СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления самоанализа воспитательной работы: определение методов, методик, инструментов оценки и самоанализа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные направления самоанализа воспитательной работы: определение методов, методик, инструментов оценки и самоанализа»







Выступление

на семинаре школьного методического объединения воспитателей

по разработке проекта рабочей программы воспитания.

Тема: «Основные направления самоанализа воспитательной работы»:

определение методов, методик, инструментов оценки и самоанализа»






Составила:

Шапочникова Наталья Александровна,

воспитатель МОУ «СШИ №2»






















2021

Самоанализ воспитательной работы в школе осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса может быть следующее:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями и воспитателями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей воспитателей или педагогическом совете школы.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности школьников и педагогов.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, воспитателями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей и воспитателей или педагогическом совете школы.

Внимание уделяется вопросам, связанным с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

-качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников;

- качеством организуемого в школе дополнительного образования.

Критериями эффективности воспитательной работы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, общественно-полезной и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе.

3. Динамика (характер изменения) развития отношений между участниками образовательных отношений.

Динамика процесса воспитания и социализации обучающихся изучается по критериям:

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) - увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации.

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся.

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.

При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы.

В школе применяются следующие методики мониторинга воспитания и социализации обучающихся:

Предмет изучения

Цель

Приемы и методы изучения

Автор методики

Сроки

Уровень воспитанности учащихся

  • определить состояние уровня воспитанности обучающихся;

  • оценить и выявить тенденции в развитии воспитательного процесса;

Анкетирование (Н.П.Капустин)

Октябрь

(5 кл.), Декабрь

(4-10кл.)

Май (4-10 кл.)

Степень удовлетворенности учащимися школьной жизнью.

  • Определить степень удовлетворенности учащимися школьной жизнью;

Анкетирование (А.А.Андреев)

Апрель

(1-11 кл.)

Степень удовлетворенности родителей работой школы и педколлектива

  • Определить степень удовлетворенности родителями образовательным учреждением

Анкетирование

(Е.Н.Степанов)

Апрель

(1-11 кл.)

Степень взаимопонимания в коллективе

«Мой класс»


  • Определить состояние взаимоотношений и атмосферы в коллективе

Анкетирование (О.Тараненко)

ОктябрьМай

(4-10 кл.)

Изучение социализирован-ности личности учащегося


  • Выявление уровня развития личности ребенка по параметрам, описывающим характер его взаимодействия с окружающими людьми и самим собой в учебной и внеурочной деятельности.

Анкетирование

( М.И. Рожков)

Ноябрь

(3-10 кл)

Уровень определения развития самоуправления в ученическом коллективе


  • Определить уровень развития ученического самоуправления



Анкетирование

( М.И. Рожков)



Март

(4-10 кл.)


Результат диагностики становится основополагающим при создании Программы воспитательной работы классного руководителя ивоспитателя на следующий учебный год.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы выступают:

- особенности развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся школы;

- социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни;

- особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Итогом самоанализа организуемой в образовательной организации воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это решений. Самоанализ воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и их решения.























Интернет-ресурсы:


1.Самоанализ состояния воспитательной работы в школе, Круглов В.В.,к.п.н., доцент, Группа компаний «Просвещение», г. Москва

https://director.rosuchebnik.ru/upload/iblock/39f/39f6727b4c65f12a70b1b63a5bdf02e2.pdf

2.http://ouchluch.omr.obr55.ru/files/2021/01/ОСНОВНЫЕ-НАПРАВЛЕНИЯ-САМОАНАЛИЗА-pdf.io_.pdf

3.https://tehurok.ru/primernaya-programma-vospitaniya



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!