СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные подходы к преподаванию русского языка и литературы в современном контексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации учителю при разработке урока  русского языка , литературы

Просмотр содержимого документа
«Основные подходы к преподаванию русского языка и литературы в современном контексте»

 Основные проблемы  изучения/освоения русского языка и литературы   1.Проблемы чтения/мотивации к чтению/восприятия текста современными школьниками 2. Проблемы содержательного характера 3.Проблемы организационно-методического характера

Основные проблемы изучения/освоения русского языка и литературы

1.Проблемы чтения/мотивации к чтению/восприятия текста современными школьниками

2. Проблемы содержательного характера

3.Проблемы организационно-методического характера

Дополнительные проблемы 3. Кадровые проблемы 4. Проблемы «контекста» 5. Проблемы обучения русскому языку как неродному

Дополнительные проблемы

3. Кадровые проблемы

4. Проблемы «контекста»

5. Проблемы обучения русскому языку как неродному

 Проблемы чтения/мотивации к чтению/восприятия текста современными школьниками 1. Литературное образование в школе строится без учета главной проблемы сегодняшнего дня – проблемы чтения (или не-чтения). Изменение природы и условий существования текстов (электронные носители, нелинейность представления текста, система гиперссылок, короткие тексты с возможностью разной степени развертывания, обилие сиюминутно возникающих сразу в печатной форме бытовых текстов, десакрализация печатного текста и т.д.), увеличение общего объема и изменение структуры и длины текстов, окружающих детей и подростков, вкупе с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьезным препятствием для освоения классики и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, скачивание готовых сочинений и рефератов и т.п.)

Проблемы чтения/мотивации к чтению/восприятия текста современными школьниками

1. Литературное образование в школе строится без учета главной проблемы сегодняшнего дня – проблемы чтения (или не-чтения). Изменение природы и условий существования текстов (электронные носители, нелинейность представления текста, система гиперссылок, короткие тексты с возможностью разной степени развертывания, обилие сиюминутно возникающих сразу в печатной форме бытовых текстов, десакрализация печатного текста и т.д.), увеличение общего объема и изменение структуры и длины текстов, окружающих детей и подростков, вкупе с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный линейно разворачивающийся книжный текст большого объема, написанный на классическом языке двухвековой давности, с трудом воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьезным препятствием для освоения классики и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, скачивание готовых сочинений и рефератов и т.п.)

2. Традиционно курсы русского языка и литературы в школе строятся на императиве чтения, в не обсуждаемой с учеником модальности долженствования . Ученик должен осваивать предлагаемые школой тексты по умолчанию. Пропуская стадию чтения как само собой разумеющуюся, школа концентрируется на анализе и интерпретации текстов. Между тем все очевиднее становится факт, что с точки зрения чтения мы имеем сегодня все более стратифицирующиеся группы учащихся – от отдельных продвинутых читателей до стремительно увеличивающейся группы совершенно нечитающих.

2. Традиционно курсы русского языка и литературы в школе строятся на императиве чтения, в не обсуждаемой с учеником модальности долженствования . Ученик должен осваивать предлагаемые школой тексты по умолчанию. Пропуская стадию чтения как само собой разумеющуюся, школа концентрируется на анализе и интерпретации текстов. Между тем все очевиднее становится факт, что с точки зрения чтения мы имеем сегодня все более стратифицирующиеся группы учащихся – от отдельных продвинутых читателей до стремительно увеличивающейся группы совершенно нечитающих.

3. Ученик зачастую не видит смысла в освоении объемного корпуса русской и мировой литературы, который предлагает ему программа. Литературное «знание», на которое сделана ставка в литературном образовании - и особенно в контрольно-измерительных материалах (биографии писателей, сюжеты произведений, литературные герои, система понятий, терминов и т.п.), не имеет в его глазах ценности и смысла, в том числе и практического, не связана с его собственной жизнью. Развитию творческих и литературных «умений» и способностей (сочинять, стилизовать, примерять на себя роли писателей, критиков, исследователей литературы, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения и т.п.), которые могли бы мотивировать учащихся, давать им удовольствие и быть для них интересными, в школе уделяется очень мало времени.

3. Ученик зачастую не видит смысла в освоении объемного корпуса русской и мировой литературы, который предлагает ему программа. Литературное «знание», на которое сделана ставка в литературном образовании - и особенно в контрольно-измерительных материалах (биографии писателей, сюжеты произведений, литературные герои, система понятий, терминов и т.п.), не имеет в его глазах ценности и смысла, в том числе и практического, не связана с его собственной жизнью. Развитию творческих и литературных «умений» и способностей (сочинять, стилизовать, примерять на себя роли писателей, критиков, исследователей литературы, участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения и т.п.), которые могли бы мотивировать учащихся, давать им удовольствие и быть для них интересными, в школе уделяется очень мало времени.

 Проблемы содержательного характера    Традиционно сложившаяся система преподавания  ориентирована на изучение русского языка в теоретическом плане, причем под теорией часто понимаются лишь внешне наукообразные, формальные классификации; материал учебников изобилует схоластическим знанием, отсутствуют блоки, важные для формирования способности самовыражения с использованием языка (такие, как риторика или логика), очень низка творческая составляющая.

Проблемы содержательного характера

 

Традиционно сложившаяся система преподавания ориентирована на изучение русского языка в теоретическом плане, причем под теорией часто понимаются лишь внешне наукообразные, формальные классификации; материал учебников изобилует схоластическим знанием, отсутствуют блоки, важные для формирования способности самовыражения с использованием языка (такие, как риторика или логика), очень низка творческая составляющая.

 Программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы (фонетика, лексика, грамматика и т.д.); овладение навыками речевой деятельности при равном внимании как к письменной, так и к устной речи учеников (в настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме); формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.

Программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы (фонетика, лексика, грамматика и т.д.); овладение навыками речевой деятельности при равном внимании как к письменной, так и к устной речи учеников (в настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме); формирование нормативной грамотности устной и письменной речи.

Возможные пути решения проблемы (русский язык) Должны быть установлены связи русского языка с другими предметами, прежде всего с курсом иностранного языка (например, такой связующей областью может быть практика перевода) и литературы (например, при изучении литературных произведений разных эпох логично и естественно наблюдать за историческими изменениями русского языка).

Возможные пути решения проблемы (русский язык)

  • Должны быть установлены связи русского языка с другими предметами, прежде всего с курсом иностранного языка (например, такой связующей областью может быть практика перевода) и литературы (например, при изучении литературных произведений разных эпох логично и естественно наблюдать за историческими изменениями русского языка).
(литература) Программы по литературе в школе серьезно перегружены. Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно «прирастает», количество же часов если не сокращается, то остается неизменным. (Характерный пример «прирастания»: в девяностые годы в школу хлынул поток произведений писателей-эмигрантов, репрессированных, запрещенных в советское время писателей ХХ века; с тех пор прошла четверть столетия – и в современной литературе появился целый ряд имен, которые тоже могут и должны быть рассмотрены в школе).

(литература)

  • Программы по литературе в школе серьезно перегружены. Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно «прирастает», количество же часов если не сокращается, то остается неизменным. (Характерный пример «прирастания»: в девяностые годы в школу хлынул поток произведений писателей-эмигрантов, репрессированных, запрещенных в советское время писателей ХХ века; с тех пор прошла четверть столетия – и в современной литературе появился целый ряд имен, которые тоже могут и должны быть рассмотрены в школе).
(литература) Серьезная проблема – возрастное несоответствие изучаемых произведений. Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом/уровнем школьника и уровнем текста, который ему предлагается. При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века (откуда родом родители и педагоги).

(литература)

  • Серьезная проблема – возрастное несоответствие изучаемых произведений. Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом/уровнем школьника и уровнем текста, который ему предлагается. При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века (откуда родом родители и педагоги).
(русский язык и литература) Смежная проблема – всё увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию «русского языка как иностранного»: им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание. При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время (за счет в том числе и разгрузки содержания)

(русский язык и литература)

  • Смежная проблема – всё увеличивающийся языковой разрыв современных детей и подростков с языком классики. Фактически многие дети и подростки, читая классику, попадают в ситуацию «русского языка как иностранного»: им неизвестны многие слова, еще понятные родителям и учителям, ими не опознаются грамматические формы и категории, кажущиеся педагогам само собой разумеющимися. Все это замедляет и затрудняет чтение и понимание. При отборе содержания образования необходимо иметь это в виду и закладывать на преодоление языкового барьера дополнительное время (за счет в том числе и разгрузки содержания)
Актуальное содержание  При отборе произведений для программы особое внимание должно быть обращено на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе. Между тем именно эта литература актуальна для детей и подростков, «цепляет» их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков. В полной мере это относится и к современной зарубежной литературе для детей и подростков, к которой у части составителей программ и педагогов есть двойное недоверие: идеологическое и языковое (традиционная методика, например, считает, что детям в школе нельзя предъявлять переводы; переводная литература не входит в контрольно-измерительные материалы и очень редко встречается даже в олимпиадных заданиях).  

Актуальное содержание

При отборе произведений для программы особое внимание должно быть обращено на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе. Между тем именно эта литература актуальна для детей и подростков, «цепляет» их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков. В полной мере это относится и к современной зарубежной литературе для детей и подростков, к которой у части составителей программ и педагогов есть двойное недоверие: идеологическое и языковое (традиционная методика, например, считает, что детям в школе нельзя предъявлять переводы; переводная литература не входит в контрольно-измерительные материалы и очень редко встречается даже в олимпиадных заданиях).

 

 Проблемы организационно-методического характера  Работая с одними и теми же произведениями программы (даже классическими), разные учителя-словесники делают с ними совершенно разное: одни нацелены на анализ произведения (причем, под разными углами, вкладывая в понятие «анализ» разный смысл), другие извлекают из произведения нравственные уроки в воспитательных целях; третьи сосредотачиваются на «усвоении» содержания с соответствующим контролем и т.д.; четвертые «проживают» с детьми произведения, театрализуя их; пятые занимаются развитием творческих способностей учеников на материале произведения (перечисление вариантов можно множить).

Проблемы организационно-методического характера

Работая с одними и теми же произведениями программы (даже классическими), разные учителя-словесники делают с ними совершенно разное: одни нацелены на анализ произведения (причем, под разными углами, вкладывая в понятие «анализ» разный смысл), другие извлекают из произведения нравственные уроки в воспитательных целях; третьи сосредотачиваются на «усвоении» содержания с соответствующим контролем и т.д.; четвертые «проживают» с детьми произведения, театрализуя их; пятые занимаются развитием творческих способностей учеников на материале произведения (перечисление вариантов можно множить).

Что предлагается изменить  1. Существующая на сегодня и установленная действующими Федеральными государственными образовательными стандартами обязательная для всех структура рабочих программ учебных курсов является явно избыточной и требует пересмотра. Учителя должны быть освобождены от никому не нужного планирования, предусматривающего ежегодное детальное описание не только предметных, но и личностных результатов детей, материально-технических условий преподавания русского языка и литературы, подробного календарно-тематического планирования.

Что предлагается изменить

1. Существующая на сегодня и установленная действующими Федеральными государственными образовательными стандартами обязательная для всех структура рабочих программ учебных курсов является явно избыточной и требует пересмотра. Учителя должны быть освобождены от никому не нужного планирования, предусматривающего ежегодное детальное описание не только предметных, но и личностных результатов детей, материально-технических условий преподавания русского языка и литературы, подробного календарно-тематического планирования.

2.  Необходимо создать учебники русского языка нового поколения, ориентированные на реальную, а не декларируемую вариативность обучения, принципиально «настроенные» на самостоятельную и творческую работу при минимизации репродуктивной деятельности, которой так много в современном преподавании русского языка. Надо внедрять компьютерные курсы русского языка, поскольку именно при обучении русскому языку необходима и достаточно легко достижима обратная связь и интерактивность.  

2. Необходимо создать учебники русского языка нового поколения, ориентированные на реальную, а не декларируемую вариативность обучения, принципиально «настроенные» на самостоятельную и творческую работу при минимизации репродуктивной деятельности, которой так много в современном преподавании русского языка. Надо внедрять компьютерные курсы русского языка, поскольку именно при обучении русскому языку необходима и достаточно легко достижима обратная связь и интерактивность.  

Кадровые проблемы  Серьезная проблема – нечитающий учитель-словесник. В своей массе учительский корпус выключен из актуального литературного процесса. Перегрузка учителей, фактическая недоступность книг в городах с населением меньше 100 тыс человек, сокращение числа книжных магазинов в крупных городах и целый ряд других социальных причин повлекли за собой нехватку времени и возможностей для чтения и самообразования. Учителя-словесники зачастую не в курсе книжных новинок, не ориентируются в современной литературе, не следят за литературными премиями. Ситуация, когда детей и подростков к чтению должны привлекать нечитающие люди, абсурдна.

Кадровые проблемы

Серьезная проблема – нечитающий учитель-словесник. В своей массе учительский корпус выключен из актуального литературного процесса. Перегрузка учителей, фактическая недоступность книг в городах с населением меньше 100 тыс человек, сокращение числа книжных магазинов в крупных городах и целый ряд других социальных причин повлекли за собой нехватку времени и возможностей для чтения и самообразования. Учителя-словесники зачастую не в курсе книжных новинок, не ориентируются в современной литературе, не следят за литературными премиями. Ситуация, когда детей и подростков к чтению должны привлекать нечитающие люди, абсурдна.

Оценка работы учителя  Оценка качества работы учителей русского языка и литературы нуждается в пересмотре. Ориентация только на результаты ЕГЭ и заслуги победителей олимпиад и конкурсов абсолютно неадекватна специфике гуманитарного образования. Сегодня аттестация учителей - формальная процедура, через которую проходит абсолютное большинство преподавателей. Она не стимулирует педагогов к развитию, не подталкивает к чтению литературы, не способствует профессиональному любопытству и творчеству. Аттестация требует своего пересмотра и обозначения жёстких, но понятных критериев профессионального совершенствования учителей.

Оценка работы учителя

Оценка качества работы учителей русского языка и литературы нуждается в пересмотре. Ориентация только на результаты ЕГЭ и заслуги победителей олимпиад и конкурсов абсолютно неадекватна специфике гуманитарного образования. Сегодня аттестация учителей - формальная процедура, через которую проходит абсолютное большинство преподавателей. Она не стимулирует педагогов к развитию, не подталкивает к чтению литературы, не способствует профессиональному любопытству и творчеству. Аттестация требует своего пересмотра и обозначения жёстких, но понятных критериев профессионального совершенствования учителей.

Проблемы «контекста»  Усилия по поддержке чтения вне школы явно недостаточны. Часто школа становится единственным местом, где идет речь о ценности чтения. Но школьной литературе, школьному учителю-словеснику в одиночку не справиться с проблемой привлечения подрастающего поколения к чтению. Здесь нужны государственные программы, задействующие СМИ, музеи, библиотеки, систему книгоиздания и книгораспространения.

Проблемы «контекста»

Усилия по поддержке чтения вне школы явно недостаточны. Часто школа становится единственным местом, где идет речь о ценности чтения. Но школьной литературе, школьному учителю-словеснику в одиночку не справиться с проблемой привлечения подрастающего поколения к чтению. Здесь нужны государственные программы, задействующие СМИ, музеи, библиотеки, систему книгоиздания и книгораспространения.

   Проблемы обучения русскому языку как неродному    Создание равных условий образования для всех граждан Российской Федерации требует учета того, что в многоязычных регионах выбор языка коммуникации и языка обучения происходит уже в дошкольном возрасте. Во многом на данный выбор оказывают влияние семейные предпочтения и языковое окружение.

  Проблемы обучения русскому языку как неродному

Создание равных условий образования для всех граждан Российской Федерации требует учета того, что в многоязычных регионах выбор языка коммуникации и языка обучения происходит уже в дошкольном возрасте. Во многом на данный выбор оказывают влияние семейные предпочтения и языковое окружение.

Необходимо  В связи с вышесказанным представляется необходимым введение в программы дошкольного образования, реализуемые на национальных языках, русскоязычного модуля, ориентированного на развитие познавательно-речевых и коммуникативных компетенций в двуязычной среде, разработка адекватного методического сопровождения и подготовка педагогов к работе по этим программам.  В связи с вышесказанным представляется необходимым введение в программы дошкольного образования, реализуемые на национальных языках, русскоязычного модуля, ориентированного на развитие познавательно-речевых и коммуникативных компетенций в двуязычной среде, разработка адекватного методического сопровождения и подготовка педагогов к работе по этим программам.

Необходимо

В связи с вышесказанным представляется необходимым введение в программы дошкольного образования, реализуемые на национальных языках, русскоязычного модуля, ориентированного на развитие познавательно-речевых и коммуникативных компетенций в двуязычной среде, разработка адекватного методического сопровождения и подготовка педагогов к работе по этим программам.

  • В связи с вышесказанным представляется необходимым введение в программы дошкольного образования, реализуемые на национальных языках, русскоязычного модуля, ориентированного на развитие познавательно-речевых и коммуникативных компетенций в двуязычной среде, разработка адекватного методического сопровождения и подготовка педагогов к работе по этим программам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!