Основные тенденции работы психолога с детьми ЗПР».
Батыргалиева Р.Т.замдиретора по МР Первомайская СШ ООАФР
Работа педагога-психолога с детьми ЗПР в рамках общеобразовательной школы осуществляется по следующим направлениям:
1.Диагностическое направление
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией психического развития ребенка.
2. Коррекционно-развивающее направление
В соответствии с особенностями развития ребенка и решением ПМПК психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом.
Можно выделить несколько основных направлений коррекционно-развивающей работы психолога.
Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Главное в этом направлении - формирование способности управлять эмоциями. Эмоции постепенно становятся более осмысленными и устойчивыми, приобретают большую глубину. У ребенка появляются так называемые высшие чувства - сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы и т.д. При этом ребенок учится за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Развитие внутренних психических функций и коррекция ее недостатков.
В процессе работы по развитию познавательной деятельности развиваются мышление, память, внимание, творческое воображение, а также вырабатываются практические умения и навыки, формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.
Так психолог школы, Величко В.А., работает индивидуально с детьми, используя программы по развитию моторики и сенсорного восприятия окружающего мира. Дети с увлечением занимаются: лепят фигурки, вырезают из бумаги интересные предметы, учатся распределять предметы по цвету, по объёму и словесные характеристики.
3. Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического просвещения педагогов, являются раскрытие слабых и сильных сторон когнитивного и личностного развития ребенка, способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.
Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы необходимо не только взаимодействие всех специалистов образовательного учреждения, но и активные помощь и поддержка со стороны родителей. Родителям даются специальные рекомендации, например, по активизации осознанной саморегуляции познавательной деятельности их детей при общении с ними дома. Педагог-психолог школы ,Величко В.А. работает во взаимодействии с классными руководителями, проводит индивидуальную консультацию лично с каждым педагогом- предметником.
4. Организационно-методическое направление
Данное направление деятельности школьного психолога при работе с детьми ЗПР, включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
Таким образом, основное содержание работы психолога в системе работы с детьми ЗПР включает:
1. Осуществление системы коррекционных и развивающих мероприятий.
2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.
-75%
Курсы повышения квалификации
Профилактика негативного влияния субкультур на становление личности школьника в условиях информационного общества
Продолжительность 72 часа