Выступление на семинаре по теме «Основные подходы и новые практики в работе с детьми с разными образовательными потребностями»
«Подготовка к ОГЭ через различные платформы» (слайд 1)
В современном мире революции в образовательном пространстве сместились акценты не только в технологиях преподавания, но и в самих целях обучения. К главным целям образовательного процесса стоит отнести следующие: (слайд 2)
учитель должен научить учиться, то есть самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности;
еще важнее – ученик должен уметь применять полученные знания на практике, решать различные практические задачи при помощи полученных ранее знаний.
Со смещением данных акцентов всё внимание приковано к формированию универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- всё это активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД.
Благодаря им обучающиеся учатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т.д. Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Предлагаю ознакомиться с моей системой работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку.
Проанализировав результаты сдачи экзамена ОГЭ, сделала вывод, что все дети по-разному усваивают учебный материал, а соответственно, то, что даётся одним легко, для других - это непосильная ноша. Поэтому пришлось искать новые методы освоения материала.
Во-первых, во время подготовки мы используем различные интернет платформы. Так в начале 9 класса, мы зарегистрировались на EXAMER. (Слайд 3) Пройдя регистрацию, дети прошли небольшой опрос: выставили желаемую оценку за экзамен и ответили на 6 вопросов (не займет больше 3 минут). После этого учащиеся получили независимую оценку качества знаний, а также план по достижению цели, согласно которому будут работать над дефицитами.
На слайде 4-5 вы можете увидеть личный кабинет ребёнка. В нём есть индивидуальный план. Виден этап, на котором находится обучающийся. Также есть вкладки: задачи по темам, варианты, теория, кликнув на которую обучающийся может вспомнить теоретический материал. Очень полезная ссылка – видеоуроки.
Первоначальная диагностика на EXAMERе показала, что 24 % процента детей имеют высокий уровень подготовки, 42 % - средний, а 34 % - низкий уровень.
Сопоставив данные, мною было принято решение: учащихся с высоким уровнем организовать как экспертную группу, которая будет подбирать материалы к каждому заданию, помогать в ведении уроков и объяснении материала; ребят со средним уровнем (42% учащихся) включать в качестве помощников для слабых учеников. Таким образом проводится дифференцированный подход в решении заданий ОГЭ.
Во-вторых, для работы с тестовой частью используем нидивидуально-коммуникативные технологии (ИКТ).
На уроках с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие направления:
Представление визуальной информации (иллюстративный, наглядный материал: фотографии, портреты, иллюстрации, отрывки из фильмов (для задания 9), виртуальные экскурсии).
Представление интерактивного демонстрационного материала (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия, извлекаемые из энциклопедий, словарей, хрестоматий, из мультимедийных учебных изданий).
Тренажёр (Наличие разноуровневых тренировочных тестов по наиболее сложным разделам русской орфографии (задание № 5), например, таким, как «Правописание Н и НН в прилагательных, наречиях», «Правописание НЕ и НИ», «Правописание сложных слов», и др., а также программа «Фраза» позволяют каждому ученику индивидуально отрабатывать тот или иной вид орфограмм с целью устранения пробелов в знаниях).
Урок анализа текста
На таком уроке презентация позволяет реализовать интегрированный подход к обучению. Интерпретируя текст, ученик может и должен видеть разнообразие трактовок понятий и определений. Проблемно-исследовательское обучение становится ведущим во время подготовки. На слайдах размещается не только дополнительный материал, но и формулируются задания, фиксируются промежуточные и итоговые выводы.
В отличие от уроков-лекций презентация не просто сопровождает слово учителя, а является в некотором роде интерпретацией текста учебника.
ИКТ разнообразит методы, приемы и формы работы с текстом, помогут развивать разные стороны личности ученика, достигать целостности рассмотрения произведения в единстве содержания и формы, а также видеть содержательность и смысловую значимость каждого элемента текста. Это обучит различным способам сжатия текста при подготовке к ГИА в 9 классе.
Кроме того ИКТ помогут контролировать умения и навыки учащихся. (Тестовый контроль с помощью компьютера или телефона предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить пробелы в знаниях обучающихся).
Во время подготовки к ОГЭ мы используем сайт «Решу ОГЭ», где каждый ученик имеет личный кабинет, через который получает задание, выполняет работу и там же видит оценку и получает комментарии к ответам. При этом создавая тесты, я могу давать разноуровневые задания (создаются 2 типа: для слабой группы чаще использую задания №1, 4, 6-8; для групп со средним и высоким уровнем образованности - с 1-9-е задание).
Для создания таких работ у меня, как у учителя, есть вкладки (слайд 6): составить варианты для проверки знаний учащихся, список созданных работ и статистика по работам. Следить за выполнением работ учащимися можно через индивидуальный профиль знаний учащегося или управление учащимися и группами учащихся. статистика по учащимся
Информационные технологии, интернет-платформы и компьютерные коммуникации (ИКТ) предоставляют большую возможность для решения педагогических задач.
Организация электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, дают дополнительные возможности в обучении учащихся:
диалог с любым партнером.
перенесение полученных материалов на свой носитель, чтобы выводить на печать и работать с ними тогда, когда это наиболее удобно пользователю.
возможность различного рода совместных исследовательских работ школьников (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);
проведение индивидуальных оперативных консультаций для школьников.
Спасибо за внимание!