СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные методические принципы обучения РКИ. Основные методы обучения РКИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения русскому языку как иностранному языку строит свою модель учебного процесса, исходя из тех практических задач, которые стоят перед этой наукой.

Просмотр содержимого документа
«Основные методические принципы обучения РКИ. Основные методы обучения РКИ»



Основные методические принципы обучения РКИ. Основные методы обучения РКИ



Методика обучения иностранному языку строит свою модель учебного процесса, исходя из тех практических задач, которые стоят перед этой наукой. И устанавливает те закономерности, которые лежат в основе учебной деятельности преподавателя и учащегося. Для этого существуют необходимые принципы для обучения РКИ (слайд 1).

Принципы – это положения, лежащие в основе учебного процесса, правила, которых должен придерживаться преподаватель-практик в работе с учащимися. Знание и осуществление этих принципов способствует достижению конкретных целей и задач обучения. Всего их одиннадцать (слайд 2).

  1. сознательность обучения; (сознательность обучения состоит в том, что учащиеся должны осмысленно воспринимать теорию изучаемого языка, не только заучивать, но и понимать правила фонетики, лексики, грамматики, словоупотребления, а затем сознательно строить высказывания сначала по образцам, а потом на заданную тему без опоры на речевые образцы)(слайд 3);

  1. коммуникативный характер обучения (особенность метода проявляется в попытке приблизить про­цесс обучения языку к процессу общения. Например, дать учащимся возможность учащимся сделать вывод, аргументировать) (слайд 4);

  1. ситуативно-тематическое представление учебного материала (задача преподавателя — научить их высказываться по определённым темам и ситуациям. Это возможно сделать, осуществляя  множеством ситуаций, создавая тем самым условия для речевого общения) (слайд 5);

  1. функциональный подход к отбору и подаче языкового материала (принцип предполагает, отбор того лексикограмматического материала, те синтаксические конструкции, на основе которых учащиеся общаются в условиях коммуникативно-речевых ситуации. При беседах, например, на тему «Семья» учащиеся должны овладеть такими типами структур, как: Мой брат — студент; Моя мать — преподавательница; У меня есть брат и две сестры) (слайд 6);

  1. принцип системности в изучении языкового и речевого материала (постепенно учащийся должен научиться постигать языковую структуру, распознавать зоны влияния родного языка, осознавать и закреплять в памяти до уровня автоматизма элементы изучаемого языка, не совпадающие с элементами родного) (слайд 7);

  1. концентрическое распределение материала (принцип предполагает, что известный, изученный и усвоенный материал пополняется новым, неизвестным, позволяет идти в обучении от лёгкого к более сложному) (слайд 8);

  1. изучение лексики и морфологии на синтаксической основе (учащемуся предлагается речевой образец, наполненный лексическими единицами. Затем учащийся должен путём варьирования компонентов этого образца строить однотипные предложения) (слайд 9);

  1. рациональный учёт родного языка учащихся (рациональное использование родного языка, с одной стороны, помогает переносу знаний, умений и навыков из родного языка в изучаемый язык, а с другой, - помогает преодолеть специфические трудности, из-за несоответствия родного и изучаемого языка) (слайд 10);

  1. учёт конкретных условий, целей и этапов обучения (цели изучения формулируются в зависимости от профессии, возраста, личных интересов обучаемого и т.п. В современной методике обычно выделяют начальный, средний и продвинутый этапы обучения) (слайд 11);

  1. учёт индивидуально-психологических особенностей личности  (принцип учёта индивидуально-психологических особенностей обучаемой личности является одним из ведущих принципов обучения иностранным языкам, так как речь учащегося служит как средство выражения личности говорящего, его переживаний, чувств, эмоций, моральных устремлений и т.п.) (слайд 12);

  1. достижение в процессе обучения русскому языку общеобразовательных, развивающих и воспитательных целей (у учащихся складывается определённое понимание системы языка. Преподаватель готовит их к самообучению, вырабатывает навыки обращения со словарём, учебником, справочником, компьютерными программами и др. Преподавание русского языка неотделимо от ознакомления учащихся с культурой, историей, обычаями и традициями народа — и в этом реализуется воспитательная цель) (слайд 13).

Основные методы обучения РКИ



Еще одна базовая категория методики преподавания – метод. Метод — это система взглядов и представлений о том, как должен строиться процесс обучения (слайд 14).



Для преподавателя языка важны методы как источники получения знаний, формирования навыков и умений. К числу таких методов относятся: работа с текстом, книгой, рассказ учителя, беседа, экскурсия, упражнения, использование наглядности в обучении (слайд 15).


В зависимости от самостоятельности учебных действий различают активные и пассивные методы; по характеру работы учащихся – устные и письменные, индивидуальные и коллективные, классные и домашние (слайд 16).

Все разнообразие методов можно подразделить на две группы: методы исследования — всеоб­щие и общенаучные, и методы обучения — общедидактичские и частнометодические (слайд 17).


  1. Всеобщими считаются методы, которые определяют под­ход к изучению действительности, природы и общества (слайд 18).


  1. Общенаучные — это методы исследования, носящие общенаучный характер и применяемые во всех областях знаний с учетом особенностей каждой науки. Наибольшее распрост­раненными общенаучными методами ис­следования являются: наблюдение, изучение литературных источ­ников, анкетирование и т.д (слайд 19).


  1. Общедидактическими принято считать методы обуче­ния, которые используются преподавателем и учащимися для достижения целей обучения, образования и воспитания в процессе учебно-познавательной деятель­ности по любой дисциплине учебного плана. К общеди­дактическим методам относятся показ, объяснение, тре­нировка, опрос, контроль, коррекция и др. (слайд 20).


  1. Частнометодическими называются методы обучения, применяемые на занятиях по конкретной дисциплине. Обучение происходит на основе речевых образцах, моделях (слайд 21).


Все вышеизложенное еще раз говорит о том, насколько сложна и ответственна подготовка учебного материала по русскому языку для иностранной аудитории. Поэтому преподаватель постоянно должен иметь ввиду, что в процессе обучения русскому языку как иностранному его учащийся является носителем другого языка и другой культуры , поэтому преподаватель и учащийся являются участниками диалога двух культур , участниками межкультурной коммуникации (слайд 22-23).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!