СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них»,

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них»,»

Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели и задачи урока:

  • дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;

  • познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;

  • научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;

  • познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;

  • повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.

Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).

Раздаточный материал: рабочий лист .

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация прежних знаний

Слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с эпиграфа, который вы можете прочесть на экране.

Айнур, прочти, пожалуйста.

О чем это высказывание? (о любви к родному русскому языку)
Вот и мы сейчас проверим, насколько вы знаете и любите русский язык?

-запишите в тетрадях число, классная работа.

Спишите, пожалуйста, данное высказывание и выполните ряд заданий. Кстати, на что похожи эти задания?

Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу. Оцените работу, согласно критериям на экране.

Фронтальная беседа (Слайды 6-8)

Наш урок хочу продолжить фразой о русской речи. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете.

Я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак,

Настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... .

Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.

Действительно, сегодня мы продолжим работу со сложными предложениями.

Но прежде повторить изученный материал, потому что «Повторение-…..» Идель, закончи, пожалуйста…. А чем является это высказывание?

Правильно, это пословица. А что называют пословицей? Это изречение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.

  • На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? На какие вопросы отвечают придаточные?

  • Как отличить союз от союзного слова?
    1.Союз не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос. 2. Союз можно убрать либо заменить, а союзное слово – невозможно опустить, является членом предложения, предложение потеряет смысл. 3. Союзными словами являются самостоятельные части речи (наречие и местоимение), союзы – служебные части речи

  • Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.

III.Объяснение нового материала.

Слово учителя. Ребята, посмотрите на экран . Вы видите предложения.

Они простые или сложные?

Это ССП и СПП?

В каждом предложении содержится одно придаточное предложение?

В русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока----Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.

Какие задачи мы ставим на данном уроке?  

Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)

Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.

СПП с придаточными причины и изъяснительным

Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)

Главное предложение

Придаточное предложение1-ой степени

Придаточное предложении 2-ой степени

  • Работа с учебником: чтение правила на стр.112

  • Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?

Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.

  • В каком случае запятая между ними ставится?

Запятая ставится, если после придаточного нет  ТО или ТАК

  • Знаки препинания при стечении союзов (Слайд 14)

Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВУ ВПРАВО И ВЛЕВО ,ВЫ УВИДИТЕ СЛОВА ,ПРИКРЕПЛЕННЫЕ НА СТЕНЕ. Выпишите слова, относящиеся к теме «СПП».

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)

Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.

(Когда…), [ ], (которых…).

СПП с придаточными определительным и времени

Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)

  • Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)

Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.

СПП с придаточными времени

Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)

  • При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

[ ], (когда…), (…), (…).

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.

[ ], (когда…), (когда…), (когда…).

  • Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)

Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.

Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.

  • Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)

Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.

Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.

IV. Закрепление. (Слайд 26)

  • Работа по рядам.

  • Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)

1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)

Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)

2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)

Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)

3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)

Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)

Самостоятельная работа- выполнение задания в сборнике ОГЭ.

V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)

-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?

-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?

-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.

- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?

ОЦЕНИВАНИЕ тех, кто работал на уроке.

VI. Рефлексия. (Слайд 30)

VII. Домашнее задание. (Слайд 31)

  • Написать сочинение-рассуждение “Что я знаю о СПП?”


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!