Основные факторы здорового образа жизни
В настоящее время приоритетной задачей реформирования системы образования становится выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и максимально направленных на сохранение здоровья младших школьников. Здоровьесберегающие технологии должны прочно войти в учебно-воспитательный процесс, а в содержании образования необходимо максимально учесть факторы сбережения и укрепления здоровья учащихся и сформированности у них ответственного отношения к своему здоровью и необходимости здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это не отдельные компоненты, а полноценный комплекс. Он представляет собой систему, направленную на обеспечение стабильности физиологического и психоэмоционального состояния. З О Ж включает в себя сочетание действий и мер, направленных не только на улучшение здоровья, но и на повышение общего качества жизни. ЗОЖ — это система, требующая осознанности, серьезного подхода и стабильности в ее реализации. Основными факторами здорового образа жизни, способствующими укреплению здоровья являются:
Сбалансированное питание это не только количество и качество пищи, но и своевременный ее прием. «Рационально питаться» значит обеспечивать организм всеми питательными, полезными элементами, необходимыми для того, чтобы обеспечить полноценную жизнедеятельность.
Под двигательной активностью подразумевают не только занятия спортом, фитнесом или аэробикой, утреннюю гимнастику и систематические пробежки 1—2 раза в день, но и выполнение дыхательных упражнений, туристические походы, игры на свежем воздухе, пешие или велосипедные прогулки и тому подобное. Они способствуют снятию эмоционального напряжения, понижению тревожности и угнетенности, повышению стрессоустойчивости.
Важную роль в формировании и поддержании ЗОЖ играет психический и эмоциональный фон, сопровождающий человека. Отсутствие ритмичной деятельности, подчиненной распорядку дня, непропорциональность соотношения трудовой и умственной деятельности, труда и отдыха, бесцельность и неразумность насущных и нравственных приоритетов, отсутствие внутренней гармонии и позитивного настроя влекут за собой не только снижение работоспособности. Они влияют на общее состояние организма, становясь причиной постоянного ощущения усталости и безразличия к происходящему, депрессий и нервных срывов, неблагоприятной обстановки в классном коллективе.
Уменьшение негативных воздействий окружающей среды, ее состояние, к сожалению, не улучшается.
Здоровый образ жизни несовместим с поддержанием пагубных зависимостей, таких, как злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем, табакокурение и игромания? Пристрастие к азартным и компьютерным играм приводит к дестабилизации нервной системы, стрессам, срывам, асоциальному и деструктивному поведению, возникновению психических заболеваний. Химические вещества, содержащиеся в сигаретах, алкоголе и наркотиках, разрушают организм на физическом уровне вызывая различные заболевания.
Говорить о приверженности человека к здоровому образу жизни можно только в том случае, когда он придерживается всех этих принципов, постоянно воплощая их в реальность. Однако даже для взрослого человека это не всегда посильная задача, не говоря о младших школьниках. Поэтому уже с ранних лет необходимо формировать определенные правила личной гигиены, соблюдать распорядок дня, искоренять вредные привычеки, соблюдать правила здорового питания, умело чередовать физические нагрузки и умственный труд и т.д. Уже младщие школьники должны четко понимать что их здоровье во многом зависит от них самих, и для того чтобы быть здоровым, необходимо ежедневно соблюдать определенные правила и прилагать ежедневные усилия!
Список литературы:
Гериш А.А. «Разговор об употреблении молодежью психоактивных веществ». М.-2002;
Коростелёв Н.Б. «От А до Я» М.-1997;
Сергеева Л.С. «Человек». Энциклопедия. М.-2012;
Виленский М.Я. «Физическая культура» М. - 2013.