СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные приёмы используемые в технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные приёмы используемые в технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»





Захарова Нюргустана Гаврильевна

МОБУ СОШ № 10 имени Д.Г.Новопашина

г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Статья





Основные приёмы, используемые в технологии развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.



Современный урок предполагает учителем развивающего потенциала урока: развитие проблемно-творческого, критического мышления обучающихся, формирование предметных, надпредметных, ключевых образовательных компетенций, развитие их эмоциональной и мотивационной сферы. Знание – не самоцель, а средство для самоопределения, обучающегося в окружающем мире, способ вхождения ребёнка в культуру и осознания им себя в культурном пространстве – вот то, к чему стремится современный учитель.

Основу ТРКМ составляет базовая модель трёх стадий организации учебного процесса: «Вызов - осмысление – размышление». Каждый приём в критическом мышлении направлены на раскрытие творческого потенциала обучающихся. Существует атмосфера поиска и открытости. Учитель и обучающиеся используют вопросы (то есть, не просто “Что?” “Где?” и «Когда»; но и «Почему?», «Что если?» и «Почему бы не?»), анализируя проблему и принимая решение. Обучающиеся выполняют определённые роли во время занятий, выполнения задач, когда они на практике применяют различные виды мышления: ученики делают предположения, собирают информацию, организуют информацию и ставят под вопрос выводы.

Каждый урок начинается с вызова, во время которого учитель направляет учеников на то, чтобы они думали над темой, которую начинают изучать и задавали вопросы. Цель данного этапа: актуализировать (оживить) в памяти обучающихся уже имеющиеся знания; неформальным путём оценить то, что они уже знают (в том числе их ошибочные представления или идеи); установить цели обучения; сосредоточить внимание обучающихся на теме; и представить контекст для того, чтобы они поняли новые идеи.

Этап осмысления -учитель подводит обучающихся к постановке вопросов, поиску, осмыслению материала, ответов на предыдущие вопросы, определение новых вопросов и попытки ответить на них. Цель этапа осмысления: сравнить ожидания, обучающихся с тем, что изучается; пересмотреть ожидания и выразить новые; выявить основные моменты; отследить процессы мышления, ход мыслей, обучающихся; сделать выводы и обобщения по материалу; совместить содержание урока с личным опытом обучающихся; поставить вопросы к изученному на уроке материалу Заключительный этап рефлексия. Учителю надо, чтобы обучающие отрефлексировали то, о чем узнали и спросили себя, что это означает для них, как это меняет их предыдущие представления, как они смогут это использовать. Цель данного этапа: обобщить основные идеи; интерпретировать определённые идеи; обменяться мнениями; выявить личное отношение; апробировать эти идеи; оценить, как идёт процесс обучения; задать дополнительные вопросы. На каждой стадии урока используются такие приёмы ТКРМ.

На этапе урока Вызов, можно использовать такие приемы:

- Мозговой штурм

- Кластер предположений (на стадии рефлексии)

- Игра-упражнение «Веер»

- Приём «Поясните цитату»

- Приём «Как вы объясните народную мудрость»

- Приём «Вы согласны с этим высказыванием?»

- Приём «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

- Приём «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

Рефлексия:

- Рефлексивный экран вопросов

- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

- Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (приём «Моё мнение»)

Основные приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. На доске (на карточках) по изучаемой новой теме обучающиеся записывают верные и неверные утверждения. При выполнении задания, обучающиеся ставят знаки «+» и «-». Приём «Перепутанные логические цепочки». Учитель на карточках записывает последовательность плана текста с ошибками. Задача обучающихся - найти эти ошибки и придумать самим такого рода задания.

Приём –«верные-неверные утверждения». Этот прием использовали на стадии вызова, когда дети, читая утверждения, полученные от учителя, опираются на свой жизненный опыт, на ранее полученные знания и либо соглашаются с этими высказываниям, либо нет. На стадии рефлексии обычно возвращались к этим высказываниям и пересматривали их, исправляли свои ошибки. Например, работая над стихотворением И.П.Токмакова «Опустел скворечник…». Ребята соглашались или нет с предложенными учителем высказываниями: 1) Опустел скворечник-прилетели птицы; 2) Листья закружились; 3) Видно, тоже в Австралию - улететь хотят .

Следующий приём «ИНСЕРТ» –интерактивная система для эффективного чтения и размышления. Ее лучше применять на стадии осмысления нового материала. Во время чтения текста ученику рекомендуется делать пометки на полях, а затем заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф:

1) «v» –уже знал;

2) «+» –новое;

3) «?» –не понял, есть вопросы.

Приём ТКРМ «ИНСЕРТ»

«v»

«+»

«?»

Я знаю о чем читаю, соответствует тому, что я знаю или думаю

То, что читаю, является новым для меня

То, что я читаю, мне непонятно, и я хотел бы получить более подробную информацию по данному вопросу.



Таким образом, мы формируем вдумчивое, внимательное чтение. После того, как таблица заполнена, целесообразно обсудить записи. Хочется обратить внимание на знак «?», который очень важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать, что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остаётся «за кадром». Это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Что же формирует и развивает такая работа? Практика применения данного приёма позволяет утверждать, что у учеников, во-первых, формируется умение ранжировать информацию по степени новизны, во-вторых, развивается умение анализировать и классифицировать, в-третьих, в процессе такой работы ребята учатся пересказывать информацию, обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения. Такие задания требуют развёрнутых ответов, учат анализировать и без стеснения высказывать своё мнение. Применение таких активных форм обучения у обучающихся формирует умение задавать вопросы, спрашивать то, что им непонятно. Они находятся в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы, учатся работать с различными источниками. У обучающихся развиваются умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!