СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные проблемы при реализации ВПР в учебном процессе. На примере истории и обществознания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвещена проблемам низкой результативности ВПР в учебном процессе

Просмотр содержимого документа
«Основные проблемы при реализации ВПР в учебном процессе. На примере истории и обществознания»

Основные проблемы при реализации ВПР в учебном процессе на примере истории и обществознания

Всероссийская проверочная работа (ВПР) – это ежегодная проверочная работа на основе контрольно-измерительных материалов, разработанных Рособрнадзором. ВПР вошли в образовательный процесс с 2015 года. Первоначально работы вводились в качестве эксперимента для учащихся начальной школы (1-4 класс), позднее – распространились на среднее звено (5-9 класс) и старшую школу (10-11 классы). Основными нормативными источниками по данной теме служат соответствующие распоряжения Рособрнадзора «О проведении всероссийских проверочных работ в 4-8, 10-11классах в 2021 году», а также распоряжения за предыдущие годы. В разные учебные годы 9 и 11 классы то попадали, то выпадали из проведения ВПР.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах проведения ВПР, поскольку, во многом, данные особенности способствовали возникновению множества проблем. Большинство педагогов, впервые столкнувшись с необходимостью написания ВПР учащимися в 2015 году, обнаружили достаточно низкое качество выполнения отдельных заданий и работы в целом. В чем же причина подобного явления? Следует отметить, что причина в данной проблеме не одна, их целый комплекс и все они взаимосвязаны между собой.

Первая и наиболее важная на мой взгляд причина низкого качества выполнения ВПР состоит в отсутствии или крайне низкой мотивации учащихся на результат ВПР. Согласно существующим правилам, отрицательная оценка не выставляется в журнал, результаты ВПР не могут повлиять на итоговую оценку за четверть или семестр. С позиции учащихся готовиться не имеет смысла. Как следствие данного правила, с каждым учебным годом появляется все большее количество незаполненных, «пустых» ученических работ; появляются учащиеся, которые просто не посещают ВПР. Педагог, преподающий тот или иной предмет, оказывается в крайне сложном положении: значит он не научил основам своего предмета, необъективен в выставлении оценок и т.д. При этом, не следует забывать, что в современном российском обществе идет процесс падения престижа образования в целом. Определенная часть учащихся успешно реализует свои возможности в зарабатывании денег через альтернативные источники – соревнования в компьютерных играх, интерне -торговле, разработке сайтов. Это, в свою очередь, не может не сказываться на мотивации к учебе в общем и ВПР в частности.

Другой, не менее важной причиной низкого качества результатов ВПР является несовпадение изученного материала с КИМ ВПР. Для положительного результата недостаточно знаний тем, пройденных по учебной программе. Более того, исходя из опыта проведения и проверки ВПР по истории и обществознанию, в структуре работы нарушается важнейший педагогический принцип – принцип посильности. Нельзя требовать от учащегося 7-го класса знаний и навыков уровня 9 класса. Так, в ВПР по обществознанию 7-го класса включаются темы массовой и элитарной культуры, которые проходятся в 9, а иногда и в 11 классе. Задания по теме «Отрасли права» 7 класса соответствуют заданиям ОГЭ по обществознанию 9 класса. В структуру заданий по истории 11-го класса – к примеру, работа с изображениями - вставлены задания ЕГЭ по истории, которые предполагают углубленный уровень знаний по предмету.

Исходя из указанных фактов, вытекает следующая проблема – задания ВПР не дифференцированы по уровням знаний и умений учащихся. Учащийся, обучающийся в профильном классе, обладает значительными преимуществами, перед учащимся из универсального общеобразовательного класса. В профильном обучении выделяется большее количество часов на изучение тех или иных учебных предметов, значительное внимание уделяется предметно-групповой форме работы. В то время как среднестатистический ученик располагает стандартным набором уроков по предмету. Так, согласно принятым стандартам, учащиеся 6-9 общеобразовательного класса занимаются предметом обществознание 1 раз в неделю, что является недостаточным для достижения высокой результативности ВПР.

Далее, не менее важным моментом, влияющим на результативность ВПР, является психологический настрой учащегося, его психологическое здоровье.

Как показывает статистика, в современном обществе дети взрослеют медленнее, возрастает инфантильность, психика современных подростков более неустойчивая, чем у предыдущих поколений. Как отмечают сами учащиеся – на ВПР они испытывают стресс. Стресс, когда они видят толщину ВПР в бумажном варианте, стресс, когда видят большой текст заданий. Психологические проблемы усугубляет ограниченность по времени выполнения работы. Страх «не успеть» снижает качество и количество выполненных заданий. Каждый практикующий педагог прекрасно понимает, что большинство учащихся психологически готовы к только тем типам заданий, которые были рассмотрены на занятии. Сталкиваясь с новым типом, учащиеся снова испытывают стресс, что приводит к невыполнению части заданий, а возможно, и всех остальных. Таким образом, провозглашенное правило, что к ВПР не нужно готовить, не совсем корректно, поскольку оно прямым образом влияет на результативность.

С другой стороны, если педагог ответственно подходит к ВПР и стремится подготовить учащихся, у него возникает целый ряд новых проблем: дефицит времени на подготовку, отсутствие гибкости мышления и долговременной памяти учащихся, открытое противодействие со стороны определенной части родителей и учащихся, материальные сложности. Каждый тренировочный вариант достаточно объемен, государство не финансирует ни проведение самой ВПР, ни подготовку к ней.

Таким образом, проблема результативности ВПР носит комплексный характер. Низкая результативность ВПР заложена, с одной стороны, в правилах, определяющих непосредственно саму работу, и отсутствии учета познавательного и психологического уровня учащихся с другой.

Литература и источники

  1. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста/Д.Н. Исаев. – СПб: Спецлит,2007.

  2. Малин, И.И. Семья и психологические проблемы социальной адаптации ребенка/И.И. Малин//Социально-гуманитарный вестник юга России. – 2010. - № 6/2.

  3. Письмо Рособрнадзора от 25.09.2015 №02-435 «О проведении апробации Всероссийских проверочных работ». http://obrnadzor.gov.ru/ron_doc/pismo-rosobrnadzora-ot-25-09-2015-%E2%84%9602-435-o-provedenii-aprobaczii-vserossijskih-proverochnyh-rabot/

  4. Письмо Рособрнадзора от 12.02.2021 № 14-15 «О проведении ВПР в 4-8, 10-11 классах в 2021 году». http://obrnadzor.gov.ru/ron_doc/pismo-rosobrnadzora-o-provedenii-vserossijskih-proverochnyh-rabot-v-4-8-10-11-klassah-v-2021-godu/

  5. Юшина, О.П. Профильное обучение в старшей школе на основе индивидуальных учебных планов/О.П. Юшина//Социально-гуманитарный вестник юга России. – 2010. - № 6/2.

Перечень сокращений

ВПР – всероссийская проверочная работа

КИМ – контрольно-измерительные материалы

Рособрнадзор – Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!