дискретность вида предопределяет возможность его эволюции путём гибели или устранения от размножения неприспособленных особей и сохранения индивидов с полезными для выживания признаками.
Наследственность – способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение.
Изменчивость – всеобщее свойство живых организмов приобретать отличия от особей, как других видов, так и своего вида.
Процесс размножения исключительно сложен и связан не только с передачей генетической информации от родителей к потомству, но и анатомическими и физиологическими свойствами организмов, их поведением, гормональным контролем.
В основе размножения и индивидуального развития организма лежит деление клетки. Клетка не только единица строения, но и единица размножения, и единица развития, клетка – генетическая единица живого.
Каждая новая клетка происходит только от материнской клетки в результате деления (Вирхов Р.,1858).
Все организмы начинают свое развитие с одной клетки (яйцеклетки) (Бэр К., 1858).
Существуют разные формы размножения. Разнообразие форм и способов размножения, а также типов половых клеток – продукт эволюции и имеет приспособительное значение в жизни вида.
Проблема: “Почему бесполое размножение обеспечивает постоянство набора хромосом в поколениях?”
Слово предоставляется участникам второй группы по теме: “Характеристика бесполого размножения”.
Предполагаемый ответ
Бесполое размножение:
-
широко распространено в природе;
-
в размножении принимает участие одна особь;
-
осуществляется без участи я половых клеток;
-
в основе размножения лежит митоз;
-
потомки идентичны и являются точными генетическими копиями материнской особи (генетическая стабильность) – клон;
-
быстро увеличивается численность особей;
-
древнейшая форма размножения;
-
чаще встречается у прокариот, растений, грибов, наблюдается у некоторых видов животных;
-
преемственность поколений достигается за счёт соматических клеток (обеспечивают процессы жизнедеятельности);
-
единственным источником генетической изменчивости служат мутации (сырье для естественного отбора, эволюции), поэтому члены одного клона могут быть различными;
-
особи хуже приспосабливаются к новым условиям среды (генотип один и тот же);
-
хуже жизнеспособность при смене условий среды обитания;
-
возможно вымирание вида при изменении условий среды обитания;
-
при бесполом размножении затраты энергии меньше, чем при половом;
-
образуется большое число потомков за относительно короткий промежуток времени;
-
новый организм возникает из одной или нескольких клеток.
Каковы виды бесполого размножения? Слово предоставляется участникам третьей группы “Виды бесполого размножения”.
Предполагаемый ответ
Подведём итог. Предоставим слово четвёртой группе по теме: “Значение бесполого размножения”.
Предполагаемый ответ
Значение бесполого размножения
-
Позволяет быстро увеличить численность особей данного вида при благоприятных условиях.
-
Генетическое разнообразие не повышается, поэтому подавляющее большинство живых организмов периодически или постоянно размножаются половым путём.
-
Человек использует бесполое размножение для увеличения численности сельскохозяйственных культур и решения продовольственной проблемы, в лесном и парковом хозяйстве, для получения ценных лекарственных растений (женьшень).
-
Помогает объяснить появление однояйцевых близнецов, некоторых аномалий развития человека и животных.
-
Перспективы: поможет преодолеть старость и продлить молодость (стволовые клетки).
IV. Закрепление
Задания выбирают сами учащиеся (приложение 5). Проводится самоконтроль знаний по истечении указанного для задания времени (приложение 6)
V. Домашнее задание
У меня для вас задания
на умения и на знания.
Вы задания выбирайте,
Кругозор свой расширяйте.
1. Параграф 31, вопросы к параграфу.
2.Творческое. Оформить наглядное пособие по теме: “Бесполое размножение”.
3. Практическое. Описать все способы размножения растений, имеющихся у вас дома.
4. Теоретическое. Подготовить сообщение к следующему уроку.
Темы: “Партеногенез”, “Конъюгация”, “Трансдукция, трансформация у бактерий”, “Гермафродизм”, “Копуляция”, “Андрогенез”.
VI. Рефлексия
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Чему научились?
-
Озвучивание оценочных листков. Обсуждение результатов работы в группе учащимися.
-
Оценка деятельности учащихся учителем.
-
Как характеризуется ваше состояние после состоявшегося взаимодействия? Свой выбор обоснуйте.