СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные признаки живого

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные признаки живого»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ



Тема урока: «Основные признаки живого»

I. Цели урока:

1. Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями и определениями;

  • дать учащимся представления признаках и свойствах живого;

2. Развивающие:

  • развитие мотивации учебной деятельности,

  • развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,

  • развитие целостного представления об окружающем мире.

3. Воспитательные:

  • воспитание внимания и умения слушать,

  • воспитание умения работать в заданном режиме,

  • воспитание самоконтроля и дисциплины.

4. Психологическая:

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

II. Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

  • Определение понятий «свойства и признаки живого», жизнь.

  • Усвоение учащимися знаний основных свойств и признаков живого

Личностные результаты:

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира

  • Уметь анализировать данные в различных источниках информации, работать самостоятельно

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные:

  • Продолжить формирование умения ставить цели.

2. Коммуникативные:

  • Продолжить формирование способности овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение.

3. Познавательные:

  • Умение анализировать текст, иллюстрационный материал; выявлять причинно-следственные связи

Регулятивные УУД:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

  • Прогнозирование (выдвижение гипотез)

  • Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  • Высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать

Познавательные УУД:

1.Общеучебные универсальные действия:

  • Формулирование темы урока

  • Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)

  • Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

2.Универсальные логические действия:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков

  • Подведение под понятия, распознавание объектов

  • Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

  • Выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и вступать в диалог

  • Участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения и аргументировать свою, отстаивать свою позицию

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Личностные УУД:

  • смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

  • оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология оценки учебных успехов

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Информационно-коммуникативные технологии

IV. Методы обучения:

  • Словесные – рассказ, беседа, объяснение

  • Наглядные – демонстрация презентации «Основные признаки живого»

V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа

VI. Оборудование:

Для учителя – проектор

Для учащихся

VII. Литература:

Для учителя:

1. Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ

2. Электронные ресурсы (Дата обращения 07.09.2020):

1. https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-zhizn-v-nauke-xx-veka/viewer

2.https://infourok.ru/konspekt-uroka-dlya-klassa-svoystva-i-priznaki-zhivih-organizmov-3761539.html

3. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-klass-na-temu-svoystva-zhivogo-3458106.html

Для учащихся – Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ

VIII. Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

IX. Структура урока (этапы) / урок 35 минут:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Выход на тему урока (4 мин.)

  3. Реализация построенного проекта. Часть 1 (12 мин.)

  4. Физминутка (1 мин.)

  5. Реализация построенного проекта. Часть 2. Практическая работа (12 мин.)

  6. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)

  7. Домашнее задание (1 мин.)

  8. Организованный конец урока (1 мин.)

X. Оформление классной доски:

Дата:

10.09.20

Тема:

«Основные признаки живого»

Домашнее задание:
§2, стр. 10, вопросы 1 и 2 устно

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

(1 мин.)

Добрый день! Садитесь. Я рада вас видеть. Проверьте все необходимое для урока на ваших партах.

2. Выход на тему урока

(4 мин.)

Ребята, посмотрите на слайд. Здесь представлены некоторые объекты, я предлагаю объединить их вам в 2 группы. Объекты на слайде:собака, дерево, птица, рыба, гриб, солнце, вода, облако, минерал, торнадо.

Итак, на какие 2 группы вы их разделили? (Живые и не живые объекты).

А как вы их разделили? (Одни умеют двигаться, дышать, питаться, а другие нет). То есть, вы объединили их в группы, беря за основу те признаки, которыми обладают объекты. Раз так, подумайте и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Признаки живого и не живого).
Хорошо, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Основные признаки живого».

3. Реализация построенного проекта. Часть 1

(12 мин.)


Кто помнит, как переводится слово биология? (bio – жизнь, logos – учение). Биология – наука о жизни. А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения этому понятию.Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Классическое определение жизни дал в XIX немецкий философ и политический деятель Фридрих Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Британский физик-эрудит Джон Бернал считал, что «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов».

Английский биолог и философ Джон БёрдонСандерсонХолдейн считал, что «активное поддержание нормальной и притом специфической структуры и есть то, что мы называем жизнью».

Михаил Владимирович Волькенштейн, советский физикохимик и биофизик, полагал, что «живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».
Давайте теперь запишем кратко: «Жизнь – особая форма существования белковых молекул» Ф. Энгельс. «Живые тела – открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы из биополимеров» М. Волькенштейн.

Итак, с определением термина жизнь мы закончили, перейдем к определению признаков жизни.

Запишите в своих тетрадях «Общие свойства живого».
Прежде чем мы начнем писать, подумайте, какие свойства живого вы можете перечислить? (Ребята отвечают).
Что ж, давайте узнаем, кто из вас был прав и какие свойства не были названы.

1. Единство химического состава (в составе всех живых систем есть биологически значимые вещества – белки, жиры и углеводы).

2. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность) – организм является целостной системой, состоящей из дискретных единиц (клеточных структур, клеток, тканей).

3. Открытость живых систем – все биологические системы получают энергию извне и удаляют продукты жизнедеятельности, т. е. происходит обмен веществ и энергии.

4. Самовоспроизведение (репродукция) – способность живых организмов воспроизводить себе подобных.

5. Физминутка

(1 мин.)


Вы немного заработались, поэтому предлагаю встать и размяться:

1. Сцепляем руки в замочек, крутим кистями рук, разминаем запястные суставы

2. Трясем кисти рук, снимаем напряжение с пальцев

3. Опустите иразведите руки ладонями вперед и вверх так, чтобы они не касались тела, почувствуйте растяжение в плечах и локтях.Расслабьтесь и поверните руки ладонями назад и вверх.

4.Сильно наклоните голову, как будто пытаетесь дотянуться подбородком до груди. Почувствуйте растяжение в задней части шеи и ниже, вплоть до лопаток.

5. Сядьте, и быстро поморгайте глазами, не зажмуривайтесь.

Хорошо, молодцы.

6. Реализация построенного проекта. Часть 2.

(12 мин.)

Продолжим изучать признаки живого.

5. Раздражимость – способность ориентироваться в окружающей среде.

6. Приспособленность – адаптация организмов к среде обитания.

7. Развитие – качественное изменение свойств организма.

8. Рост – увеличение размера массы организма.

9. Наследственность – способность организма передавать свои признаки следующему поколению.

10. Изменчивость – приобретение новых признаков и свойств в результате влияния внешней среды и/или изменения ДНК.

11. Саморегуляция/гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды в изменяющихся условиях внешней.

12. Ритмичность – периодическая изменчивость интенсивности функций организма.

13. Старение и отмирание – процесс постепенного разрушения и потери важных функций организма, влекущий его гибель.

8. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Скоро наш урок подойдет к концу. Посмотрите, на столах лежат маленькие листочки. Заполните их:

- Теперь я знаю…

- Теперь я могу…

- Мне понравилось, что…

- Мне не понравилось …

- Я думаю, что работал…

Когда все заполнили – передайте от последних парт первым.

9. Домашнее задание (1 мин.)

Урок подходит к концу, поэтому давайте запишем домашнее задание: §2, страница 10, вопросы 1 и 2 устно.

10. Организованный конец урока

(1 мин.)

Вы сегодня молодцы, со всем справились. Спасибо за работу, можете убирать свои рабочие места, урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!