СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные мотивы бунинской прозы. Деревенская проза. («Антоновские яблоки», «Деревня»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные мотивы бунинской прозы. Деревенская проза.

(«Антоновские яблоки», «Деревня»)

Просмотр содержимого документа
«Основные мотивы бунинской прозы. Деревенская проза. («Антоновские яблоки», «Деревня»)»

Л-11 урок-6

Основные мотивы бунинской прозы. Деревенская проза.

(«Антоновские яблоки», «Деревня»)

Цели урока:

  • показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему;

  • разобраться в авторской позиции.

Оборудование:

  • фотография писателя,

  • репродукции картин импрессионистов Моне, Ренуара, Коровина, Грабаря

  • тексты рассказов

Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.

Ход урок

  1. Орг.момент

  2. Вступительное слово учителя

Бунин - хороший поэт, но славу ему принесла проза. Писатель всю жизнь преклонялся перед талантом Л.Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б.Зайцев : «Он имел почти звериный глаз, нюх, осязание»

Темы его произведений настолько разнообразны, что, кажется, они сама жизнь.

    1. Главная тема начала 1900-х годов – тема уходящего патриархального прошлого (деревенская)

    2. В середине 1910-х годов тематика и проблематика рассказов меняется. Бунин переходит к критике буржуазной действительности

    3. Жизнь и смерть, их противостояние – еще одна тема бунинских произведений.

    4. Тема любви возникает в более поздние годы.

  1. Деревенская проза.

Ряд произведений Бунин посвятил разоряющееся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием.

Р. «Антоновские яблоки» (1900)

1. Беседа по прочитанному

Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году.


О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени, об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.


Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России -Коровин, Грабарь; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.


«Антоновские яблоки» - размышление о судьбе поместного дворянства. Запустение, вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывает у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей патриархальности, об исчезновении целых сословий.

4 гл. «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб… Перемерли старички в Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч… Наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства…»


Что является предметом воспоминаний? Приведите примеры.
Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения.

Например, праздничный день (гл. 1). Вот «молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове ее «рога», — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платка­ми, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка — плисовая, занавеска длинная, а понева — черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом»...». Здесь сравнение с коровой вовсе не оскорбительно, Это «хозяйственная бабочка», основательная, крепкая, ладная, нарисована она так ярко, нарядно, подробно, живо, как будто сошла с картины.

Вот описание охоты: «Народу много — все люди загорелые, с обветренными лицами... А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса соба­ки... Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда, бывало, едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча, возбужденный музыкальным гамом собак, брошенных в чернолесье, а какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже одним своим назва­нием волнующий охотника... Полураскрытый строевой лес стоит неподвиж­но, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги»... (гл. 3). Словно сам участвуешь в этой охоте, словно сам оказываешься в заколдован­ном лесу.

Все, что относится к прошлому, будь то барский дом, или крестьянский двор, или дерево, или столетний старик Панкрат, имеет какой-то мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?

Бунин мастерски передает звуки, запахи, цвета окружающего мира. Очень сильна память за­пахов: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» — а с ним угасает и прежний уклад жизни. «Крепко пахнет от оврагов грибной сырос­тью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою» ~ эффект усилива­ется яркой звукописью. Аллитерации создают впечатление, что мы и впрямь слышим, как, например, шуршат листья под ногами: «Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша».

А вот запах «дедовских книг в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церков­ные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами...». К обонятельным ощущениям добавляются осязательные («толстая шершавая бумага»). Мы видим мельчайшие подробности — даже золотые звездочки на корешках книг — и словно окунаемся в прошлое.

- Как воспринимал Бунин «барина и мужика»?

Гл.2 «Склад средней дворянской жизни имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по домовитости, старосветскому благополучию…»

Наступающие капиталистические отношения разрушали не только помещичий уклад жизни, но и крестьянский.

-Какова интонация рассказа? Как она меняется?

Общая интонация элегическая (грустное раздумье).

Вначале звучит радостная бодрость («как хорошо жить на свете») ностальгия (понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска) осень, предзимняя грусть (песня звучит с грустной безнадежностью)

Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски – самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы.

В более поздних произведениях появятся образы «новых» людей. Писатель задумается о народной жизни.

Р. «Деревня» (1910)

Повесть «Деревня» написана в 1910 году уже известным, сложившимся писателем. В произведениях 10-х годов усиливается эпическое начало, философские размышления о судьбах России, о «душе русского челове­ка». В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни» и др. Бунин ставит задачу отобразить главные, как он считает, слои русского народа — крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство, и на­метить исторические перспективы страны.

Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основ­ными в нашей литературе на протяжении целого столетия.


1..Беседа

В произведениях каких писателей поднимается тема деревни?
Достаточно вспомнить Тургенева («Записки охотника», «Отцы и дети»), Толстого («Утро помещика», «Война и мир», «Анна Каренина»), Чехова («Мужики», «В овраге», «Крыжовник»).

Каков сюжет повести?

В повести нет четкого сюжета. Повествование строится на чередова­нии жанровых картин, сцен обыденной деревенской жизни, портретных за­рисовок мужиков, описаний их жилья, выразительных пейзажей.

В чем особенности повествования, авторской позиции?

Все эти сцены, картины, эпизоды показаны сквозь призму субъективного восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых, Деревня видится, главным образом, глазами этих персонажей, Картина деревенской, да и вообще рос­сийской жизни вырисовывается из их бесед, споров, реплик. Таким образом, достигается объективность рассказа. Прямой авторской оценки нет, хотя иногда она явно выступает, из реплик героев. Тихон с раздражением заключа­ли: «Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынки не осталось в оскудевших усадьбишках, раскиданных по уезду», и его мысли сливаются с взглядом и мнением автора. Мысль о всеобщем обнищании и разорерье мужиков проходит через многие эпизоды.


Как Бунин изображает деревню?

Общий тон изображения, общий колорит повести мрачен и уныл.

Вот описание зимы в деревне: «За вьюгами подули по затвердевшему серому насту полей жесткие ветры, оборвали последние коричневые листья с бесприютных дубовых кустарников в логах»; «Утро было серое, с жестким северным вет­ром. Под затвердевшим серым снегом серой была деревня. Серыми мерзлыми лубками висело на перекладинах под крышами пунек белье. Намерзало возле изб — лили помои, выкидывали золу»;

«Солнце село, в доме с запушенными серыми стеклами брезжил тусклый свет, стояли сизые сумерки, было нелюди­мо и холодно» (гл. III).

В этих описаниях господствует навязчивый серый цвет. Осень в деревне изображается тоже неуютной, слякотной, грязной; даже в картинах весны и лета нет радостных красок: «Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной —]густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправляв­шее свои нужды, и намыливал голову голый мужик».

Нищенская, серая, полуголодная, убогая жизнь предстает в целой веренице крестьянских образов, образов жителей деревни Дурновка, где и разворачиваются основные собы­тия повести (отметим значимость топонима «Дурновка»).


Какими видятся автору жители деревни, дурновцы?
Посреди Дурновки стоит изба наиболее нищего и бездельного мужика с выразительной кличкой Серый. Эта кличка под стать общему серому колори­ту деревни, всей серой жизни дурновцев. «Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой». Темная его изба «неприятно чернела», «была глуха, мертва», это «почти звериное жилье» (гл.. III). Теснота, мрак, вонь, холод, болезни. Жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы — отвратительная жизнь. Где же здесь любовь к России? Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу.

Страшен образ мужика, который, услышав соловья, мечтательно гово­рит: «Вот бы из ружья-то его! Так бы и кувырнулся!» Бунин показывает, как извращена, изломана психология крестьянина еще «крепостным наследст­вом»; показывает, какая темнота и дикость царят в деревне, где нормой жизни стало насилие.


- Как соотносятся понятия «деревня» и «Россия» у Бунина?

Деревня у Бунина — модель России. Размышления о деревне — размышле­ния о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины. Бунин глубоко переживает за Россию, сочувствует ей

Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых?
На примере судьбы братьев Красовых Бунин показывает «светлые и темные, но почти всегда трагические основы» жизни, две стороны нацио­нального характера.

Кузьма — изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню, после долгих скитаний устроившийся конторщиком в городе, поэт-самоучка, свободное время отдает «саморазвитию... чтению то есть».

Ти­хон — хозяин, сумевший выкупить дурновское имение. Строгий, волевой, жесткий, властный человек, он «ястребом следил за каждой пядью земли». В разговорах, в спорах братьев раскрываются взгляды на Россию, на ее перспективы.


- В чем проявляется сходство братьев?

Для обоих характерны философские размышления о смысле жизни, о цели ее. Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности деревни.


- О чем спорят братья Красовы?

Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы, политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а они неутешительны.


- В чем заключается скрытая полемика с Горьким по поводу перспектив России?

Что за государство Россия, и какое сословие определяет ее? Не город, а деревня составляет и предопределяет ее развитие. Темная первооснова страны способна извратить любые демократические преобразования, крестьянская среда не может выдвинуть носителей передовой жизни. Неотвратимо идущая на смену старине «буржуазная новь» разлагает, губит последние оазисы патриархальности. Бунин оставался во власти безысходного пессимизма.

Домашнее задание:

  1. с. 37-45 читать

  2. с. 46 в. 6.7.10-13 (устно)

  3. читать «Господин из Сан-Франциско»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!