СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные диагностические параметры логопедического обследования на ПМПк в ДОО

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квалификация такого компонента,  как речевое развитие, возлагается на учителя- логопеда.

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития

Просмотр содержимого документа
«Основные диагностические параметры логопедического обследования на ПМПк в ДОО»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

"ЯСЛИ – САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 2 "МЕЧТА"

(ГБДОУ ЛНР № 2 «МЕЧТА»)

______________________________________________________________________________________________

ул.Ленина, 102А. г. Алчевск, г.о. город Алчевск, Луганская Народная Республика, 294214

тел.(85742) 4-07-03, е-mail: [email protected] ___________________________________________________________________________________________







Основные диагностические параметры логопедического обследования на ПМПк






Разработала:

учитель-логопед

ГБДОУ ЛНР №2 «Мечта»

Семений И.В.











Квалификация такого компонента, как речевое развитие, возлагается на учителя- логопеда.

Цель логопедического обследования - выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Задачи логопедического обследования:

• Диагностика уровня сформированности разных сторон речи;

• Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

• Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах;

• Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений: выявляется не только нарушенный компонент речевой деятельности, но и его взаимосвязь с другими нарушениями или сохранными компонентами речи. Необходимо помнить, что речевые расстройства могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной). При обнаружении нарушения какого-либо компонента речи необходимо проверить степень возможного нарушения зависимых от него других речевых процессов. Проявление речевых нарушений может быть и причиной, и следствием каких-либо других нарушений.

При выборе заданий необходимо учитывать состояние развития речи в норме для возраста ребенка.

При проведении логопедического обследования используются следующие методы:

• Изучение документации;

• Метод беседы;

• Логопедическое тестирование;

• Метод наблюдений.

Логопед до начала обследования должен изучить все документы (характеристики, заключения специалистов). Предварительный анализ документов позволяет логопеду построить гипотезу своего обследования с целью выявления речевой проблематики.

Целесообразно начать процедуру логопедического обследования с беседы. В беседе выясняется, каково речевое окружение ребенка, осознает ли он свой речевой недостаток (если таковой имеется) и как реагирует на него. Были ли обращения родителей к логопеду ранее, какая коррекционная работа проводилась и каков ее результат. Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо выяснить, какие недостатки речи, по мнению родителей (законных представителей), имеются у ребенка, какие он испытывает трудности в обучении. Необходимо также уточнить сведения о раннем речевом развитии (если они не были получены ранее или недостаточны).

Система логопедического обследования описана в литературе по логопедии и разработана в различных инструктивно-директивных и методических документах. Но, при обследовании ребенка, не следует забывать, что никакая схема не может предусмотреть всех встречающихся случаев нарушения речи у детей. Поэтому логопед может использовать в полном объеме весь арсенал имеющихся у него приемов и средств.

До начала собственно логопедического обследования необходимо проверить физический слух ребенка, так как речевые нарушения часто обусловлены снижением слуха. При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: восприятие шепота на расстоянии менее 3 метров указывает на необходимость специальной консультации сурдолога для уточнения состояния слуха.

Только после всех этих процедур можно приступить непосредственно к обследованию состояния речи ребенка.


Примерная схема логопедического обследования ребенка

1. Ознакомление с документацией.

2. Цель посещения, жалобы родителей (законных представителей) и ребенка.

3. Выяснение раннего речевого развития ребенка: предречевые вокализации (гуление); появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз; качество первых слов, фраз.

4. Объективное исследование речевого развития ребенка.

 Установление эмоционального контакта.

 Выявление особенностей представления об окружающем мире.

 Исследование невербальных функций: психомоторика, тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.


Исследование понимания речи

  1. Пассивный словарь.

Покажи где помидор, диван, яблоко.

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

Исследование лексики и грамматического строя речи

1 Активный словарный запас.

    1. Конкретные существительные.

Назови картинки то темам: «Игрушки», «Посуда», «Животные», «Мебель»

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

    1. Обобщающие понятия.

Назови одним словом группу предметов? Птицы, одежда, домашние животные, фрукты, мебель.

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

1.3 Прилагательные.

Назови цвета: белый, черный, красный, синий, зеленый, коричневый, розовый, голубой, оранжевый.

Назови формы: круглый, квадратный, треугольный овальный, прямоугольный.

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

2. Состояние словоизменения.

2.1 Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол-столы, шапка-…., дом-…, лист-…, жук-…

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

2.2 Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около)

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

2.3. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назови цвет предметов:

Лимон-…, сапоги-…, груша-… .

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

2.4 Употребление словосочетаний- числительных два и пять с существительными:

Дом-два дома, пять домов, утка-…, коза-… .

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

3. Состояние словообразования.

3.1 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Назови маленький предмет: дом-домик, кукла-…, мяч-…, книга-… .

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

3.2 Образование названий детенышей животных

У кошки-котенок, у лисы-…, у зайца-…, у белки-…, у утки-… .

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

Исследование состояния фонематического восприятия

1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

Покажи картинки: Мишка-мышка, уточка-удочка, бочка-почка

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________

Исследование слоговой структуры слова

  1. Изолированные слова: пуговица, капуста, сковорода.

(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________


Обследование звукопроизношения

с

сь

з

зь

ц

ш

ж

ч

щ

л

ль












р

рь

йотир.

гласн.

б

п

д

т

к

г

х

ф












(ребенок справился с заданием; не справился с заданием; справился с помощью педагога.)___________________________________________________________________


5 Составление логопедического заключения (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи).


6 Формулирование рекомендаций.

На основании полученных результатов составляется заключение. Заключение должно отражать в основном педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него речевых особенностей. Оно должно включать в себя также краткий анализ данных обследования, позволяющий дать рекомендации и прогноз развития. Заключение должно быть подробным, что позволит логопеду в дальнейшем строить свою коррекционную работу в соответствии с дополнительно выявленными особенностями речевого состояния ребенка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!