КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
Тема урока: «Основные признаки живого»
I. Цели урока:
1. Образовательные:
познакомить с новыми понятиями и определениями;
дать учащимся представления признаках и свойствах живого;
2. Развивающие:
развитие мотивации учебной деятельности,
развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
развитие целостного представления об окружающем мире.
3. Воспитательные:
воспитание внимания и умения слушать,
воспитание умения работать в заданном режиме,
воспитание самоконтроля и дисциплины.
4. Психологическая:
создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
II. Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Определение понятий «свойства и признаки живого», жизнь.
Усвоение учащимися знаний основных свойств и признаков живого
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Уметь анализировать данные в различных источниках информации, работать самостоятельно
Метапредметные результаты:
1. Регулятивные:
2. Коммуникативные:
Продолжить формирование способности овладевать нормами общения, регулировать собственное речевое поведение.
3. Познавательные:
Умение анализировать текст, иллюстрационный материал; выявлять причинно-следственные связи
Регулятивные УУД:
Целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
Прогнозирование (выдвижение гипотез)
Формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Формировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
Формулирование темы урока
Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)
Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
2.Универсальные логические действия:
Анализ объектов с целью выделения существенных признаков
Подведение под понятия, распознавание объектов
Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
Выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог
Участвовать в коллективном обсуждении проблем
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения и аргументировать свою, отстаивать свою позицию
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
Личностные УУД:
смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
Технология продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
IV. Методы обучения:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение
Наглядные – демонстрация презентации «Основные признаки живого»
V. Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа
VI. Оборудование:
Для учителя – проектор
Для учащихся –
VII. Литература:
Для учителя:
1. Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
2. Электронные ресурсы (Дата обращения 07.09.2020):
1. https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-zhizn-v-nauke-xx-veka/viewer
2.https://infourok.ru/konspekt-uroka-dlya-klassa-svoystva-i-priznaki-zhivih-organizmov-3761539.html
3. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-klass-na-temu-svoystva-zhivogo-3458106.html
Для учащихся – Учебник: Биология, 9 класс, Пономарёва И.Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М./ под ред. Пономарёвой И.Н., издательство ВЕНТАНА-ГРАФ
VIII. Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
IX. Структура урока (этапы) / урок 35 минут:
Организационный момент (1 мин.)
Выход на тему урока (4 мин.)
Реализация построенного проекта. Часть 1 (12 мин.)
Физминутка (1 мин.)
Реализация построенного проекта. Часть 2. Практическая работа (12 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Организованный конец урока (1 мин.)
X. Оформление классной доски:
Дата: 10.09.20 | Тема: «Основные признаки живого» | Домашнее задание: §2, стр. 10, вопросы 1 и 2 устно |
ХОД УРОКА
1. Орг. момент (1 мин.) | Добрый день! Садитесь. Я рада вас видеть. Проверьте все необходимое для урока на ваших партах. |
2. Выход на тему урока (4 мин.) | Ребята, посмотрите на слайд. Здесь представлены некоторые объекты, я предлагаю объединить их вам в 2 группы. Объекты на слайде:собака, дерево, птица, рыба, гриб, солнце, вода, облако, минерал, торнадо. Итак, на какие 2 группы вы их разделили? (Живые и не живые объекты). А как вы их разделили? (Одни умеют двигаться, дышать, питаться, а другие нет). То есть, вы объединили их в группы, беря за основу те признаки, которыми обладают объекты. Раз так, подумайте и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Признаки живого и не живого). Хорошо, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Основные признаки живого». |
3. Реализация построенного проекта. Часть 1 (12 мин.) | Кто помнит, как переводится слово биология? (bio – жизнь, logos – учение). Биология – наука о жизни. А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения этому понятию.Давайте познакомимся с некоторыми из них. Классическое определение жизни дал в XIX немецкий философ и политический деятель Фридрих Энгельс: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка». Британский физик-эрудит Джон Бернал считал, что «Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов». Английский биолог и философ Джон БёрдонСандерсонХолдейн считал, что «активное поддержание нормальной и притом специфической структуры и есть то, что мы называем жизнью». Михаил Владимирович Волькенштейн, советский физикохимик и биофизик, полагал, что «живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». Давайте теперь запишем кратко: «Жизнь – особая форма существования белковых молекул» Ф. Энгельс. «Живые тела – открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы из биополимеров» М. Волькенштейн. Итак, с определением термина жизнь мы закончили, перейдем к определению признаков жизни. Запишите в своих тетрадях «Общие свойства живого». Прежде чем мы начнем писать, подумайте, какие свойства живого вы можете перечислить? (Ребята отвечают). Что ж, давайте узнаем, кто из вас был прав и какие свойства не были названы. 1. Единство химического состава (в составе всех живых систем есть биологически значимые вещества – белки, жиры и углеводы). 2. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность) – организм является целостной системой, состоящей из дискретных единиц (клеточных структур, клеток, тканей). 3. Открытость живых систем – все биологические системы получают энергию извне и удаляют продукты жизнедеятельности, т. е. происходит обмен веществ и энергии. 4. Самовоспроизведение (репродукция) – способность живых организмов воспроизводить себе подобных. |
5. Физминутка (1 мин.) | Вы немного заработались, поэтому предлагаю встать и размяться: 1. Сцепляем руки в замочек, крутим кистями рук, разминаем запястные суставы 2. Трясем кисти рук, снимаем напряжение с пальцев 3. Опустите иразведите руки ладонями вперед и вверх так, чтобы они не касались тела, почувствуйте растяжение в плечах и локтях.Расслабьтесь и поверните руки ладонями назад и вверх. 4.Сильно наклоните голову, как будто пытаетесь дотянуться подбородком до груди. Почувствуйте растяжение в задней части шеи и ниже, вплоть до лопаток. 5. Сядьте, и быстро поморгайте глазами, не зажмуривайтесь. Хорошо, молодцы. |
6. Реализация построенного проекта. Часть 2. (12 мин.) | Продолжим изучать признаки живого. 5. Раздражимость – способность ориентироваться в окружающей среде. 6. Приспособленность – адаптация организмов к среде обитания. 7. Развитие – качественное изменение свойств организма. 8. Рост – увеличение размера массы организма. 9. Наследственность – способность организма передавать свои признаки следующему поколению. 10. Изменчивость – приобретение новых признаков и свойств в результате влияния внешней среды и/или изменения ДНК. 11. Саморегуляция/гомеостаз – поддержание постоянства внутренней среды в изменяющихся условиях внешней. 12. Ритмичность – периодическая изменчивость интенсивности функций организма. 13. Старение и отмирание – процесс постепенного разрушения и потери важных функций организма, влекущий его гибель. |
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | Скоро наш урок подойдет к концу. Посмотрите, на столах лежат маленькие листочки. Заполните их: - Теперь я знаю… - Теперь я могу… - Мне понравилось, что… - Мне не понравилось … - Я думаю, что работал… Когда все заполнили – передайте от последних парт первым. |
9. Домашнее задание (1 мин.) | Урок подходит к концу, поэтому давайте запишем домашнее задание: §2, страница 10, вопросы 1 и 2 устно. |
10. Организованный конец урока (1 мин.) | Вы сегодня молодцы, со всем справились. Спасибо за работу, можете убирать свои рабочие места, урок окончен. |