Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов в русском языке (начало) 6 класс (Ладыженская)»
Основные способы образования слов
ЦЕЛИ
- познакомить с суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами образования слов, с понятием словообразовательная пара
- выработать алгоритм определения способа образования слов
- формировать навык словообразовательного анализа
Лингвистическая разминка
Выделите в словах приставки, найдите слова, в которых приставок нет. Запишите слова по группам.
Оторвать, отчество, отбросы, отозвать, отощать, оттепель, отделить, отёк, ответ, отоспаться, отвага, отрезветь, отставка, отопительный, отрок, отодвинуть.
Без приставки
О-
Отчество, ответ, отвага, отрок
От-
Отощать, отёк, отрезветь, отопительный
Ото-
Оттепель, отставка, отделить, отбросы
Оторвать, отозвать, отоспаться, отодвинуть
Земля — земляной, рука — рученька, жёлтый — желтизна, птенец — птенчик, парашют — парашютист, соль — солить.
Брать — убрать, правда — неправда, автор — соавтор, добрый — предобрый, скакать — прискакать, бежать — забежать.
Море — приморье, окно — подоконник, шум — бесшумный, петь — подпевать, круг — окружить, школа — дошкольный.
- Какое из двух слов имеет более сложный состав?
- Какое из двух слов более ёмкое по смыслу? За счёт чего происходит наращивание смысла?
Не только корень слова имеет значение, но приставки и суффиксы тоже значимые части слов.
Парашютист = парашют + суффикс -ист-: «человек» (человек с парашютом).
Предобрый = добрый + приставка пре-: «очень» (очень добрый).
Такие пары слов называются словообразовательными.
Основные способы словообразования
- Приставочный
- Суффиксальный
- Приставочно-суффиксальный
План определения
- Определяем лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, подводный — такой, который находится под водой
- Выделяем морфему, которая прибавилась к исходному слову суффикс: под- + суффикс –н
- Делаем вывод о способе образования: приставочно-суффиксальный
Упр. 215
В процессе образования слов при прибавлении суффиксов могут происходить некоторые изменения:
- Чередование (заяц – заячий, вишня – вишенка)
- Усечение основы (кенгуру – кенгурёнок, крепкий – крепыш)
- Наложение морфем (Смоленск – смоленский, ссориться – рассориться)
- Наращение основы (жить – жи л ец, петь – пе в ец)
Упр. 216
Упр. 219
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Записать по 5 производных слов с корнями -голос-, -гриб-, -свеж-, определить способ их образования.