СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные способы образования слов в русском языке (начало) 6 класс (Ладыженская)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основные способы образования слов в русском языке (начало) 6 класс (Ладыженская)»

Основные способы образования слов

Основные способы образования слов

ЦЕЛИ познакомить с суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами образования слов, с понятием словообразовательная пара выработать алгоритм определения способа образования слов формировать навык словообразовательного анализа

ЦЕЛИ

  • познакомить с суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами образования слов, с понятием словообразовательная пара
  • выработать алгоритм определения способа образования слов
  • формировать навык словообразовательного анализа
Лингвистическая разминка Выделите в словах приставки, найдите слова, в которых приставок нет. Запишите слова по группам. Оторвать, отчество, отбросы, отозвать, отощать, оттепель, отделить, отёк, ответ, отоспаться, отвага, отрезветь, отставка, отопительный, отрок, отодвинуть.

Лингвистическая разминка

Выделите в словах приставки, найдите слова, в которых приставок нет. Запишите слова по группам.

Оторвать, отчество, отбросы, отозвать, отощать, оттепель, отделить, отёк, ответ, отоспаться, отвага, отрезветь, отставка, отопительный, отрок, отодвинуть.

Без приставки О- Отчество, ответ, отвага, отрок От- Отощать, отёк, отрезветь, отопительный Ото- Оттепель, отставка, отделить, отбросы Оторвать, отозвать, отоспаться, отодвинуть

Без приставки

О-

Отчество, ответ, отвага, отрок

От-

Отощать, отёк, отрезветь, отопительный

Ото-

Оттепель, отставка, отделить, отбросы

Оторвать, отозвать, отоспаться, отодвинуть

Земля — земляной, рука — рученька, жёлтый — желтизна, птенец — птенчик, парашют — парашютист, соль — солить. Брать — убрать, правда — неправда, автор — соавтор, добрый — предобрый, скакать — прискакать, бежать — забежать. Море — приморье, окно — подоконник, шум — бесшумный, петь — подпевать, круг — окружить, школа — дошкольный.

Земля — земляной, рука — рученька, жёлтый — желтизна, птенец — птенчик, парашют — парашютист, соль — солить.

Брать — убрать, правда — неправда, автор — соавтор, добрый — предобрый, скакать — прискакать, бежать — забежать.

Море — приморье, окно — подоконник, шум — бесшумный, петь — подпевать, круг — окружить, школа — дошкольный.

Какое из двух слов имеет более сложный состав? Какое из двух слов более ёмкое по смыслу? За счёт чего происходит наращивание смысла?
  • Какое из двух слов имеет более сложный состав?
  • Какое из двух слов более ёмкое по смыслу? За счёт чего происходит наращивание смысла?
Не только корень слова имеет значение, но приставки и суффиксы тоже значимые части слов. Парашютист = парашют + суффикс -ист-: «человек» (человек с парашютом). Предобрый = добрый + приставка пре-: «очень» (очень добрый). Такие пары слов называются словообразовательными.

Не только корень слова имеет значение, но приставки и суффиксы тоже значимые части слов.

Парашютист = парашют + суффикс -ист-: «человек» (человек с парашютом).

Предобрый = добрый + приставка пре-: «очень» (очень добрый).

Такие пары слов называются словообразовательными.

Основные способы словообразования Приставочный Суффиксальный Приставочно-суффиксальный

Основные способы словообразования

  • Приставочный
  • Суффиксальный
  • Приставочно-суффиксальный
План определения Определяем лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, подводный — такой, который находится под водой Выделяем морфему, которая прибавилась к исходному слову суффикс: под- + суффикс –н Делаем вывод о способе образования: приставочно-суффиксальный

План определения

  • Определяем лексическое значение слова через однокоренное слово. Например, подводный — такой, который находится под водой
  • Выделяем морфему, которая прибавилась к исходному слову суффикс: под- + суффикс –н
  • Делаем вывод о способе образования: приставочно-суффиксальный
Упр. 215 В процессе образования слов при прибавлении суффиксов могут происходить некоторые изменения: Чередование (заяц – заячий, вишня – вишенка) Усечение основы (кенгуру – кенгурёнок, крепкий – крепыш) Наложение морфем (Смоленск – смоленский, ссориться – рассориться) Наращение основы (жить – жи л ец, петь – пе в ец)

Упр. 215

В процессе образования слов при прибавлении суффиксов могут происходить некоторые изменения:

  • Чередование (заяц – заячий, вишня – вишенка)
  • Усечение основы (кенгуру – кенгурёнок, крепкий – крепыш)
  • Наложение морфем (Смоленск – смоленский, ссориться – рассориться)
  • Наращение основы (жить – жи л ец, петь – пе в ец)
Упр. 216 Упр. 219

Упр. 216

Упр. 219

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записать по 5 производных слов с корнями -голос-, -гриб-, -свеж-, определить способ их образования.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Записать по 5 производных слов с корнями -голос-, -гриб-, -свеж-, определить способ их образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!