СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные понятия и их определения по направленности "Специальная психология"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом файле я поместила основные понятия и их определения по направленности "Специальная психология"

Просмотр содержимого документа
«Основные понятия и их определения по направленности "Специальная психология"»

Словарь терминов по специальной психологии

Термин

Определение

Специальная психология

это раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии.

Дефектология

(коррекционная или специальная педагогика) — это наука, изучающая процесс обучения и адаптации детей, имеющих особенности развития. В прикладном смысле дефектология разрабатывает методики, помогающие максимально скорректировать имеющиеся нарушения.

Коррекция 

это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей

Коррекционное обучение 

это усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психофизического развития и усвоение способов применения полученных знаний

Компенсация функций

(от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание), восполнение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций вследствие аномалий развития, перенесённых заболеваний и травм.

Депривация

это состояние психики, вызванное невозможностью обеспечения основных жизненных потребностей и нужд (сон, прием пищи, жилье, общение, половые отношения и так далее), или же утратой благ, привычных для индивида

Адаптация

процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся социальной среде, заключающийся в способности индивидуума изменять свое поведение, состояние в зависимости от изменения внешних условий

Дезадаптация

-(лат. de(s) adaptatio - приспособление) - 1. нарушение приспособляемости организма к меняющимся условиям среды обитания или неадаптивное поведение человека в сложных для него жизненных обстоятельствах;

2. в психиатрии - утрата или снижение способности приспособливаться к

условиям социальной и/или природной среды обитания вследствие

психического расстройства, его последствий и/или неадекватного отношения к внутренним проблемам пациента со стороны окружающих его людей и

общества в целом.

Инклюзивное образование 

процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.


Интегрированное образование

процесс совместного обучения и воспитания детей, не имеющих отклонений в развитии и детей с ограниченными возможностями посредством создания специальных условий для получения ими общего образования.

Дизонтогенез

1. различные нарушения нормального хода индивидуального психического развития;

2. это различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма ещё не достигнуты зрелости.


Дизонтогенез –Ретардация 

это запаздывание или приостановка психического развития

Ретардация

незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными.

Реабилитация

восстановление каких-либо способностей и психических функций человека, утраченных или ранее невостребованных в жизнедеятельности.

Реабилитация

система медико-педагогич. мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Асфиксия

состояние нарастающего удушья, приводящее к недостатку кислорода в крови и тканях (гипоксии) и к накоплению в них углекислого газа (гиперкапнии).

Астения –

это незаметно прогрессирующее психопатологическое расстройство. Данная патология означает бессилие, болезненное состояние или хроническую усталость, проявляясь в истощаемости организма с повышенной утомляемостью и с крайней степенью неустойчивости настроения, нетерпеливостью, нарушением сна, неусидчивостью, ослаблением самообладания, потерей способности к физическому и длительному умственному напряжению, непереносимостью яркого света, резких запахов и громких звуков.

Аутизм

1. симптом и форма психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности;

2. явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире (Никольская)

Отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (К.С.Лебединская)

Аутизм, таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.

Вы́ученная беспо́мощность 

(англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность.

Гиперакти́вность 

состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

У́мственная отста́лость

малоу́мие

олигофрени́я 

1. врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

2.

Деме́нция 

(лат. dementia «безумие») — приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Умственная отсталость

это стойкое необратимое на­рушение психического (в первую очередь, интеллектуаль­ного) развития, связанное с органически обусловленным не­доразвитием либо ранним повреждением головного мозга.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия 

(сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 

Инфантилизм

 (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Логопедия 

специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики.

Дисграфия 

это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.


Дислалия

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Дислекси́я

(от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.

Логоневроз

это нарушение плавности и темпа речи в виде задержки, изменения, повторения или удлинения отдельных звуков, слогов и слов.

Психопа́тия

— (от др.-греч. ψυχή «дух; душа; сознание; характер» + от греч. παθος «страдание, боль, болезнь») — психопатологический синдром, проявляющийся в виде констелляции таких черт, как бессердечиеruen по отношению к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций

Социализация 

процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

Эмпа́тия 

осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!