СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы .Тема "Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина".Первый слайд-начало урока .Начинаем с повторения теории литературы.

Просмотр содержимого документа
«Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.»

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ . Все произведения художественной литературы можно распределить на 3 рода(на 3 способа образного воспроизведения действительности).  ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА Аристотель: «объективный рассказ «изображение эмоций» «подражание действию  о событии» путем действия»  Жанры: Рассказ, повесть, Стихотворение, Трагедия, комедия,  роман, басня поэма драма.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ .

Все произведения художественной литературы можно распределить на 3 рода(на 3 способа образного воспроизведения действительности).

ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА

Аристотель: «объективный рассказ «изображение эмоций» «подражание действию

о событии» путем действия»

Жанры: Рассказ, повесть, Стихотворение, Трагедия, комедия,

роман, басня поэма драма.

"Пушкин - вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии". С. Есенин

1

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. « О, Пушкин! Над его строкою Задумавшись в который раз, Вдруг открываешь в ней такое, Что прежде пряталось от глаз.  (Д.Кугультинов)

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.

« О, Пушкин!

Над его строкою

Задумавшись в который раз,

Вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз.

(Д.Кугультинов)

1

1

ТЕМАТИКА ЛИРИКИ 1.Тема дружбы Тема дружбы закрепилась в качестве ведущей у всех поэтов пушкинского круга и до сих пор трактуется в русской поэзии в пушкинском ключе. Особая важность этой темы сформировалась еще во времена лицейского братства. Святость дружеских чувств , их особенная роль в жизни человека, невозможность счастья без ощущения дружеского плеча рядом. «19 октября» «К Пущину» «Дельвигу» «К Языкову». 1 1

ТЕМАТИКА ЛИРИКИ

1.Тема дружбы

Тема дружбы закрепилась в качестве ведущей у всех поэтов пушкинского круга и до сих пор трактуется в русской поэзии в пушкинском ключе. Особая важность этой темы сформировалась еще во времена лицейского братства. Святость дружеских чувств , их особенная роль в жизни человека, невозможность счастья без ощущения дружеского плеча рядом.

«19 октября»

«К Пущину»

«Дельвигу»

«К Языкову».

1

1

2.Тема поэта и поэзии Осознание роли поэта, истории и жизни нации в лирике Пушкина эволюционирует от эстетического наслаждения жизнью в ранней лицейской лирике к исполнению гражданского долга «пробуждать добрые чувства » в лирике поздней . Поэт-тот, кто призван подарить человеку внутреннюю свободу, отстоять его гражданские права, научить каждого высокой нравственности и истинным чувствам. «Разговор книгопродавца с поэтом» «Арион» «Разговор с Анакреонтом» «Поэт и толпа» «Памятник». 1 1

2.Тема поэта и поэзии

Осознание роли поэта, истории и жизни нации в лирике Пушкина эволюционирует от эстетического наслаждения жизнью в ранней лицейской лирике к исполнению гражданского долга «пробуждать добрые чувства » в лирике поздней . Поэт-тот, кто призван подарить человеку внутреннюю свободу, отстоять его гражданские права, научить каждого высокой нравственности и истинным чувствам.

  • «Разговор книгопродавца с поэтом»
  • «Арион»
  • «Разговор с Анакреонтом»
  • «Поэт и толпа»
  • «Памятник».

1

1

3.Тема одиночества. Особенно ярко проявляется в лирике 1825-1833 г.г., внося в светлую и оптимистическую лирику Пушкина горькую ноту. Духовное одиночество, отверженность, невозможность самостоятельно решать свою судьбу, неопределенность пути гнетут и беспокоят поэта, который теперь понимает, что свободы нет не только в государстве – «правды нет и выше». «Дорожные жалобы» Брожу ли я вдоль улиц шумных» «Зимняя дорога» 1 1

3.Тема одиночества.

Особенно ярко проявляется в лирике 1825-1833 г.г., внося в светлую и оптимистическую лирику Пушкина горькую ноту. Духовное одиночество, отверженность, невозможность самостоятельно решать свою судьбу, неопределенность пути гнетут и беспокоят поэта, который теперь понимает, что свободы нет не только в государстве – «правды нет и выше».

  • «Дорожные жалобы»
  • Брожу ли я вдоль улиц шумных»
  • «Зимняя дорога»

1

1

4.Тема свободы. Свобода в осмыслении Пушкина является врожденным даром каждому человеку, его безусловным правом и нравственным качеством. Отнять у человека свободу-одно из самых тяжелых преступлений, добровольно отречься от свободы-значит, духовно умереть. Наивысший дар, который может получить человек от судьбы,-это свобода. «Вольность» «К Чаадаеву» «Деревня» «Вакхическая песнь». 1

4.Тема свободы.

Свобода в осмыслении Пушкина является врожденным даром каждому человеку, его безусловным правом и нравственным качеством. Отнять у человека свободу-одно из самых тяжелых преступлений, добровольно отречься от свободы-значит, духовно умереть. Наивысший дар, который может получить человек от судьбы,-это свобода.

  • «Вольность»
  • «К Чаадаеву»
  • «Деревня»
  • «Вакхическая песнь».

1

5.Элегические мотивы. Сожаление об ушедшей любви, рассуждение о бренности бытия, философские рассуждения. «К сестре» «Послание к Наталье» 1

5.Элегические мотивы.

Сожаление об ушедшей любви, рассуждение о бренности бытия, философские рассуждения.

  • «К сестре»
  • «Послание к Наталье»

1

6.Историческая тематика. По мысли Пушкина, любое историческое событие содержит в себе важный урок потомкам, осознать и понять который - долг каждого гражданина и святая обязанность поэта.  «Наполеон на Эльбе» «Наполеон» «Песнь о вещем Олеге» «Бородинская годовщина» 1

6.Историческая тематика.

По мысли Пушкина, любое историческое событие содержит в себе важный урок потомкам, осознать и понять который - долг каждого гражданина и святая обязанность поэта.

  • «Наполеон на Эльбе»
  • «Наполеон»
  • «Песнь о вещем Олеге»
  • «Бородинская годовщина»

1

7.Гражданская тематика. Ответственность гражданина за судьбу страны, патриотизм, осознанная гражданская позиция, любовь к собственной истории для Пушкина-обязательные добродетели любого человека. «Воспоминания в Царском селе» «Война» «Кинжал» «Свободы сеятель пустынный» «Стансы» «Анчар» 1

7.Гражданская тематика.

Ответственность гражданина за судьбу страны, патриотизм, осознанная гражданская позиция, любовь к собственной истории для Пушкина-обязательные добродетели любого человека.

  • «Воспоминания в Царском селе»
  • «Война»
  • «Кинжал»
  • «Свободы сеятель пустынный»
  • «Стансы»
  • «Анчар»

1

8.Анакреонтическая лирика  («легкая поэзия»  В ранних лицейских стихах молодой поэт рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. «Подражание Анакреонту» «Мое завещание» «К студентам» «К Каверину» «Торжество Вакха» 1

8.Анакреонтическая лирика («легкая поэзия»

В ранних лицейских стихах молодой поэт рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия.

  • «Подражание Анакреонту»
  • «Мое завещание»
  • «К студентам»
  • «К Каверину»
  • «Торжество Вакха»

1

9.Любовная лирика Для пушкинской любовной лирики характерна эмоциональная напряженность и одновременная «тихая мудрость», высокий градус испытываемого чувства и отсутствие собственнических притязаний, любование внешней красотой и особенные чувства к внутреннему миру любимой женщины. «Сожженное письмо» «Храни меня мой талисман» «Я помню чудное мгновенье» «На холмах Грузии лежит ночная тьма» Анна Керн  Мария Раевская  Евдокия Голицина Наталья Гончарова 1

9.Любовная лирика

Для пушкинской любовной лирики характерна эмоциональная напряженность и одновременная «тихая мудрость», высокий градус испытываемого чувства и отсутствие собственнических притязаний, любование внешней красотой и особенные чувства к внутреннему миру любимой женщины.

  • «Сожженное письмо»
  • «Храни меня мой талисман»
  • «Я помню чудное мгновенье»
  • «На холмах Грузии лежит ночная тьма» Анна Керн

Мария Раевская

Евдокия Голицина

Наталья Гончарова

1

10.Философская лирика. В лирике Пушкин выстраивает собственную эстетическую философскую систему, в центре которой- свободная личность, ощущающая свою исключительную ответственность за собственную жизнь, жизнь любимых ,жизнь страны, жизнь искусства. «К морю» «Три ключа» «Воспоминания» «Дар напрасный, дар случайный» «Не дай мне бог сойти с ума» 1

10.Философская лирика.

В лирике Пушкин выстраивает собственную эстетическую философскую систему, в центре которой- свободная личность, ощущающая свою исключительную ответственность за собственную жизнь, жизнь любимых ,жизнь страны, жизнь искусства.

  • «К морю»
  • «Три ключа»
  • «Воспоминания»
  • «Дар напрасный, дар случайный»
  • «Не дай мне бог сойти с ума»

1

11.Политическая сатира. Рождалась еще в Лицее. Острая сатира Пушкина направлена против чиновничьего подобострастия, невежества вельможных лиц, двуличие и лицемерие сильных мира сего, их преступного равнодушия к человеку. «Лицинию» Эпиграммы 1

11.Политическая сатира.

Рождалась еще в Лицее. Острая сатира Пушкина направлена против чиновничьего подобострастия, невежества вельможных лиц, двуличие и лицемерие сильных мира сего, их преступного равнодушия к человеку.

  • «Лицинию»
  • Эпиграммы

1

Анализ лирического произведения 1.Название ,автор, время создания, жанр. 2.Биографический и исторический комментарий -где и при каких обстоятельствах написано? -отражение времени эпохи, истории страны ,явлений литературы. -объяснение исторических событий,имен,названий,явлений общественной жизни. -отражение личности автора. 3.Раскрытие авторской позиции,замысла автора. 4.Идейнр-эстетическое содержание текста. 5.Языковой комментарий -разъяснение непонятных ,устаревших выражений и слов -раскрытие контекстуального смысла слов и выражений 6.Тема произведения,вопросы,волнующие автора. 7.Идея,основные мысли,их общее значение. 20ГГ заголовок презентации 1

Анализ лирического произведения

1.Название ,автор, время создания, жанр.

2.Биографический и исторический комментарий

-где и при каких обстоятельствах написано?

-отражение времени эпохи, истории страны ,явлений литературы.

-объяснение исторических событий,имен,названий,явлений общественной жизни.

-отражение личности автора.

3.Раскрытие авторской позиции,замысла автора.

4.Идейнр-эстетическое содержание текста.

5.Языковой комментарий

-разъяснение непонятных ,устаревших выражений и слов

-раскрытие контекстуального смысла слов и выражений

6.Тема произведения,вопросы,волнующие автора.

7.Идея,основные мысли,их общее значение.

20ГГ

заголовок презентации

1

8.Воплощение идеи в образах. -композиционный план стихотворения -изобразительно-выразительные средства -анализ особенностей язка(эпитет,сравнение,метафора,олицетворение,аллегория) 9.Общий тон стихотворения. 10.Характерные особенности стиля 11.Значение произведения(в годы создания и в наше время) 12.Твое личное мнение(что понравилось,почему?) 20ГГ заголовок презентации 1

8.Воплощение идеи в образах.

-композиционный план стихотворения

-изобразительно-выразительные средства

-анализ особенностей язка(эпитет,сравнение,метафора,олицетворение,аллегория)

9.Общий тон стихотворения.

10.Характерные особенности стиля

11.Значение произведения(в годы создания и в наше время)

12.Твое личное мнение(что понравилось,почему?)

20ГГ

заголовок презентации

1

Спасибо за внимание! 1

Спасибо за внимание!

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!