Физика 10 класс 25.11.22г. Тема:«Основные положения молекулярно-кинетической теории.
Размеры молекул»
Цели урока:
1.Образовательная: сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размерах молекул систематизировать знания учащихся по МКТ на основе структуры физической теории;
2.развивающая: формировать умение применять теорию на практике; развивать наблюдательность, самостоятельность.
3.воспитательная: продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.
Вид урока: изучение нового материала.
.
Ход урока
Сегодня у нас урок по теме «Основные положения МКТ и их подтверждения». На уроке мы углубим знания о веществе, о его различных состояниях, объясним эти различия с точки зрения МКТ. Вы сможете выявить связь между физикой, химией, математикой, металловедением , а на многие природные явления посмотрим с различных точек зрения . Но в начале я предлагаю вам вспомнить , всё что мы знаем о веществе.
БЛИЦ ОПРОС
- При каких условиях происходит изменений агрегатного состояния вещества?
-Что известно вам о тепловых явлениях?
- Какие явления относятся к тепловым? Что такое тепловое движение?
Тепловые явления изучаются двумя разделами физики:
II. Изучение нового материала.
Предлагаю эпиграфом к уроку взять слова, сказанные Демокритом около 400 лет до н.э.
« « Начало Вселенной – атомы и пустота , а всё остальное – мнение»
МКТ, как и другие физические теории, прошла долгий путь становления от гениальной догадки до обоснования научной теории. Впервые идея дискретности вещества (идея атомизма) была высказана в 5 в. до н.э.
Взгляды Демокрита и других античных философов дошли до нас благодаря поэту Лукрецию Кару. Более 2000 лет назад он писал:
…существуют такие тела, что и плотны и вечны:
Это – вещей семена и начала в учении нашем,
То, из чего получился весь мир, существующий ныне.
МКТ опирается на три положения . Постараемся их вспомнить.
1)Вещество состоит из частиц (молекул, атомов, ионов), разделённых промежутками.
2).Частицы находятся в непрерывном движении.
Доказательство: Какие примеры подтверждают это?
1.)Распространение запаха (туалетная вода)
2.)Растворение молока в стакане чая и т.д
- Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ вследствие теплового движения молекул
3)Частицы взаимодействуют друг с другом.
Мы знаем, что тела и вещества состоят из отдельных частиц, между
которыми есть промежутки. Почему же тогда тела не рассыпаются на
отдельные частицы?
Вывод: Частицы притягиваются и отталкиваются
Рассмотрим рисунок на котором показан график зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами. ( Работа с учебником)
III, Первичное закрепление.
Метод определения размеров молекул. Решение задачи указанного типа.
Кусочек парафина массой 9 · 10-7 кг, брошенный в горячую воду, расплавился и образовал пленку, площадь поверхности которой 1 м2.
Определить диаметр молекулы парафина, полагая, что толщина пленки равна диаметру молекулы.
Плотность парафина 900 кг/м3.
2.Капля воды имеет массу 1 мг. Диаметр молекул воды составляет около 3*10-10 м. Подсчитать, какой длины получилась бы нить, если бы все молекулы были расположены в один ряд вплотную друг к другу.
Дано: | СИ: | Решение: |
m = 1мг | 10-6 кг | 1) l = d·N |
d = 3·10-10 м | - | 2) N = V/d3 |
ρ = 1000 кг/м3 | - | 3)V = m/ ρ |
m m 10 6 10
4 )N
; l d
d3
d2 103
9 10 20
1,1 10 м;
R = 150 000 000 000 м – расстояние до Солнца
V. Подведение итогов.
Все вещества состоят из молекул. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
Частицы вещества беспрерывно и беспорядочно движутся.
Молекулы разных веществ по-разному взаимодействуют между собой.
Взаимодействие зависит от типа молекул и расстояния между ними. Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H2O.
VI. Рефлексия.
Возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?
VII. Домашнее задание §55,56
Прочитав параграфы, с помощью которых вам предстоит изучить особенности трех различных состояний вещества и заполнить таблицу.