Основные принципы образовательного процесса на уроках биологии для 9 классов с использованием технологий Scrum
Процесс изучения темы разбивается на спринты недельной длительности.
На каждый спринт выбирается изучаемый материал из маршрутного листа, составленного учителем.
В конце каждого спринта организуется демонстрация результата – в самой разнообразной форме – тестов, самостоятельная работа и т.д.
Далее проводится ретроспектива эффективности процесса, вносятся корректировки при необходимости, и запускается следующий спринт.
В качестве продукта выступают приобретённые учащимися знания, умения и компетенции, а маршрутный лист темы– список требований и заданий к изучению учебного материала школьного курса биологии.
За соблюдение всех требований, а часто и за их создание отвечает владелец продукта, поэтому в нашем случае владельцем продукта является учитель. Скрам-мастер – член команды, который дополнительно отвечает за процессы, координацию работы команды и поддержание социальной атмосферы в команде. В роли скрам - мастера выступает ученик.
Под историями мы рассматриваем темы, разделы изучаемой темы школьного курса биологии, прописанные в рабочей программе или задачи, которые необходимо реализовать.
Изучение любой темы в школе, как в прочем и работа над проектом проходит три этапа: планирование, реализация, контроль. Рассмотрим их подробнее.
Этап планирования.
Знакомство учениками с маршрутным листом темы, с требованием к изучению темы (3 минуты)
Организация в группы по 4-5 человек (2 минуты)
Выбор Scrum мастера (1 минута)
Определение задач (реализации) спринта (4 минут)
Оформление скрам-доски. (3 минуты)
На данном этапе, необходимо добиться, чтобы учащиеся четко понимали конечный результат, знали, что, когда и к какому моменту они должны выучить и чему должны научиться. И как результат смогли распределить предложенные задания так, чтобы все успевать выполнять.
Этап реализации спринта
Этап реализации имеет такую же структуру как и в классическом скраме: «летучки» (stand-up), реализация работы, подведение итогов, ретроспектива.
Анализ достигнутых результатов и планирования работы на урок:
-Что было уже сделано?
Что будем делать сегодня?
-Чего должны достичь?
На «скрам- доске» стикеры с заданиями, которые планируются выполнить на занятии, перемещают в колонку «в процессе».
Учащиеся, работая в группах, выполняют выбранные задания. Каждый член группы должен выполнить все задания (выучить все правила, выполнить все упражнения и т.д.). Задача считается выполненной, если все члены группы её освоили.
В процессе работы ребята помогают и контролируют друг друга. Если в процессе работы возникают трудности, скрам-мастер группы сообщает об этом учителю. Учитель следит за изменениями на скрам –доске и чтобы выяснить правильно ли выполняются задания, выбирает из колонки «в процессе» или «достигнутые результаты» те задания, которые выбраны или выполнены всеми группами. Эти задания выставляются на контроль.
Заканчивается каждый урок проверкой учителем заданий, выбранных на контроль и если встречаются не верно выполненные задания, то оно возвращается в колонку «планируемые результаты». Ребята отмечают на «скрам- доске» результаты своей работы (на «скрам- доске» выполненные задания перемещают в колонку «достигнутые результаты»).
Работа над спринтом завершается промежуточным контролем знаний (проверкой выполненных заданий на уроке, тест, самостоятельная работа и т.д.).
По результатам контроля проводится ретроспектива, на которой учащиеся не справившиеся с заданиями контроля анализируют свои работы и выясняют причины полученных результатов. Раздаются карточки коррекции. Учителем составляется коррекционная работа, которая выполняется учащимся самостоятельно и сдается учителю индивидуально.
Например, работа с таблицей для самоанализа результатов работы над темой «Строение клетки».
Его уроки не похожи на те, к которым мы привыкли. Классная комната Вилли Вейнандса не похожа на стандартный химический кабинет: парты не стоят рядами, направленными лицом к доске, они размещены группами по четыре, чтобы дети видели друг друга, а не классную доску. Когда урок начался, ребята не уселись за парты и не приняли позу ожидания учителя, а подбежали к стенке, приклеивая на неё большой бумажный плакат, усыпанный стикерами.
Этот плакат расчерчен рядами столбцов, где в следующей последовательности идут подзаголовки: «Все задачи», «Необходимо выполнить», «В работе», «Сделано». Под колонками располагались еще четыре подписи: «Характеристики выполненного»; «Кривая» - напоминающая график или диаграмму исполнения заданий, в сфере бизнеса обозначающая движение группы к финалу; «Взгляд в прошлое» - отдаленно напоминает общее собрание смарт-групп; «Динамика» - этот столбец содержит наработанный объем баллов, полученных на уроке. Учебный курс разделен на четырехнедельные или пятинедельные спринты; под конец спринта сдается тест. Школьники обычной голландской школы, застыв перед собственной скрам-доской, сами определяют план, что должны изучить за время урока. Работает это по такой схеме: они переставляют стикеры с задачами из бэклога «Все задачи» в графу «Необходимо выполнить» – и принимаются за дело. Они берут учебник и приступают к освоению новой темы.
Наверное, самое главное в приведенном примере то, что ученики сами обучают друг друга. Вейнандс размеренно перемещается по классу, наблюдает за перемещением стикеров на импровизированной скрам-доске, рассматривает графики и диаграммы выполнения задач. Если он замечает, что кто-то из учеников застопорился и не находит выхода из проблемы, то быстро подходит к нему и помогает разобраться с трудным моментом. Для определения качества усвоения материала, он наугад выбирает любую задачу из столбца «Выполнено» и проверяет знания каждого из присутствующих в классе. Когда учитель видит, что не все разобрались до конца в выполненном задании, он возвращает её в столбик «Необходимо выполнить».