Основные этапы и общие требования при создании буктрейлеров
В современном мире изменилось не только отношение к книге, но и способы общения с ней: она стала звучать в наушниках, приобрела электронный формат. Книга перестает функционировать в той форме, в какой она привычна, соответственно, и способы привлечения к чтению, тоже меняются. Одним из новых и привлекающих внимание видов стал буктрейлер – мини-экранизация книги, – пришедший в Россию из США в 2011 году. Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.
Всезнающая «Википедия» определяет трейлер как «небольшой видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма». Заменив в этом определении фильм на книгу, получим вывод, что буктрейлер представляет собой видеокомпозицию, составленную из экранизированных эпизодов литературного произведения. Однако в реальной практике далеко не всегда так.
Понятие «буктрейлер» применяют не только к специально срежиссированной игровой постановке по сюжету книги, но и к инсталляции с музыкальным сопровождением, и к набору слайдов в формате простой видеопрезентации. Вот как описывает это разнообразие Лев Оборин, едва ли пока не единственный отечественный аналитик буктрейлеров: «Вы можете увидеть анимацию, постановку по мотивам романа, набор иллюстраций, рассказ автора о своей работе, сценку, в которой писатель разговаривает по телефону с книгопродавцем, или подробное объяснение, почему без этой книги вы не сможете прожить ни дня» .
Буктрейлер - это ролик-миниатюра, составленный по мотивам прочитанной и полюбившейся книги, он может приоткрыть сюжет, показать его самые яркие фрагменты, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль. С помощью созданного ролика можно поделиться своими читательскими предпочтениями и раскрыть свои творческие способности. В ролике информация о книге должна быть подана интересно и красочно, чтобы сразу захотелось её взять и прочитать.
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.
Главная задача буктрейлера – заинтересовать и удивить будущего читателя, привлечь внимание к сюжетной линии и героям художественного произведения.
Буктрейлер – самобытный жанр объединяющий литературу, визуальное искусство и интернет-технологии. Ролик может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации .
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса «Тёмная симфония» в 1986 году .
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые продемонстрирован буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало популяризации буктрейлеров, которые до этого распространялись в основном только в сети Интернет, среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал не только одним из первых, но и одним из самых дорогих: на его создание было затрачено около 10 000 долларов.
Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
-
игровые (мини-фильм по книге);
-
неигровые (когда при создании буктрейлера могут использоваться иллюстрации, фотографии, развороты изданий, текстовые материалы, фотографии, диаграммы, звуковое оформление, видеофрагменты);
-
анимационные (мультфильм по книге).
Видеоматериалы можно классифицировать и по содержанию:
-
повествовательные (ролики, презентующие основу сюжета произведения);
-
атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);
-
концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
В ролике длиной около трех минут информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. В целом это должно быть похоже на видеоаннотацию к изданию. Известно, что экранизация книги легко может вывести её в бестселлеры — примеров этому за последние годы было немало, когда после появления на телевидении фильма или сериала по какому-либо произведению, люди сметают его с библиотечных полок. Но буктрейлер не является экранизацией книги. Буктрейлер делает книгу объемной, она перестает быть плоской. Это новый жанр, требующий переосмысления всех вещей, это цельная миниатюра, имеющая свою интригу и сюжет.
Сегодня буктрейлеры активно входят в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому - либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке. Соединение смысловой нагрузки с простотой восприятия визуальной информации особенно эффективно в пропаганде книги и чтения.
Создание собственного буктрейлера
I. Выбор книги
II. Подбор материала для ролика
-
Фото- и видеоматериалы, иллюстрации. Это могут быть картинки, отсканированные иллюстрации книги, видео, снятое самостоятельно или найденное в Интернете. Работая над видеороликом, можно использовать gif – анимацию («живая картинка») и футажи (видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение).
-
Запись текста, подбор музыки. Необходимо решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или же аудиозаписью.
III. Создание сценария.
Необходимо придумать сюжет, написать закадровый текст или текст, который будет накладываться на картинки. Видеоролик должен быть коротким, поэтому при написании сценария стоит взвешивать не просто каждое предложение, а каждое слово.
IV. Выбор программы для работы с видео.
Самыми популярными среди начинающих являются несколько программ.
-
Киностудия WindowsLive - это продолжение программы WindowsMovieMaker. Интерфейс настолько прост, то вам, скорее всего, не понадобятся справочные материалы, чтобы начать создавать свое видео. Здесь можно использовать переходы, визуальные эффекты и текст.
-
SonyVegasPro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам она позволяет редактировать различные параметры видео – и аудиофайлов. Большое количество эффектов, поддержка огромного количества форматов. Можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео, если необходимо.
-
PinnacleStudioHDUltimate – расширенная версия программы PinnacleVideoSpin, СorelVideoStudio – программа профессионального уровня, AdobePremierePro – профессиональная программа нелинейного видеомонтажа.
-
Многие операции по работе с фото и видео можно выполнить и в онлайновых редакторах [6].
Общие принципы создания буктрейлера:
1.Средний интервал ролика – 1 - 3 минуты.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
3. Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
5. Шрифт должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас.
Для создания буктрейлера решили использовать стандартную программу «Киностудия WindowsLive».
Предлагаем следующую пошаговую инструкцию.
1. Открыть программу Киностудия WindowsLive.
2. Добавить название.
3. Добавить музыку, изображения и видео для буктрейлера.
3. Добавить заголовки.
4. Для заголовков выбрать переход «Современные – Исчезание 1»
5. Обрезать до нужного фрагмента видеофайлы.
6. Сократить до нужного момента аудиофайлы.
7. Далее нажать «Файл – Сохранить фильм – Компьютер».
8. Нажать далее.
9. В строке название продукта написать название вашего буктрейлера, а в строке папка выбираете папку, куда вы будете сохранять ваш буктрейлер.
Подводя итоги, хочу обратиться к своим слушателям со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава:
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…