Термин | Определение |
Специальная психология | это раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. |
Дефектология | (коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения. |
Коррекция | это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей |
Коррекционное обучение | это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний |
Компенсация функций | (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание), восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесённых заболеваний и травм. |
Депривация | это состояние психики, вызванное невозможностью обеспечения основных жизненных потребностей и нужд (сон, прием пищи, жилье, общение, половые отношения и так далее), или же утратой благ, привычных для индивида |
Адаптация | процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий |
Дезадаптация | -(лат. de(s) adaptatio - приспособление) - 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах; 2. в психиатрии - утрата или снижение способности приспособливаться к условиям социальной и/или природной среды обитания вследствие психического расстройства, его последствий и/или неадекватного отношения к внутренним проблемам пациента со стороны окружающих его людей и общества в целом. |
Инклюзивное образование | процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. |
Интегрированное образование | процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями посредством создания специальных условий для получения ими общего образования. |
Дизонтогенез | 1. различные нарушения нормального хода индивидуального психического развития; 2. это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигнуты зрелости. |
Дизонтогенез –Ретардация | это запаздывание или приостановка психического развития |
Ретардация | незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. |
Реабилитация | восстановление каких-либо способностей и психических функций человека, утраченных или ранее невостребованных в жизнедеятельности. |
Реабилитация | система медико-педагогич. мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей. |
Асфиксия | состояние нарастающего удушья, приводящее к недостатку кислорода в крови и тканях (гипоксии) и к накоплению в них углекислого газа (гиперкапнии). |
Астения – | это незаметно прогрессирующее психопатологическое расстройство. Данная патология означает бессилие, болезненное состояние или хроническую усталость, проявляясь в истощаемости организма с повышенной утомляемостью и с крайней степенью неустойчивости настроения, нетерпеливостью, нарушением сна, неусидчивостью, ослаблением самообладания, потерей способности к физическому и длительному умственному напряжению, непереносимостью яркого света, резких запахов и громких звуков. |
Аутизм | 1. симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности; 2. явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире (Никольская) Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С.Лебединская) Аутизм, таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний. |
Вы́ученная беспо́мощность | (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. |
Гиперакти́вность | состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. |
У́мственная отста́лость, малоу́мие, олигофрени́я | 1. врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики. 2. |
Деме́нция | (лат. dementia «безумие») — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых. |
Умственная отсталость | это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга. |
Заде́ржка психи́ческого разви́тия | (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. |
Инфантилизм | (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам. |
Логопедия | специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. |
Дисграфия | это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. |
Дислалия | нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. |
Дислекси́я | (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. |
Логоневроз | это нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов. |
Психопа́тия | — (от др.-греч. ψυχή «дух; душа; сознание; характер» + от греч. παθος «страдание, боль, болезнь») — психопатологический синдром, проявляющийся в виде констелляции таких черт, как бессердечиеruen по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций |
Социализация | процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. |
Эмпа́тия | осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. |