ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
Организационная сторона занятия
- Своевременность начала занятия
- Уровень подготовки дидактических пособий, оборудования, мела, доски
- Готовность обучающихся к занятию
- Санитарное состояние кабинета
Содержание занятия
- Глубина и научность объяснений педагога
- Устанавливается ли связь с действительностью
- Используется ли материал занятия в воспитательных целях
- Привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки
- Интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели
- Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи
Воспитывающая роль занятия
- Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях
- Какова система требований педагога
- Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения
- Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину
Методическая сторона занятия
- Методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
- Методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается педагог развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, чтобы дети прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
- Применение наглядных и технических средств обучения, организация практической работы;
- Способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ
Особенности поведения педагога на занятии
- Роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.
Требования к анализу занятия
- Анализировать занятие не абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.
- Не искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы.
- Не стремиться, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», т.е. схематизировать учебный процесс, упрощать его.
При анализе занятия учитывать:
Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;
- Возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли реальные возможности использованы;
- Состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников Анализ занятия проводить не только на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а учитывать уровень развития ребят, их способности;
- Индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, результаты работы.
Краткий (оценочный) анализ
Общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации
Структурный (поэтапный) анализ
Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся
Структурный анализ занятия (оценивается каждый этап занятия)
I . Организационный момент.
1. Дидактические задачи, настрой обучающихся на учебную деятельность.
2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).
3. Критерии:
- кратковременность организационного момента;
- полная готовность обучающихся к занятию;
- быстрое включение ребенка в учебную деятельность;
- внимательность, дисциплинированность.
Структурный анализ занятия (оценивается каждый этап занятия)
П. Повторение ранее изученного. Дидактические задачи:
- выявить качество знаний ранее изученного материала;
- обнаружить проблемы;
- углубить знания по изученной теме. Содержание этапа:
- выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность, обобщенность, конкретность, применимость;
- ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;
- особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:
- целевая установка(цель);
- какая часть обучающихся участвует в опросе;
Положительные критерии опроса:
- уточнение опорных понятий;
- ликвидация недостатков в ответах;
- активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
Структурный анализ занятия (оценивается каждый этап занятия)
III . Подготовка к восприятию нового материала. Дидактические задачи:
- стимулирование к получению новых знаний;
- дать конкретное представление об изученной теме;
- добиться осознания значимости изучаемого материала. Содержание:
- сообщение темы (доска);
- выведение темы самими обучающимися;
- показатель практической и научной ценности;
- организация внимания, мобилизация их волевого настроя.
Структурный анализ занятия (оценивается каждый этап занятия)
IV . Овладение новым материалом.
Условия:
- активные методы;
- интерес детей (игра, беседа, самостоятельно). Критерии успешности (новые знания):
- правильность ответов по ходу изучения;
- разнообразие деятельности детей;
- активность, внимательность.
Структурный анализ занятия (оценивается каждый этап занятия)
V . Проверка понимания знаний и умений Дидактические задачи:
- условия связи между фактами, как усвоили изученный материал, какие умения следует закрепить.
Содержание:
- проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.
Условия положительности:
- как заботится педагог;
- форма закрепления (дополнительная информация, факты). Критерии:
- подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;
- дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;
- умение детьми устанавливать связи;
- умение воспроизводить новые понятия;
- умение выделять признаки.
Системный анализ
Рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения
Системный анализ
1. Общая характеристика
• Тема занятия.
• Цель занятия.
• Тип занятия (усвоения новых знаний; усвоения умений и навыков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и корректировки ЗУН; комбинированный).
• Педагог: его личность; уровень профессионализма; общая эрудиция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисциплина; подготовленность группы обучающихся к коллективно-распределительной работе (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда.
• Оформление занятия. Условия труда.
Системный анализ
2. Анализ эффективности проекта занятия
• Реальность цели занятия.
• Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.
• Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?
• Какие учебные действия должны были осуществлять обучающиеся?
• Как планировалось подключение обучающихся к решению учебной задачи?
• Исходя из чего планировались этапы занятия?
Системный анализ
3. Осуществление замысла занятия
• Совпадает ли цель занятия с его конечным результатом? Удалось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)
• Соответствовала ли форма занятия его цели и содержанию?
• Каким образом педагог включил детей в учебную ситуацию?
• При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход занятия?
• Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?
• Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности обучающихся, использовал педагог?
• Как был организован контроль? Подключались ли дети к процессу оценивания себя?
Системный анализ
4. Оценка целостности занятия
• Насколько содержание занятия соответствовало современным требованиям к образовательной деятельности?
• На каком уровне было организовано взаимодействие «обучающийся-педагог», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - группа» (коллективно-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)?
• Каким образом характер взаимодействия участников образовательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?
• Каков в целом уровень формирования теоретического и образного мышления обучающихся?
• Наиболее сильные и слабые этапы занятия.
• Дает ли данное занятие представление о системе работы педагога?
Системный анализ
5. Оценка воспитательной стороны занятия
• Личность педагога. Его поведение на занятии.
• Сумел ли педагог в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностей ориентации обучающихся, воспитанию нравственности?
• Как вели себя обучающиеся? Причины их поведения. Как появлялось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении?
• Что дало занятие для дальнейшего позитивного развития отношений?
Системный анализ
6. Оценка конечного результата занятия
• Какой вклад внесло занятие в дальнейшее развитие личности обучающихся?
• Оценить условие понятий и общего способа действия обучающихся в ходе осуществления ими учебной задачи.
• Анализ конкретных недостатков занятия.
• Рекомендации педагогу.
Полный анализ
Система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия
Структурно-временной анализ
Оценка использования времени занятия по каждому его этапу
Комбинированный анализ
Оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов
Психологический анализ
Изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа)
Дидактический анализ
Анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.)
Аспектный анализ
- Рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:
- реализация педагогом триединой задачи занятия;
- использование развивающих методов на занятии;
- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- пути развития познавательного интереса;
- формирование общеучебных умений и навыков у обучающихся;
- проверка и оценка ЗУН обучающихся;
- организация проблемного обучения на занятии и т.п.
Комплексный анализ
Одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий)
Комплексный анализ
- Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опытом - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлагаются конкретные задания. Например:
I педагог в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на:
а) активную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей;
б)затем дает характеристику умственной деятельности детей в течение занятия. II педагог следит за содержанием материала, фиксирует последовательность изложения идей, использование на занятии новых достижений науки и т. д., давая характеристику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической деятельности.
III педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога;
IV педагог наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, разнообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с детьми и т. д.
Направления комплексного анализа
1-е направление КА Анализ решаемых педагогом задач:
- как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы педагога,
- насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия,
- в какой мере активизировалась познавательная деятельность обучающихся на разных этапах занятия,
- что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду,
- как оценивались знания, умения и навыки,
- как осуществлялась связь теории с практикой,
- насколько удачно сочетались содержание и методы обучения,
- применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства,
- что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей обучающихся.
2-е направление КА Анализ воспитательного влияния занятия:
- что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся,
- как знания помогали осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы,
- каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися,
- насколько способствовала организация учебного труда формированию личностных качеств и т. д.
3-е направление КА Анализ педагогических возможностей и особенностей педагога:
- какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия
- педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность,
- умение активизировать и мотивировать труд детей,
- определять типичные ошибки в их работе и устранять их,
- оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся,
- умение быстро корректировать ход занятия.
4-е направление КА Анализ деятельности обучающихся на занятии:
- учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих занятий,
- работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов,
- развитие речи,
- умение обучающихся применять теорию на практике и др.