СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные методы психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные методы психологии»

Основные методы психологии

Методы психологии – Это совокупность способов и приёмов изучения психических явлений.

Основными методами являются: эксперимент и наблюдение.

Виды наблюдений:

  • Апосредованные и неопосредаванные

  • Открытые, скрытые

  • Включённое, невключённое

  • Долговременное, кратковременное

  • Внешнее и внутреннее

Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчётливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать. Наблюдение следует проводить систематически , а не от случая к случаю.

Суждения о личности человека должны опираться на объективно выраженные показатели, точные проверенные факты, которые следует сопоставлять друг с другом.

Наблюдая поведение ребёнка необходимо разбираться в мотивах, побудительных причинах их действий и поступков.

Основное правило наблюдения:человек не должен знать, что за ним наблюдают, т. к. изменяются его поведенческие реакции.

Для скрытого наблюдения используют специальные приборы (видеокамеры, зеркало Гезэла).

Достоинства наблюдения:

  1. наблюдение можно проводить как за 1 человеком, так и за группой людей.

  2. Наблюдение проводится в естественной, знакомой для человека обстановке.

Недостатки наблюдения:

  1. Требует длительных временных затрат.

  2. Субъективизм в оценке полученных данных.

Эксперимент – исследование в процессе которого исследователь создаёт необходимые условия,стимулирует проявление психики столько раз сколько это необходимо для их изучения.

А) Лабораторный эксперимент – считается самым точным и доказательным, т.к. все проявления психики человека фиксируются с помощью высокочувствительных приборов.

Недостатки: искусственно созданная среда, что вызывает эмоциональное напряжение человека. Это необходимо учитывать при анализе полученных данных.

Б) Формирующий– направлен на формирование свойств психики или качеств личности испытуемого. Первоначально выдвигается рабочая гипотеза, затем вырабатывается методика апробации, намечаются сроки. Если по завершению эксперимента гипотеза не подтвердилась, то ищут ошибку в ней или в методике. Возможно выдвижение новой гипотезы.

В) Естественный - проводится в естественной, знакомой для человека обстановке, что позволяет избежать ситуации эмоционального напряжения и получить адекватные реакции испытуемого.



Проработать материал с.21, 24-28

Дыгун, М.А. Конспекты лекций по психологии для дошкольногоотделения / М.А. Дыгун. Минск, 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!