СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные психические процессы у детей с ОВЗ, связанные с работой по формированию смыслового чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика процессов протекания основных психических процессов у детей с ОВЗ для понимания работы по формированию смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Основные психические процессы у детей с ОВЗ, связанные с работой по формированию смыслового чтения.»

Характеристика процессов протекания основных психических процессов у детей с ОВЗ для понимания работы по формированию смыслового чтения.

Внимание, как известно, не является познавательным процессом, оно носит сквозной, регуляторный характер. Это психический процесс, выражающийся в сосредоточении сознания на предмете, явлении, процессе (внешнее внимание), собственных мыслях, переживаниях, чувствах (внутреннее внимание).

Характеристика процесса внимания у детей с ОВЗ

Характеристика внимания

Формулировка коррекционных целей

Переключение и распределение внимания

Развитие умений переключать и распределять внимание (найти, назвать по порядку цвет, буквы и др., шифровки)

Устойчивость (длительность) внимания

Развитие устойчивости внимания, возможно удержание внимания (приблизительно на 5 минут) через смену видов деятельности

Концентрация внимания (продуктивность)

Развитие и умение концентрировать внимание через волевой акт (произвольность)

Объем внимания (количество знаков 7+2)

Норма детей с ОВЗ: 7-2 (1-А, 2-Б, 3-В)

Необходимо прежде всего работать над удерживанием внимания, например, через смену видов деятельности.

Восприятие – познавательный процесс, результатом которого являются образы, воздействующие на органы чувств в их совокупности. Главная роль восприятия – создать целостный образ. Воспринимая предмет целостно, дети с ОВЗ могут проанализировать только его части, детали. Поэтому пропуск букв, слогов, слов, замена букв – это типичные для них нарушения восприятия. Многие дети затрудняются в дифференциации левой и правой стороны. Они не могут соблюдать линейки в тетрадях, плохо ориентируются в тетрадном пространстве. Следует также подчеркнуть, что у детей с ОВЗ преобладает непроизвольное восприятие. Следовательно, их необходимо обучать технике восприятия при наличии плана, схемы, алгоритма, коллажа.

Характеристика процесса восприятия у детей с ОВЗ

Свойства восприятия

Формулировка коррекционных целей

Целостность (объект воспринимается или познается как единое целое)

Развитие целостности восприятия (по неполному изображению или перечню узнать предмет)

Дифференцированность (в целом предмете видеть детали)

Развитие дифференцированного восприятия (найти детали сюжета, предмета)

Осмысленность (воспринимаемый объект воспринимается с точки зрения сформированности умений или опыта)

Развитие осмысленности восприятия (озвучить, что видишь, что слышишь, что ощущаешь)

Обобщенность (все, что воспринимаем, классифицируем)

Развитие обобщенности восприятия (использовать для обобщения слова-понятия)


Константность (способность воспринимать предметы независимо от меняющихся условий восприятия)

Развитие константности восприятия (исключить в речевых формулировках признаки, характерные для определенного класса)



Виды восприятия

Формулировка коррекционных целей

Простые виды восприятия

Восприятие величины, формы, цвета

Развитие восприятия величины, формы, цвета (сравнить по размеру, форме, цвету)

Социальные виды восприятия

Восприятие пространства

Развитие восприятия пространства (выражать в речевых формулировках восприятие форм, объема, удаленности)

Восприятие времени

Развитие восприятия времени (выражать в речевых формулах течение времени: секунды, минуты, часы, эпохи, века и др.)

Восприятие движения

Развитие восприятия движения (совершать движение; видеть, как делают другие; иметь представление)

В процессе чтения нужно привлекать коллажи, таблицы, карточки, схемы, иные наглядно-занимательные средства.

Память – это гарантия сохранного интеллекта. Поэтому особенную важность представляет развитие памяти у детей с ОВЗ.

Характеристика процесса запоминания у детей с ОВЗ

Виды памяти

Формулировка коррекционных целей

По приоритету анализатора

Зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, осязательная

Тренировка каждого вида памяти (задать дифференцированные вопросы по тексту)

По преобладанию форм психической активности

Двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

Тренировка каждого вида памяти (вспомнить движение, пережитую эмоцию, образ предмета)

По способу запоминания

Механическая, смысловая (логическая)

Развитие прежде всего механической памяти, а через нее по мере возможностей других видов памяти (многократно повторить, выучить)

По продолжительности хранения информации

Кратковременная (оперативная) и долговременная

Активизация в первую очередь оперативной памяти, развитие долговременной памяти (использовать мнемонические приемы: прием группировки (установления связей), прием классификации, прием «доставания» материала (привнесения дополнительных данных), прием систематизации, прием опорной мнемотаблицы, прием аналогии, прием ассоциации по типу «На что похоже? Что тебе это напоминает?»)

По характеру цели деятельности

Произвольная и непроизвольная

Развитие произвольного запоминания (применить приемы рационального запоминания, подумать, что вам интересно в данной информации)

Свойства памяти

Объем, быстрота, точность воспроизведения, организованность

Развитие всех свойств памяти, активизация работы ведущих анализаторов – слуха, зрения и др. (создать зрительные опоры, создать акустические опоры и др.)

Для развития памяти следует формировать зрительные опоры, многократно повторять материал, много учить наизусть.

Мышление – это познавательный процесс, который обобщенно и опосредованно отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях.

Характеристика процесса мышления у детей с ОВЗ

Операции мышления

Формулировка коррекционных целей

Анализ (разъединяем) и синтез (объединяем)

Развитие аналитических способностей (упражнения, которые включают в себя слова «анализ», «разбор»)

Сравнения (сходства и различия)

Формирование умения сравнивать и в первую очередь искать сходство (назвать одним словом, вычеркнуть лишнее, а оставшееся назвать одним словом, сформулировать определение)

Конкретизация (операция, направленная на установление связей и отношений)

Формирование умения конкретизировать (указать, какая это часть слова, по каким признакам вы определили)

Классификация

Развитие или формирование умения классифицировать (разделить слова на группы, указать, по каким признакам вы разделили)

Абстрагирование (отвлечение от несущественного и акцентуация на существенном)

Умение выделять существенный признак (назвать общий признак слов)

Подходить очень дифференцированно к отбору заданий.

Воображение – психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей на основе имеющихся представлений, опыта, знаний. Главное значение – может представлять результат труда до его начала. В подростковом возрасте воображение – процесс, регулирующий состояние человека.

Характеристика процесса воображения у детей с ОВЗ

Виды воображения

Формулировка коррекционных целей

Пассивное (создает образы, которые не воплощаются) и активное (создает образы, которые превращаются в программу реализации)

Развитие активного воображения (продумать результат, выстроить план действий, завершить начало действия, придумать начало действия)

Непреднамеренное (граничит с болезненным состоянием) и преднамеренное (фантазии человека)

Развитие преднамеренного воображения (проявить волевое усилие, найти решение несложной проблемы)

Воссоздающее (образы, соответствующие предъявленному описанию) и творческое (создание образов, которые реализуются в творческой деятельности)

Развитие обоих видов воображения (поиграть в ассоциированные слова, создать собственную сказку)

Практиковать несложные проблемные вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!