Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цели и задачи урока:
дать понятие о видах СПП с несколькими придаточными;
познакомить с терминами однородное, последовательное, параллельное подчинение;
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
познакомить учащихся с особенностями пунктуации в СПП с несколькими придаточными;
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова и алгоритм для определения вида придаточного предложения.
Обеспечение: тетрадь, учебник, тесты, компьютерная презентация (Приложение 1).
Раздаточный материал: рабочий лист .
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация прежних знаний
Слово учителя. Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с эпиграфа, который вы можете прочесть на экране.
Айнур, прочти, пожалуйста.
О чем это высказывание? (о любви к родному русскому языку)
Вот и мы сейчас проверим, насколько вы знаете и любите русский язык?
-запишите в тетрадях число, классная работа.
Спишите, пожалуйста, данное высказывание и выполните ряд заданий. Кстати, на что похожи эти задания?
Теперь обменяйтесь листочками и проверьте работу. Оцените работу, согласно критериям на экране.
Фронтальная беседа (Слайды 6-8)
Наш урок хочу продолжить фразой о русской речи. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете.
Я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак,
Настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... .
Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.
Действительно, сегодня мы продолжим работу со сложными предложениями.
Но прежде повторить изученный материал, потому что «Повторение-…..» Идель, закончи, пожалуйста…. А чем является это высказывание?
Правильно, это пословица. А что называют пословицей? Это изречение, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.
На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению? На какие вопросы отвечают придаточные?
Как отличить союз от союзного слова?
1.Союз не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос. 2. Союз можно убрать либо заменить, а союзное слово – невозможно опустить, является членом предложения, предложение потеряет смысл. 3. Союзными словами являются самостоятельные части речи (наречие и местоимение), союзы – служебные части речи
Расскажите об алгоритме, с помощью которого мы определяем вид придаточного предложения.
III.Объяснение нового материала.
Слово учителя. Ребята, посмотрите на экран . Вы видите предложения.
Они простые или сложные?
Это ССП и СПП?
В каждом предложении содержится одно придаточное предложение?
В русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. Сегодня мы начинаем знакомство с такими предложениями. Итак, тема нашего сегодняшнего урока----Основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них.
Какие задачи мы ставим на данном уроке?
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайды 10-11)
Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте.
СПП с придаточными причины и изъяснительным
Такие предложения называются СПП с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степени), второе – к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д. (Слайд 12)
Главное предложение
Придаточное предложение1-ой степени
Придаточное предложении 2-ой степени
Работа с учебником: чтение правила на стр.112
Итак, какие союзы могут оказаться рядом при последовательном подчинении придаточных?
Что если, что хотя, что когда, так как хотя, так как если и др.
Запятая ставится, если после придаточного нет ТО или ТАК
Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться
ФИЗКУЛЬМИНУТКА.
ПОВОРАЧИВАЯ ГОЛОВУ ВПРАВО И ВЛЕВО ,ВЫ УВИДИТЕ СЛОВА ,ПРИКРЕПЛЕННЫЕ НА СТЕНЕ. Выпишите слова, относящиеся к теме «СПП».
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 15-16)
Когда мы пришли, отец показал мне окуней и плотиц, которых он выудил без меня.
(Когда…), [ ], (которых…).
СПП с придаточными определительным и времени
Такие предложения называются СПП с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные предложения относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению.(Слайд17)
Расставьте знаки препинания, определите тип придаточных, составьте схему предложения (Слайд 18-19)
Я проснулся, когда солнце ещё не встало, когда природа была объята предрассветным сном.
СПП с придаточными времени
Такие предложения называются СПП с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ:
придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению – однородными (Слайд 20)
При однородном подчинении во втором (и следующих) придаточных подчинительный союз может опускаться: (Слайд 21)
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.
[ ], (когда…), (…), (…).
Мы отправились в поход, когда кончился дождь, когда выглянуло солнце, когда запели птицы.
[ ], (когда…), (когда…), (когда…).
Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятая ставится так же, как при однородных членах: (Слайд 22)
Слышно было, как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.
Сонечка писала, что настроение тяжёлое, но чтобы он о них не беспокоился.
Он раздражителен и когда здоров, и когда болен.
Расставьте знаки препинания, составьте схемы (Слайд 23-24)
Надо было посмотреть, как развёртываются листья сирени и как она выпускает сизые кисти будущих цветов.
Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке.
IV. Закрепление. (Слайд 26)
Работа по рядам.
Из трёх простых предложений составьте одно сложное, укажите его строение. (Слайды 27-28)
1) Я вышел на крыльцо. Раздался удар грома. Этот удар заставил меня вздрогнуть. (Как только…, который)
Как только я вышел на крыльцо, раздался удар грома, который заставил меня вздрогнуть. (Как только…), [ ], (который)
2) Было поздно. В комнате горела лампа. Она освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…, которая…)
Хотя было поздно, комнате горела лампа, которая освещала мягким светом лица присутствующих. (Хотя…), [ ], (которая…)
3) Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни. (Когда…, который…)
Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни. (Когда…), [ ], (который…)
Самостоятельная работа- выполнение задания в сборнике ОГЭ.
V. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа. (Слайд 29)
-Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
-В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
-Расскажите об особенностях пунктуации на “стыке” союзов при последовательном подчинении придаточных.
- Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы. Как расставляются знаки препинания в этом случае?
ОЦЕНИВАНИЕ тех, кто работал на уроке.
VI. Рефлексия. (Слайд 30)
VII. Домашнее задание. (Слайд 31)