СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания физики

Просмотр содержимого документа
«Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания физики»

Основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике преподавания физики

Каждый принцип обучения конкретизируется в правилах обучения, вытекающих из него и определяющих характер отдельных приемов деятельности учителя и учеников.

Принцип систематичности и последовательности. Реализация принципа последовательности и систематичности предполагает соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований:

1. Планировать систему занятий и каждое занятие; определять место каждого занятия в данной системе, связывая и с предыдущими; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала.

2. Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний, постоянно используя их, устанавливая связи между ними и новым материалом.

3. Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи, осуществлять интегрирование с другими предметами.

4. Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи, требующие системного использования знаний из разных предметов.

5. Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными пунктами (на этом правиле основаны опорные конспекты В.Шаталова, позволяющие учащимся восстанавливать (по содержащимся в них опорным сигналам: знакам и символам, фиксирующим ведущие понятия и факты), смысловые связи и отношения между ними).

6. При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.

Принцип наглядности обучения. Безусловно, буквальный смысл названия принципа не отражает его содержания. Восприятие может осуществляться с помощью разных органов чувств: не только зрения, но и осязания, слуха, обоняния и т.д. В соответствии с данным принципом обучение должно опираться на использование разнообразных видов наглядности: Натуральной (эталонные изделия, образцы, детали и т.д.)

Предметно-изобразительной – плоскостной (рисунки, фотографии) и объемной (макеты, муляжи).

Условно-изобразительной, символической (схемы, диаграммы, графики, таблицы, модели, опорные сигналы, компьютерная графика).

Словесной (образное описание).

Динамической: аудиальной (звукозаписи); визуальной (динамические плакаты, электрофицированные схемы); аудиовизуальной (видеозаписи, кинофильмы).

Необходимо также учитывать, что существуют различия у разных учащихся, связанные с преобладанием той или иной модальности восприятия – ведущим каналом восприятия, переработки и воспроизведения информации. У некоторых из них преобладает визуальный (зрительный) тип восприятия, у других – аудиальный (слуховой), у третьих - кинестетический (через прикосновение), требующий восприятия в действии, манипулировании с предметами, записи информации, составления схем и таблиц.

1. Процесс обучения должен опираться не только на внешнее восприятие средств наглядности, но и на практические действия с ними, их преобразование, обеспечивая восприятие информации каждым обучающимся в соответствии с преобладающей модальностью.

2. Сочетайте различные виды наглядности, включая при организации восприятия учебного материала как можно больше различных анализаторов: слуховые, зрительные, осязательные и др.

3. При использовании динамической наглядности тщательно готовьте технические средства к работе, чтобы не тратить время на их подготовку в ходе урока.

4. Активнее используйте на занятии наглядные средства, способствующие развитию теоретического и образного мышления: моделей, схем, пиктограмм, опорных сигналов и других символических и ассоциативных заменителей реальных объектов, абстрактных понятий и смысловых связей.

5. Привлекайте учащихся к самостоятельной разработке моделей, опорных сигналов и других кодированных знаков и символов, схем и таблиц на основе переработки учебной информации.

Принцип сознательности и активности. В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют три уровня познавательной активности.

Воспроизводящая активность - характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания и способы деятельности. Учащиеся с данным уровнем активности отличаются неустойчивостью волевых усилий, отсутствием интереса к углублению знаний и вопросов типа “почему?”.

Интерпретирующая активность – стремление к выявлению смысла изучаемого содержания, к проникновению в сущность явления, к овладению способами применения знаний в изменяющихся условиях. Критерий сформированности данного уровня познавательной активности – стремление учащегося узнать причину явления, объяснить природу его возникновения, довести начатое дело до конца. Вместе с тем наблюдается лишь эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший вопрос.

Творческий уровень – характеризуется стремлением учащихся не только проникнуть в сущность явления, но и найти для этого новый способ решения, применить знания в новой ситуации. Критерий сформированности – интерес к теоретическому осмыслению изучаемого явления, к самостоятельному поиску и решению проблемы. Обучающийся проявляет высокие волевые качества, упорство и настойчивость в достижении цели.

Применение принципа в практической педагогической деятельности требует выполнения следующих правил:

1) Обращайте внимание учащихся при изучении нового материла на самое существенное в нем, учите выделять главное и второстепенное, ориентируйте на усвоение главного.

2) Не требуйте дословного воспроизведения материала. Побуждайте учащихся к его интерпретации, изложению основных мыслей своими словами, а также подтверждению их конкретными примерами.

3) Обеспечивайте усвоения учащимися учебного материала в процессе применения его в новых условиях, решения практических жизненных и жизненных проблем.

4) Включайте учащихся в активное взаимодействие и взаимообучение, что активизирует познавательную деятельность и облегчает понимание учебного материала.

5) Создавайте близкие и дальние перспективы, побуждающие учащихся к решению все новых и новых учебных задач.

6) Побуждайте учащихся чаще задавать вопросы по изученному материалу преподавателю, другим студентам, самому себе.

7) Приучайте учащихся работать со знаниями: устанавливать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и отношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Принцип самостоятельности. Быть самостоятельным – это значит осуществлять свою деятельность без посторонней помощи, в соответствии со своими намерениями и целями. Степень самостоятельности учащегося в обучении определяется по двум основным критериям: по характеру управления его учебной деятельности и по степени мыслительной самостоятельности и продуктивности.

По характеру управления учебной деятельности можно выделить следующие ее виды:

 исполнительская – по инструкции и заданиям учителя;

 частично самостоятельная – направляемая учителем;

 полностью самостоятельная - учащийся сам определяет цели и осуществляет учебную деятельность.

Таким образом, степень самостоятельности определяется тем, насколько он владеет и управляет своей учебной деятельностью: осознает ее мотивы, умеет ставить цели, владеет способами и средствами, контролирует, осуществляет анализ и оценку ее результатов.

По степени включенности творческих элементов в познавательную деятельность можно выделить следующие виды и уровни самостоятельности:

1) воспроизводящую самостоятельность – действия по образцу;

2) реконструктивную – частичное изменение образца, комбинирование;

3) эвристическую - внесение элементов нового, поиск, направляемый учителем;

4) исследовательскую – самостоятельный поиск и нахождение новых способов решения учебной задачи.

Низкий уровень самостоятельности учащихся, как правило, связан со слабым развитием эвристического и исследовательского уровней самостоятельности, а также с несформированностью у большинства из них умений и навыков управления своей учебной деятельностью.

Поэтому важнейшим дополнением и условием реализации принципа самостоятельности можно считать предложенный Л.В.Занковым принцип осознания процесса учения, требующий от педагога создания специальных усилий по формированию рефлексивных умений учащегося (осмысливать, почему и как протекает учебная деятельность, почему необходимо владеть именно этими способами действий, к чему они приведут и т.п.).

Правила реализации принципа самостоятельности:

1) Постепенно увеличивайте долю самостоятельной работы учащихся, обеспечивая переход от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.

2) Равномерно распределяйте самостоятельную работу во всех звеньях учебного процесса, сочетайте школьные и внешкольные ее формы.

3) Инициируйте исследовательскую самостоятельную работу учащихся в разнообразных ее формах и методах.

4) Включайте учащихся в самостоятельную постановку и определение целей и задач, выбор способов и средств учебной деятельности, взаимооценивание и самооценку результатов.

5) Формируйте общеучебные умения и навыки, коммуникативные и организаторские умения, обеспечивающие самостоятельную работу учащихся.

6) Интенсивнее используйте современные технологии обучения, активизирующие самостоятельную работу учащихся (технологии модульного обучения; учебного, исследовательского, социального проектирования, компьютерные технологии и др.).

7) Сочетайте фронтальные формы работы учащихся с групповыми и индивидуальными, обеспечивающими постепенный переход от совместной деятельности учащихся к их самостоятельной учебной деятельности.

8) Создавайте условия для самостоятельной работы учащихся посредством разработки различных методических материалов и средств (рекомендаций, программ, предписаний и т.д.).

9) Создавайте условия для регулярного оценивания, самооценивания, взаимооценивания самостоятельной работы учащихся.

Принцип доступности. Сущность принципа доступности заключается в необходимости соотносить цели и задачи, содержание, методы и формы обучения с познавательными возможностями и потребностями учащихся, определяемыми их возрастными и индивидуальными особенностями.

Доступность обучения – понятие не только объективное, но и субъективное: она зависит не только от того, что учащийся “может” в обучении в силу своих способностей и возможностей, но и от того, что он “хочет” в обучении – от уровня развития его познавательных интересов, мотивов учения.

Реализация принципа доступности с учетом дополняющих его принципов развивающего обучения предполагает следование следующим правилам:

1. Обучая, учитывайте уровень не столько актуального, сколько потенциального развития учащегося, его интересы и потребности, жизненный опыт и личностные особенности.

2. Создавайте ситуации, побуждающие учащихся ставить перед собой трудную, требующую интенсивного умственного труда, но достижимую цель.

3. Устанавливайте оптимальный для каждого учащегося темп работы, стимулирующий интенсивную творческую деятельность.

4. Выбирайте соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям формы и методы обучения, используйте дифференцированные задания.

5. Делайте учебный материал доступным, включая его в разнообразные связи и отношения, демонстрируя применение и использование в практической деятельности.

6. Организуйте совместную деятельность учащихся, обеспечивающую коллективное выполнение трудной для учащихся деятельности и постепенное освоение, перевод ее в план индивидуально-самостоятельного осуществления.

7. Обеспечивайте доступность обучения за счет включения интересного, личностно значимого учебного материала и использования активных методов обучения, повышающих интерес к самой учебной деятельности и к ее результатам.

Принцип научности. Значение принципа научности связано с необходимостью усвоения обучающимися научно обоснованных знаний, использования методов обучения, адекватных методам научного познания, направленных на развитие теоретического мышления, формирование подлинно научного представления об окружающем мире, о сущности процессов, лежащих в основе современных технологий, формирование научного мировоззрения.

Принцип научности предъявляет определенные требования к отбору содержания обучения, выбору методов и форм и следованию следующим правилам:

1. Факты и теории, предъявляемые учащимся, должны быть научно обоснованы и доказаны. Разнообразные спорные теории и точки зрения могут использоваться лишь как гипотезы.

2. Акцентируйте внимание на теоретических вопросах и понятиях.

3. Выявляйте и делайте для учащихся зримой необходимость научных знаний для личностного развития себя как современного человека.

4. Систематически информируйте учащихся о новых достижениях в науке, технике, культуре, раскрывая их значение в современной жизни.

5. Используйте методы обучения, адекватные научным методам познания, развивайте системное мышление учащихся. 6. Включайте учащихся в исследовательскую деятельность, исследовательскую культуру и культуру мышления.

Принцип связи теории с практикой. Применение принципа связи теории с практикой в системе школьного образования связано прежде всего с решением учащимися задач осознанного усвоения знаний, формирования умений и навыков их применения в практической деятельности. Практика выступает в данном случае как исходный этап познания – опора на жизненный, практический опыт учащихся, и как результат, критерий эффективности учебной деятельности учащихся.

Реализация принципа единства теории и практики возможна при выполнении следующих правил:

1. Чаще обращайтесь при изучении нового материала к практическому жизненному опыту учащихся.

2. Используйте свой жизненный опыт, подтверждайте теоретические положения практическими примерами, демонстрируйте применение изучаемой информации в современной жизни.

3. Используйте технологии, методы и приемы практикоориентированного и продуктивного обучения: анализ проблемных жизненных ситуаций, разработка разного рода проектов и т.д.)

4. Осуществляйте интеграцию теоретического знания и практических способов деятельности, связанных с ними в рамках изучаемого учебного курса.

5. Практикуйте организацию совместных занятий с другими учителями по конкретной теме (бинарные или межпредметные, или интегративные).

6. Приучайте учащихся искать подтверждение известных им теоретических положений в своей жизненной практике.

7. Обеспечивайте практическую направленность исследовательской и самостоятельной работы учащихся.

Принцип прочности. Любые знания становятся инструментом и средством практической деятельности при условии не только их осмысления, понимания, но и запоминания, сохранения в долгосрочной памяти, способности воспроизводить их и использовать для решения новых познавательных и практических задач.

Реализация принципа прочности предполагает определенное построение всего дидактического процесса:

создание мотивации, потребности в приобретении новых знаний (прочно то, что значимо, интересно для личности);

отбор соответствующего содержания учебного материала, его структурирования, предъявления, организации восприятия и уяснения (прочно то, что понято и осмыслено);

выбор способов и форм обучения, обеспечивающих активную познавательную деятельность учащихся (прочно то, что добыто самостоятельно);

организация многократного повторения и контроля посредством использования разнообразных его видов и методов (прочно то, что неоднократно повторяется в разнообразных связях и отношениях);

интенсивное использование изученного материала в практической деятельности (прочно то, что используется, пригождается в жизни).

Можно сформулировать следующие правила для реализации принципа прочности.

1. Организуя обучение, четко и определенно указывайте, что и на каком уровне должно быть усвоено учащимся.

2. При объяснении нового материала опирайтесь на изученное, включая его в разнообразные связи и отношения с данным материалом.

3. Выбирайте методы обучения, обеспечивающие многократное использование необходимых знаний в различных ситуациях.

4. Планируя систему занятий, определите, когда, где и какой материал вы будете повторять и закреплять.

5. Обеспечивайте системный контроль знаний, стимулирующий неоднократное повторение учащимися изученного учебного материала.

6. Используйте наглядные опоры, позволяющие учащимся восстанавливать в своей памяти изученное.

7. Учите учащихся интерпретировать информацию и переводить ее в знаково-символической вид.

Таким образом, из дидактических принципов вытекает ряд методических требований к процессу обучения физике в общеобразовательной школе. Комплексное использование дидактических принципов и методических требований является методологической основой МПФ для разработки целей и задач физического образования, построения и отбора его содержания, методов и средств обучения, организации всего учебно-воспитательного процесса. Без их знания учителю физике нельзя планировать и осуществлять эффективную работу по обучению, воспитанию и развитию учащихся. Они являются основными критериями при анализе урока физики и при определении надежной методической системы преподавателя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!