СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные положения молекулярно-кинетической теории.»


Физика 10 класс 25.11.22г. Тема:«Основные положения молекулярно-кинетической теории.

Размеры молекул»

Цели урока:

1.Образовательная: сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размерах молекул систематизировать знания учащихся по МКТ на основе структуры физической теории;

2.развивающая: формировать умение применять теорию на практике; развивать наблюдательность, самостоятельность.

3.воспитательная: продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Вид урока: изучение нового материала.

.

Ход урока

Сегодня у нас урок по теме «Основные положения МКТ и их подтверждения». На уроке мы углубим знания о веществе, о его различных состояниях, объясним эти различия с точки зрения МКТ. Вы сможете выявить связь между физикой, химией, математикой, металловедением , а на многие природные явления посмотрим с различных точек зрения . Но в начале я предлагаю вам вспомнить , всё что мы знаем о веществе.

БЛИЦ ОПРОС

- При каких условиях происходит изменений агрегатного состояния вещества?

-Что известно вам о тепловых явлениях?

- Какие явления относятся к тепловым? Что такое тепловое движение?


Тепловые явления изучаются двумя разделами физики:

II. Изучение нового материала.

Предлагаю эпиграфом к уроку взять слова, сказанные Демокритом около 400 лет до н.э.

« « Начало Вселенной – атомы и пустота , а всё остальное – мнение»

МКТ, как и другие физические теории, прошла долгий путь становления от гениальной догадки до обоснования научной теории. Впервые идея дискретности вещества (идея атомизма) была высказана в 5 в. до н.э.


Взгляды Демокрита и других античных философов дошли до нас благодаря поэту Лукрецию Кару. Более 2000 лет назад он писал:

существуют такие тела, что и плотны и вечны:

Это – вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

МКТ опирается на три положения . Постараемся их вспомнить.

1)Вещество состоит из частиц (молекул, атомов, ионов), разделённых промежутками.

2).Частицы находятся в непрерывном движении.

Доказательство: Какие примеры подтверждают это?

1.)Распространение запаха (туалетная вода)

2.)Растворение молока в стакане чая и т.д

- Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ вследствие теплового движения молекул

3)Частицы взаимодействуют друг с другом.

Мы знаем, что тела и вещества состоят из отдельных частиц, между

которыми есть промежутки. Почему же тогда тела не рассыпаются на

отдельные частицы?



Вывод: Частицы притягиваются и отталкиваются

Рассмотрим рисунок на котором показан график зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами. ( Работа с учебником)

III, Первичное закрепление.

Метод определения размеров молекул. Решение задачи указанного типа.


Кусочек парафина массой 9 · 10-7 кг, брошенный в горячую воду, расплавился и образовал пленку, площадь поверхности которой 1 м2.

Определить диаметр молекулы парафина, полагая, что толщина пленки равна диаметру молекулы.

Плотность парафина 900 кг/м3.








2.Капля воды имеет массу 1 мг. Диаметр молекул воды составляет около 3*10-10 м. Подсчитать, какой длины получилась бы нить, если бы все молекулы были расположены в один ряд вплотную друг к другу.

Дано:

СИ:

Решение:

m = 1мг

10-6 кг

1) l = d·N

d = 3·10-10 м

-

2) N = V/d3

ρ = 1000 кг/м3

-

3)V = m/ ρ

m m 10 6 10

4 )N

; l d

d3

d2 103

9 10 20

1,1 10 м;

R = 150 000 000 000 м – расстояние до Солнца

V. Подведение итогов.

Все вещества состоят из молекул. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

Частицы вещества беспрерывно и беспорядочно движутся.

Молекулы разных веществ по-разному взаимодействуют между собой.
Взаимодействие зависит от типа молекул и расстояния между ними. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H2O.

VI. Рефлексия.

Возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

VII. Домашнее задание §55,56

Прочитав параграфы, с помощью которых вам предстоит изучить особенности трех различных состояний вещества и заполнить таблицу.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!