Просмотр содержимого документа
«Основные психические процессы у детей с ОВЗ, связанные с работой по формированию смыслового чтения.»
Характеристика процессов протекания основных психических процессов у детей с ОВЗ для понимания работы по формированию смыслового чтения.
Внимание, как известно, не является познавательным процессом, оно носит сквозной, регуляторный характер. Это психический процесс, выражающийся в сосредоточении сознания на предмете, явлении, процессе (внешнее внимание), собственных мыслях, переживаниях, чувствах (внутреннее внимание).
Характеристика процесса внимания у детей с ОВЗ
Характеристика внимания | Формулировка коррекционных целей |
Переключение и распределение внимания | Развитие умений переключать и распределять внимание (найти, назвать по порядку цвет, буквы и др., шифровки) |
Устойчивость (длительность) внимания | Развитие устойчивости внимания, возможно удержание внимания (приблизительно на 5 минут) через смену видов деятельности |
Концентрация внимания (продуктивность) | Развитие и умение концентрировать внимание через волевой акт (произвольность) |
Объем внимания (количество знаков 7+2) | Норма детей с ОВЗ: 7-2 (1-А, 2-Б, 3-В) |
Необходимо прежде всего работать над удерживанием внимания, например, через смену видов деятельности.
Восприятие – познавательный процесс, результатом которого являются образы, воздействующие на органы чувств в их совокупности. Главная роль восприятия – создать целостный образ. Воспринимая предмет целостно, дети с ОВЗ могут проанализировать только его части, детали. Поэтому пропуск букв, слогов, слов, замена букв – это типичные для них нарушения восприятия. Многие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, плохо ориентируются в тетрадном пространстве. Следует также подчеркнуть, что у детей с ОВЗ преобладает непроизвольное восприятие. Следовательно, их необходимо обучать технике восприятия при наличии плана, схемы, алгоритма, коллажа.
Характеристика процесса восприятия у детей с ОВЗ
Свойства восприятия | Формулировка коррекционных целей |
Целостность (объект воспринимается или познается как единое целое) | Развитие целостности восприятия (по неполному изображению или перечню узнать предмет) |
Дифференцированность (в целом предмете видеть детали) | Развитие дифференцированного восприятия (найти детали сюжета, предмета) |
Осмысленность (воспринимаемый объект воспринимается с точки зрения сформированности умений или опыта) | Развитие осмысленности восприятия (озвучить, что видишь, что слышишь, что ощущаешь) |
Обобщенность (все, что воспринимаем, классифицируем) | Развитие обобщенности восприятия (использовать для обобщения слова-понятия) | |
Константность (способность воспринимать предметы независимо от меняющихся условий восприятия) | Развитие константности восприятия (исключить в речевых формулировках признаки, характерные для определенного класса) | |
Виды восприятия | Формулировка коррекционных целей |
Простые виды восприятия |
Восприятие величины, формы, цвета | Развитие восприятия величины, формы, цвета (сравнить по размеру, форме, цвету) |
Социальные виды восприятия |
Восприятие пространства | Развитие восприятия пространства (выражать в речевых формулировках восприятие форм, объема, удаленности) |
Восприятие времени | Развитие восприятия времени (выражать в речевых формулах течение времени: секунды, минуты, часы, эпохи, века и др.) |
Восприятие движения | Развитие восприятия движения (совершать движение; видеть, как делают другие; иметь представление) |
В процессе чтения нужно привлекать коллажи, таблицы, карточки, схемы, иные наглядно-занимательные средства.
Память – это гарантия сохранного интеллекта. Поэтому особенную важность представляет развитие памяти у детей с ОВЗ.
Характеристика процесса запоминания у детей с ОВЗ
Виды памяти | Формулировка коррекционных целей |
По приоритету анализатора |
Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная | Тренировка каждого вида памяти (задать дифференцированные вопросы по тексту) |
По преобладанию форм психической активности |
Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая | Тренировка каждого вида памяти (вспомнить движение, пережитую эмоцию, образ предмета) |
По способу запоминания |
Механическая, смысловая (логическая) | Развитие прежде всего механической памяти, а через нее по мере возможностей других видов памяти (многократно повторить, выучить) |
По продолжительности хранения информации |
Кратковременная (оперативная) и долговременная | Активизация в первую очередь оперативной памяти, развитие долговременной памяти (использовать мнемонические приемы: прием группировки (установления связей), прием классификации, прием «доставания» материала (привнесения дополнительных данных), прием систематизации, прием опорной мнемотаблицы, прием аналогии, прием ассоциации по типу «На что похоже? Что тебе это напоминает?») |
По характеру цели деятельности |
Произвольная и непроизвольная | Развитие произвольного запоминания (применить приемы рационального запоминания, подумать, что вам интересно в данной информации) |
Свойства памяти |
Объем, быстрота, точность воспроизведения, организованность | Развитие всех свойств памяти, активизация работы ведущих анализаторов – слуха, зрения и др. (создать зрительные опоры, создать акустические опоры и др.) |
Для развития памяти следует формировать зрительные опоры, многократно повторять материал, много учить наизусть.
Мышление – это познавательный процесс, который обобщенно и опосредованно отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.
Характеристика процесса мышления у детей с ОВЗ
Операции мышления | Формулировка коррекционных целей |
Анализ (разъединяем) и синтез (объединяем) | Развитие аналитических способностей (упражнения, которые включают в себя слова «анализ», «разбор») |
Сравнения (сходства и различия) | Формирование умения сравнивать и в первую очередь искать сходство (назвать одним словом, вычеркнуть лишнее, а оставшееся назвать одним словом, сформулировать определение) |
Конкретизация (операция, направленная на установление связей и отношений) | Формирование умения конкретизировать (указать, какая это часть слова, по каким признакам вы определили) |
Классификация | Развитие или формирование умения классифицировать (разделить слова на группы, указать, по каким признакам вы разделили) |
Абстрагирование (отвлечение от несущественного и акцентуация на существенном) | Умение выделять существенный признак (назвать общий признак слов) |
Подходить очень дифференцированно к отбору заданий.
Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей на основе имеющихся представлений, опыта, знаний. Главное значение – может представлять результат труда до его начала. В подростковом возрасте воображение – процесс, регулирующий состояние человека.
Характеристика процесса воображения у детей с ОВЗ
Виды воображения | Формулировка коррекционных целей |
Пассивное (создает образы, которые не воплощаются) и активное (создает образы, которые превращаются в программу реализации) | Развитие активного воображения (продумать результат, выстроить план действий, завершить начало действия, придумать начало действия) |
Непреднамеренное (граничит с болезненным состоянием) и преднамеренное (фантазии человека) | Развитие преднамеренного воображения (проявить волевое усилие, найти решение несложной проблемы) |
Воссоздающее (образы, соответствующие предъявленному описанию) и творческое (создание образов, которые реализуются в творческой деятельности) | Развитие обоих видов воображения (поиграть в ассоциированные слова, создать собственную сказку) |
Практиковать несложные проблемные вопросы.