ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ .
Все произведения художественной литературы можно распределить на 3 рода(на 3 способа образного воспроизведения действительности).
ЭПОС ЛИРИКА ДРАМА
Аристотель: «объективный рассказ «изображение эмоций» «подражание действию
о событии» путем действия»
Жанры: Рассказ, повесть, Стихотворение, Трагедия, комедия,
роман, басня поэма драма.
"Пушкин - вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии". С. Есенин
1
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина.
« О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
(Д.Кугультинов)
1
ТЕМАТИКА ЛИРИКИ
1.Тема дружбы
Тема дружбы закрепилась в качестве ведущей у всех поэтов пушкинского круга и до сих пор трактуется в русской поэзии в пушкинском ключе. Особая важность этой темы сформировалась еще во времена лицейского братства. Святость дружеских чувств , их особенная роль в жизни человека, невозможность счастья без ощущения дружеского плеча рядом.
«19 октября»
«К Пущину»
«Дельвигу»
«К Языкову».
1
1
2.Тема поэта и поэзии
Осознание роли поэта, истории и жизни нации в лирике Пушкина эволюционирует от эстетического наслаждения жизнью в ранней лицейской лирике к исполнению гражданского долга «пробуждать добрые чувства » в лирике поздней . Поэт-тот, кто призван подарить человеку внутреннюю свободу, отстоять его гражданские права, научить каждого высокой нравственности и истинным чувствам.
- «Разговор книгопродавца с поэтом»
- «Арион»
- «Разговор с Анакреонтом»
- «Поэт и толпа»
- «Памятник».
1
1
3.Тема одиночества.
Особенно ярко проявляется в лирике 1825-1833 г.г., внося в светлую и оптимистическую лирику Пушкина горькую ноту. Духовное одиночество, отверженность, невозможность самостоятельно решать свою судьбу, неопределенность пути гнетут и беспокоят поэта, который теперь понимает, что свободы нет не только в государстве – «правды нет и выше».
- «Дорожные жалобы»
- Брожу ли я вдоль улиц шумных»
- «Зимняя дорога»
1
1
4.Тема свободы.
Свобода в осмыслении Пушкина является врожденным даром каждому человеку, его безусловным правом и нравственным качеством. Отнять у человека свободу-одно из самых тяжелых преступлений, добровольно отречься от свободы-значит, духовно умереть. Наивысший дар, который может получить человек от судьбы,-это свобода.
- «Вольность»
- «К Чаадаеву»
- «Деревня»
- «Вакхическая песнь».
1
5.Элегические мотивы.
Сожаление об ушедшей любви, рассуждение о бренности бытия, философские рассуждения.
- «К сестре»
- «Послание к Наталье»
1
6.Историческая тематика.
По мысли Пушкина, любое историческое событие содержит в себе важный урок потомкам, осознать и понять который - долг каждого гражданина и святая обязанность поэта.
- «Наполеон на Эльбе»
- «Наполеон»
- «Песнь о вещем Олеге»
- «Бородинская годовщина»
1
7.Гражданская тематика.
Ответственность гражданина за судьбу страны, патриотизм, осознанная гражданская позиция, любовь к собственной истории для Пушкина-обязательные добродетели любого человека.
- «Воспоминания в Царском селе»
- «Война»
- «Кинжал»
- «Свободы сеятель пустынный»
- «Стансы»
- «Анчар»
1
8.Анакреонтическая лирика («легкая поэзия»
В ранних лицейских стихах молодой поэт рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия.
- «Подражание Анакреонту»
- «Мое завещание»
- «К студентам»
- «К Каверину»
- «Торжество Вакха»
1
9.Любовная лирика
Для пушкинской любовной лирики характерна эмоциональная напряженность и одновременная «тихая мудрость», высокий градус испытываемого чувства и отсутствие собственнических притязаний, любование внешней красотой и особенные чувства к внутреннему миру любимой женщины.
- «Сожженное письмо»
- «Храни меня мой талисман»
- «Я помню чудное мгновенье»
- «На холмах Грузии лежит ночная тьма» Анна Керн
Мария Раевская
Евдокия Голицина
Наталья Гончарова
1
10.Философская лирика.
В лирике Пушкин выстраивает собственную эстетическую философскую систему, в центре которой- свободная личность, ощущающая свою исключительную ответственность за собственную жизнь, жизнь любимых ,жизнь страны, жизнь искусства.
- «К морю»
- «Три ключа»
- «Воспоминания»
- «Дар напрасный, дар случайный»
- «Не дай мне бог сойти с ума»
1
11.Политическая сатира.
Рождалась еще в Лицее. Острая сатира Пушкина направлена против чиновничьего подобострастия, невежества вельможных лиц, двуличие и лицемерие сильных мира сего, их преступного равнодушия к человеку.
1
Анализ лирического произведения
1.Название ,автор, время создания, жанр.
2.Биографический и исторический комментарий
-где и при каких обстоятельствах написано?
-отражение времени эпохи, истории страны ,явлений литературы.
-объяснение исторических событий,имен,названий,явлений общественной жизни.
-отражение личности автора.
3.Раскрытие авторской позиции,замысла автора.
4.Идейнр-эстетическое содержание текста.
5.Языковой комментарий
-разъяснение непонятных ,устаревших выражений и слов
-раскрытие контекстуального смысла слов и выражений
6.Тема произведения,вопросы,волнующие автора.
7.Идея,основные мысли,их общее значение.
20ГГ
заголовок презентации
1
8.Воплощение идеи в образах.
-композиционный план стихотворения
-изобразительно-выразительные средства
-анализ особенностей язка(эпитет,сравнение,метафора,олицетворение,аллегория)
9.Общий тон стихотворения.
10.Характерные особенности стиля
11.Значение произведения(в годы создания и в наше время)
12.Твое личное мнение(что понравилось,почему?)
20ГГ
заголовок презентации
1
Спасибо за внимание!
1