СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные характеристики клиентов социальной работы. Типология социальных проблем.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал разработан для студентов специальности "Социальная работа".

Просмотр содержимого документа
«Основные характеристики клиентов социальной работы. Типология социальных проблем.»

Ответ на вопрос к контрольной работе по дисциплине «Основы теории социальной работы» для студентов заочной формы обучения



Основные характеристики клиентов социальной работы. Типология социальных проблем

Клиенты социальной работы нередко оказываются представителями социально слабых, уязвимых, экономически необеспеченных слоев населения.   Социальная работа предстает как организаторская профессия, и социальные работники несут двойную ответственность перед нанимателями и перед клиентом. Уникальность профессиональной деятельности социального работника заключена в том, что задача социальной помощи населению, в конечном счете, состоит в изменении взаимоотношении между людьми и средой, окружающей их.

Категории клиентов социальной работы:

  • низкого риска,

  • среднего риска,

  • высокого риска,

  • максимального риска.

Для целей планирования социальных услуг полезно найти равновесие между риском и защитными факторами. Потребности клиента могут быть велики, но если у семьи клиента есть весьма обширный потенциал их удовлетворения, тогда интенсивность социальной поддержки может быть сокращена. Риску может быть дано количественное выражение относительно риска клиента (например, заброшенность, насилие, состояние здоровья), риска семьи (например, алкоголизм и наркомания) и социального риска (например, проблемы с жильем и трудоустройством).

Профессиональная деятельность направлена на организацию помощи всем лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вне зависимости от социального статуса. Лица, обращающиеся за профессиональной помощью к специалисту социальной работы, называются клиентами. Клиенты социальной работы как объекты профессиональной деятельности могут быть классифицированы следующим образом:

1.   Социальные группы (индивиды), которым оказывается социальная государственная помощь;

2.   Социальные группы (индивиды), классифицируемые как девианты/делинквенты, которым требуется помощь в адаптации;

3.   Рабочие и служащие, занятые в различных сферах (организациях и предприятиях), нуждающиеся в обеспечении социальным пакетом.

4.   Широкие группы населения, объединяющиеся в общественные объединения для решения социальных проблем.

Целью работы с индивидуальным случаем является организация самопомощи, то есть социальный работник решает задачу научить клиента справляться с его жизненными проблемами самостоятельно, грамотно используя ресурсы, предоставляемые системой государственных и частных организаций и учреждений.

Уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации, поскольку именно она, как считается, определяет способ видения людьми своих проблем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутренних ресурсов самого клиента, относят также внешние, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения.

Проблемы в семейной жизни, с детьми, на работе, люди, испытывающие кризис, а также те, у кого есть проблемы со здоровьем - все эти проблемы имеют непосредственную связь с личностными проблемами клиентов. Согласно законодательству РФ все они могут получать социальную помощь в случае обращения в социальную службу.

Классификация проблем:

1. Личностные проблемы:

  • инвалидность – непригодность; неспособность к самообслуживанию.

  • сиротство;

  • безнадзорность;

  • малообеспеченность;

  • безработица;

  • отсутствие определенного места жительства;

  • конфликты и жестокое обращение в семье;

  • одиночество. Эмоциональное одиночество – отсутствие тесной привязанности; социальное – отсутствие значимых дружеских связей.

2. Социальные проблемы:

Решение социальных проблем различных "клиентов" в процессе деятельности специалиста можно рассматривать через реализацию функций. В этом аспекте следует выделить следующие функции: 

  • специфическая - заключается в благотворном воздействии деятельности на динамику развития индивида и состояние его здоровья; 

  • социальная - способствует социализации и интеграции индивида в общество; 

  • профессионально-прикладная - обеспечивает достижение профессионализма в трудовой деятельности; 

  • информационная - позволяет накопить, распространить и передать сведения о человеке, его возможностях, средствах и путях их увеличения; эстетическую, направленную на удовлетворение человеческих потребностей в совершенстве, здоровье и гармоническом развитии.

Социа́льные пробле́мы, обще́ственные пробле́мы - вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению [1][2].

Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется [4].

При анализе проблем, характерных для отдельных мировых социальных систем, понятие «глобальное» относится к ним, а понятия «региональное» и «локальное» опускаются на уровень ниже, до масштабов отдельных государств и их отдельных районов.

Если же исследуются социальные проблемы какой-либо отдельной страны, понятием «глобальное» относится к ней в целом, понятие «региональное» более четко соотносится с тем или иным райо­ном страны, а понятие «локальное» – с отдельными населенными пунктами.

Однако следует иметь в виду, что попытки составления перечней социальных проблем, какими они предстают перед исследователя­ми, дают мало конструктивного в плане их анализа, диагноза и про­гноза, пока не выделен основополагающий критерий систематиза­ции, сведения проблем в определенную систему (Приложение 1). Только после это­го появляется возможность составить более или менее отчетливое представление о генезисе и структуре, тенденциях и перспективах развития, путях решения этих проблем как определенной системы.

Опыт социологических исследований показывает, что осмыслить и использовать какой-либо дискретный набор практически реально только тогда, когда анализу подлежит не более чем несколько десят­ков структурных единиц. Чтобы привести в такое состояние тысячи реально существующих проблем, их агрегируют в блоки как можно более общего характера. Чтобы минимизировать при этом опас­ность потери репрезентативности изучаемого круга проблем, сде­лав набор блоков в каких-то отношениях односторонним, необходи­ма упорядоченная совокупность концепций, определяющая харак­тер и направление анализа, диагноза и прогноза изучаемого объек­та, принцип сведения проблем в определенную систему. Без этого не только невозможно критически оценивать конструируемые сис­темы социальных показателей или проблем (степень объективности или субъективности их построения), но даже сопоставлять такие си­стемы.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Студенческая библиотека онлайн (info{aт}studbooks.net) © 2013 – 2019.

  2. Социальная проблема // Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А. Ребера, 2015.

  3. Социальная проблема // Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012.

  4. Бойко О. В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социологические исследования. — 2012. — № 8 — С. 120-128.

  5. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-469-00450-9.

  6. Аверин, А.Н. Социальная политика. Теория и методология: учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М., Изд-во РАГС, 2009.

  7. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2.
























Приложение 1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!