СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы работы над музыкальным произведением

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы качественного разучивания музыкальных произведений и, как следствие, хорошая психологическая готовность к выступления крайне важны и актуальны для всех исполнителей.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы работы над музыкальным произведением»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


СУДЖАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИСКУССТВ


















ГРИЦЕПАНОВ В.В.


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
























Суджа

2018

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ


Вопросы качественного разучивания музыкальных произведений и, как следствие, хорошая психологическая готовность к выступлениям крайне важны и актуальны для всех исполнителей.

Одна из основ успешного концертного
выступления - добросовестный труд во время разучивания репертуара. Чувство неуверенности очень часто возникает в результате недостаточной работы над музыкальным произведением, а иногда, наоборот, чрезмерной работы над ним (появляется усталость, притупляется внимание, и, как следствие, ухудшается качество занятий).

Важно чтобы совесть исполнителя была чиста перед самим собой, автором произведения. Необходима полная уверенность в выученности. Исполнитель не имеет права волноваться о том, что он где - то не доучил произведение.

Для того, чтобы добиться твёрдого знания разучиваемого материала и уверенного исполнения его, каждый ищет свои рецепты, но есть общие положения, без которых нельзя обойтись.

Работу над художественным произведением можно условно разбить на три основных этапа.


1. Общее ознакомление с произведением.

Исполнитель должен попытаться понять стиль, форму, определить тональность, темп, трудности, вникнуть в драматургию, в художественный образ, попытаться сыграть пьесу целиком. При этом не обязательно полностью выигрывать сложные моменты.

Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, необходимо постигнуть его идею в целом, необходимо получить ясное представление об его общей структуре, также как об отношении одной фразы к другой, прежде чем составить себе окончательное представление о характере вещи.

Не лишним будет прослушать произведение в записи, или в исполнении другого музыканта.


2. Детальный разбор.

После ознакомления с произведением наступает второй этап разучивания - углубление в сущность сочинения, работа над художественным образом и средствами его воплощения.

Следует расчленить произведение на небольшие смысловые части, и добиваться отточенности каждой детали в них, при этом нужно учитывать общую драматургию, то есть нужно вести работу от частного - к общему, от деталей - к целому.

Нередко ощущение целого приходит к исполнителю в процессе его овладения отдельными частями, эпизодами, «кусками».

Вот почему рекомендуется, ознакомившись с произведениями в целом и выявив затем наиболее трудные для данного исполнителя моменты, остановиться специально на их изучении, экономя своё внимание, силы и время на эпизодах и разделах, не представляющих для этого исполнителя особой трудности.

На этом этапе ведётся работа над аппликатурой, штрихами, динамикой, фразировкой, темпом, словом, над всеми средствами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания.

Полезно поиграть отдельно партии для левой и правой руки, распределить смены меха.

Важно в данный период подобрать посильный темп, в котором все детали произведений будут исполняться чётко и безошибочно.

Необходимо не только полная ясность, но и преувеличение всяких деталей и всех оттенков: всё, что надо выработать в исполнении, должно быть преувеличено. Нужно научиться делать больше. Чем вы будите делать на эстраде.

Если пьеса виртуозная, или в ней много технических трудностей, то следует помнить, что при переходе от медленного темпа, в котором она разучивалась к быстрому, может выявиться непригодность некоторых, намеченных ранее, штрихов и аппликатуры.

Наметив те или иные штриховые и аппликатурные приёмы в замедленном движении, необходимо несколько раз проверить их в требуемом (или близком к требуемому) темпе и, в случае необходимости, внести соответствующие изменения.

Также на данном этапе необходим очень жёсткий слуховой контроль.

Чувство в единстве с мыслью остаётся в это время руководителем и контролёром в процессе овладения произведением, в процессе решения поставленных задач.


3. «Отделка» произведения.

Последний этап в разучивании произведения, итог всей предшествующей работы: игра в нужном темпе, динамике, регистровке, окончательная установка смены меха.

В этот период необходимо найти свою трактовку произведения, но при этом следить за тем, чтобы она не противоречила авторским указаниям.

Разумеется, задуманный исполнителем план интерпретации произведения должен полностью соответствовать стилю, содержанию и форме исполняемого сочинения. Речь идёт о художественном перевоплощении, о возможно полном раскрытии музыкальных образов исполняемого произведения. Следовательно, в равной мере не допустимы ни сведение творческого процесса исполнения к механической передаче нотных знаков, записанных композитором, ни произвол исполнителя, превратно понимающего свою свободу по отношению к авторскому замыслу.

На этом этапе работы над художественным произведением особенно целесообразно исполнение пьесы целиком (без остановок).

В этот период работы над художественным произведением уже не требуется та степень концентрации сознания на отдельных частностях и деталях, которая была характерна для предыдущего периода. Основное внимание исполнителя направлено на творческое воплощение музыкального содержания, на раскрытие художественных образов исполняемого произведения.

Нужно собрать воедино готовые части произведения, подчинить их общей драматургии, постараться воплотить художественные образы, затем, после выучивания наизусть наметить основные отправные точки в произведении, с которых можно без труда начать его.

Большое значение на этом этапе имеют выступления перед друзьями, знакомыми, на уроках перед преподавателем.

Следует во время этих проигрываний исполнять произведения с полной отдачей, в концертном темпе.

Таким образом, происходит адаптация к сцене, выявляются слабые места в произведениях.

Ошибки, возникающие во время таких выступлений, следует подвергать тщательному анализу, проработке, полному исправлению.

Если исполнитель готовит к выступлению не одно, а несколько произведений, следует сначала выучить более сложные.

Очень важную роль играет чувство ответственности исполнителя за качество игры произведения на эстраде и любовь, и желание играть на публике.

Эти чувства нужно воспитывать, начиная с периода обучения в музыкальной школе.

Завершающий этап работы над художественным произведением требует максимальной мобилизации и активизации творческих способностей исполнителя, обуславливающих художественную убедительность исполнения.






Список литературы

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.// Интерпретация произведений скрипичной классики. М., 1965. С. 89.

2. Бесфамильнов В. Семешко А. Воспитание баяниста. // Вопросы теории и практики. Киев, 1989. С.38.

3. Баян и баянисты. Сб. статей. М. 1978. вып 4 редактор - Акимов.

4. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. М., 1981.

5. Завьялов В. Баянное искусство. Воронеж, 1995.

6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1985.

7. Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!