Основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья
Охрана здоровья детей – одна из важнейших проблем нашего времени. Физическое воспитание как одна из сторон воспитания человека оказывает универсальное влияние на растущий организм. Основу физической культуры составляют способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способность каждого ребенка. С помощью физической культуры возможно осуществление развития и физическая подготовка учащихся к жизни, оптимизация их физического состояния, адаптация в обществе. В наши дни организация двигательного режима детей с ограниченными возможностями, является одной из актуальных проблем.
Ежегодные данные медицинских осмотров в школе свидетельствуют о том, что здоровье детей ухудшается по объективным и субъективным причинам. Среди причин, влияющих на ухудшение здоровья, часто имеют место такие факторы, как недостаточное освещение рабочих мест, неправильная осанка, перегруженность основными и дополнительными занятиями, ухудшение социально-экономической и экологической обстановки. Ослабленность организма учащихся усугубляется еще и недостатком повседневной двигательной активности. На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса все актуальнее становится проблема повышения работоспособности учащихся. Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению школьников, снижают уровень их работоспособности, особенно у детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга, вследствие этого наступает внутренне охранительное торможение и нарастает мышечное утомление. Гипокенезия (недостаточная двигательная активность) отрицательно влияет на функции многих жизненно важных систем организма, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Особенно страдают дети с отклонениями в физическом развитии. Больные и ослабленные перенесенными заболеваниями, чрезмерно опекаемые дома, они еще и освобождаются от уроков физической культуры в школе.
Из-за неправильного подхода к физическому воспитанию у этих школьников уменьшается естественная потребность в движении, снижается их двигательная активность, что ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений ребенка в воспринимающих нервных окончаниях кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре головного мозга. В результате дефицита движений развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается тонус учащихся, ослабляется нервно-мышечный аппарат, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем, увеличивается число детей, страдающих плоскостопием, нарушениями осанки, ожирением. Исходя из этого, можно сделать вывод: современные школьники нуждаются в оптимальной для каждого из них двигательной активности. Двигательный режим должен, во-первых, удовлетворять естественную потребность растущего организма в движении, а во-вторых, способствовать физическому развитию, повышенной работоспособности, своевременному формированию двигательных качеств и навыков. Кроме уроков физической культуры, большое значение имеют и физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеурочные формы физического воспитания и самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями.
Физические упражнения вызывают усиленное функционирование всех органов и систем растущего организма, способствуют совершенствованию их работы и укреплению здоровья. Занятия физическими упражнениями повышают общую тренированность организма детей с ослабленным здоровьем или с наличием тех или иных патологических нарушений и способствуют устранению или компенсации этих нарушений.
Целью физического воспитания является совершенствование с помощью средств и методов физического воспитания, двигательной активности, физической подготовленности, физического и умственного развития, подготовка к жизни в обществе. Учебными и коррекционно-воспитательными задачами физического воспитания в школе для детей с проблемами в развитии являются:
- охрана жизни и укрепление здоровья,
- с помощью дифференцированного подхода индивидуально каждого ребенка приблизить к тем нормативам, которые они могут выполнить,
- совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию, повышение работоспособности, закаливание,
- формирование правильной осанки, обучение рациональному дыханию,
- развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств – быстроты, силы, ловкости, выносливости,
- повышение физической и умственной работоспособности,
- формирование познавательных, эстетических, нравственных интересов на доступном уровне,
- формирование у учащихся потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни.
К специальным задачам относятся:
- коррекция основных движений в ходьбе, беге, прыжках, метании, лазаниях, упражнений с предметами и др.,
- коррекция и развитие мелкой моторики, координационных способностей,
- коррекция и развитие физической подготовленности,
- коррекция и профилактика соматических нарушений,
- постепенная адаптация организма к воздействиям физических нагрузок,
- воспитание личности умственно отсталого ребенка.