СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные условия создания полноценной сенсорной среды для детей 2-3 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Просмотр содержимого документа
«Основные условия создания полноценной сенсорной среды для детей 2-3 лет»

Основные условия создания полноценной сенсорной среды

для детей 2-3 лет


родительское собрание

в группе раннего возраста ДОУ «Одуванчик»

учитель-дефектолог С.О.Авдюкова


Маленькие дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В 2-3 года они только начинают учиться тому, как изучать окружающий мир.

Этот возраст характеризуется активным развитием сенсорики.

Сенсорика — это чувства, ощущения. Можно сказать, у ваших детей есть своеобразный датчик, который принимает информацию о предмете через ручки, пальчики. От сенсорики зависит уровень психического развития детей.

Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

8 цветов — красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

 форма — круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

звуки — различные детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости;

 вкус — сладкое, соленое, кислое, горькое;

 запах — различные характерные запахи. Знакомя самых маленьких детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.


Основные условия создания полноценной сенсорной среды:

1 условиеВещи. Предметы в доме должны быть из качественных, разнообразных по цвету и фактуре, материалов. Особенное внимание уделяется детским вещам — игрушкам, оборудованию и украшению детской комнаты.

2 — Свобода. Надо разрешать ребенку исследовать мир вокруг —

лазить по шкафам, играть с водой, песком и т.д. — стараясь ограничивать лишь в том, что небезопасно.

3 — Наблюдение. Надо специально обращать внимание ребенка на

объекты и явления окружающего мира, их изменения, учить быть

внимательным к окружающему, наблюдать.

4 — Специальные занятия. Необходимо приобретать специальные игрушки — матрешки, пирамидки, вкладыши и др. — и организовывать специальные занятия, которые помогут сделать сенсорное развитие ребенка более осознанным.

5 — Новые впечатления. Надо предоставлять ребенку новые впечатления о мире — водить в кино, цирк, театр, зоопарк, кафе, музей, брать с собой в магазин, аптеку, банк, на почту, устраивать прогулки в парке, пикники в лесу, поездки на море и т.д.

Развитие сенсорики можно проводить дома с самыми простыми материалами. Сенсорное развитие у детей 2-3 лет происходит в форме игры, это самый простой способ научить малыша исследовать окружающий мир. Для этого с ребёнком необходимо заниматься.

Много времени уделяется мелкой моторике. Чем активнее пальчики вашего крохи, тем полнее картину мира он может составить. Дети всё берут в руки, трогают, изучают на ощупь. Мир ощущений сейчас очень важен. У детей 2-3 лет осязание является одним из важнейших источников знаний о предметах.


Чтобы проверить навыки ребёнка, не обязательно ходить к психологам или воспитателям. Вы можете заниматься дома.

Нормы сенсорного развития

О том, что сенсорные способности малыша в 2-3 года развиваются правильно, свидетельствуют следующие факторы:

  • он может выделить из группы предметов требуемые (только желтые, только круги и тому подобное);

  • может найти предмет, который похож/одинаковый с группой других предметов;

  • может сортировать предметы по заданным характеристикам;

  • если в игре необходимо использовать какой-то предмет, кроха находит именно тот, который подходит.

Простые занятия с ребёнком

Использование покупных игрушек – обязательно должны быть: кубики, пирамидка, кукла, детская посуда, машинка, различные вкладыши,

Подручные материалы

Вы можете сделать их сами. Так даже лучше, ведь ваш малыш будет тренироваться на совершенно уникальных пособиях.

Все материалы для детей 2-3 лет в первую очередь должны быть безопасными. Никаких острых краёв, очень мелкие предметы использовать не нужно. Вот что вам может пригодиться:

  • разноцветные (желательно понятных основных цветов): прищепки, губки, пластиковая или одноразовая посуда, крышки, пуговицы, мыльницы, баночки. Все это двух разметов – большие и маленькие. И разной формы: круглой, квадратной.



Что делаем?

Сортируем по контейнерам

  • рассортировать по форме;

  • разложить по размеру

  • разложить по величине

Это отличное упражнение. Особенно хорошо подходят советские пуговицы.

Тренировки на одежде для малышей

Разложи варежки по парам – найти такую же

Можно взять детскую одежду, одёжку для больших кукол. Или сами сшейте что-то простое. Тут главное — научить кроху застёгивать и расстёгивать пуговички, молнии, завязывать шнурки, повязки. Это хорошее упражнение, которое принесёт крохе пользу. Собираясь на прогулку, предложите ему самому завязать шнурки на ботиночках, застегнуть кнопки или липучки на одежде.

Дорисуй картинки с помощью прищепок

Вот здесь вам понадобятся заготовки. Предложите:

  • сделать ёжику «иголки» из прищепок;

  • добавить солнышку «лучики»;

  • прикрепить к цветочку «лепестки».

Вы можете сначала предложить отсортировать прищепки по цвету. Например, жёлтые для солнышка, красные для лепестков. Кстати, не забывайте давать крохе время для свободного творчества. Отдельное задание на фантазию: сделать разноцветный цветочек из прищепок.

Эти же заготовки можно дополнять пуговицами, выкладывая их по типу мозаики. Тут у вас огромный простор для воображения. Можно распечатать более сложные картинки, чтобы их было интереснее дополнять.

Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений. Это объясняется тем, что именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не получают достаточного количества стимулов извне, перестают нормально развиваться и, как следствие, атрофируются. Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.


Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но пока не требует этих названий от малышей. Основная задача таких занятий — накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация этих знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!