Выступление
на семинаре школьного методического объединения воспитателей
по разработке проекта рабочей программы воспитания.
Тема: «Основные направления самоанализа воспитательной работы»:
определение методов, методик, инструментов оценки и самоанализа»
Составила:
Шапочникова Наталья Александровна,
воспитатель МОУ «СШИ №2»
2021
Самоанализ воспитательной работы в школе осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса может быть следующее:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями и воспитателями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей воспитателей или педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей или педагогическом совете школы.
Внимание уделяется вопросам, связанным с:
- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
- качеством существующего в школе ученического самоуправления;
-качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
- качеством профориентационной работы школы;
- качеством организации предметно-эстетической среды школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников;
- качеством организуемого в школе дополнительного образования.
Критериями эффективности воспитательной работы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, общественно-полезной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.
3. Динамика (характер изменения) развития отношений между участниками образовательных отношений.
Динамика процесса воспитания и социализации обучающихся изучается по критериям:
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации.
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся.
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы.
В школе применяются следующие методики мониторинга воспитания и социализации обучающихся:
Предмет изучения | Цель | Приемы и методы изучения Автор методики | Сроки |
Уровень воспитанности учащихся | | Анкетирование (Н.П.Капустин) | Октябрь (5 кл.), Декабрь (4-10кл.) Май (4-10 кл.) |
Степень удовлетворенности учащимися школьной жизнью. | | Анкетирование (А.А.Андреев) | Апрель (1-11 кл.) |
Степень удовлетворенности родителей работой школы и педколлектива | | Анкетирование (Е.Н.Степанов) | Апрель (1-11 кл.) |
Степень взаимопонимания в коллективе «Мой класс» | | Анкетирование (О.Тараненко) | ОктябрьМай (4-10 кл.) |
Изучение социализирован-ности личности учащегося | | Анкетирование ( М.И. Рожков) | Ноябрь (3-10 кл) |
Уровень определения развития самоуправления в ученическом коллективе | | Анкетирование ( М.И. Рожков) | Март (4-10 кл.) |
Результат диагностики становится основополагающим при создании Программы воспитательной работы классного руководителя ивоспитателя на следующий учебный год.
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:
- особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся школы;
- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни;
- особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это решений. Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и их решения.
Интернет-ресурсы:
1.Самоанализ состояния воспитательной работы в школе, Круглов В.В.,к.п.н., доцент, Группа компаний «Просвещение», г. Москва
https://director.rosuchebnik.ru/upload/iblock/39f/39f6727b4c65f12a70b1b63a5bdf02e2.pdf
2.http://ouchluch.omr.obr55.ru/files/2021/01/ОСНОВНЫЕ-НАПРАВЛЕНИЯ-САМОАНАЛИЗА-pdf.io_.pdf
3.https://tehurok.ru/primernaya-programma-vospitaniya