СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные этапы коррекционной работы с детьми-аутистами в условиях сельской малокомплектной школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны некоторые основные этапы коррекционной работы с детьми-аутистами в условиях сельской малокомплектной школы.

Просмотр содержимого документа
«Основные этапы коррекционной работы с детьми-аутистами в условиях сельской малокомплектной школы»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ



Шило Галина Викторовна

психолог Баймырзинской основной школы





"Сделай первый шаг, и ты поймешь, что не все так страшно".

Луций Анней Сенека 



Судьба человека в немалой степени зависит от сравнительно короткого периода с момента зачатия ребенка до первого вздоха новорожденного. В это время по биологическим и микросоциальным причинам могут возникнуть различные отклонения в развитии. И, зачастую, микросоциальные причины (переживания беременной, неправильное воспитание, неблагоприятные условия жизни) настолько тесно связаны с биологическими (травмы, инфекции, наследственность), что их трудно разделить.

Все более чаще мы слышим о достаточно распространенном нарушении в развитии – раннем детском аутизме. Человеком, впервые предложившим термин «ранний детский аутизм» был работавший в США австрийский психиатр Лео Каннер. В 1943 году он опубликовал статью, которая описывала одиннадцать детей «с сильной тягой к одиночеству» и «навязчивым стремлением к неизменности всего вокруг». До 60-х годов аутизм как болезнь мало кого интересовал и заботил. Он встречался в количестве одного случая на 5-10 тысяч человек. Психиатры возлагали вину на плохую родительскую заботу, а неврологи полагали, что аутизм – это раз и навсегда закрепившееся состояние головного мозга. Сейчас проблема аутизма приобретает эпидемиологический характер. Официальной статистики по количеству случаев аутизма в Казахстане нет, поэтому пользуюсь данными зарубежных статистических служб. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения на каждые 150 детей на планете приходится один больной аутизмом.

После выхода в 1988 году американского художественного фильма «Человек дождя» аутичных детей стали называть «дети дождя». Они, как и герой Дастина Хоффмана Рэймонд Бэббит, могут в уме вычислять квадратный корень четырехзначного числа, помнить наизусть телефонный справочник. У них очень развитые способности к программированию. Так, по данным корпорации Microsoft от 5 до 20 процентов сотрудников – аутисты. Но встречаются среди аутистов и те, у кого интеллектуальное развитие на низшей планке.

Про аутистов говорят, что у них глаза направлены внутрь себя. На все, что их окружает, они реагируют очень болезненно, потому что воспринимают этот мир гипертрофировано. «Они так устроены. Для них свет слишком ярок, звук слишком громок, любое прикосновение слишком интенсивное. Почему так? Мы не знаем. Конечно есть разные теории – генетическая, нейробиологическая, но это всего лишь теории.» (Игорь Шпицберг, руководитель реабилитационной программы центра реабилитации инвалидов «Наш солнечный мир»). Что такое аутизм мало понятно даже людям, которые пишут на эту тему научные работы.

Что же делать школьному психологу сельской малокомплектной школы, когда вдруг в детском коллективе появляется ребенок с диагнозом РДА? В особенности у молодых специалистов возникает множество вопросов. Как работать? На что обратить внимание? С чего вообще начинать? Дело в том, что проблема аутизма плохо изучена и выводы о возникновении данного заболевания неоднозначны. Но, необходимо знать, что медикаментов для лечения всего комплекса проявлений аутизма не существует. Для реабилитации аутичных детей существует ряд мероприятий, направленных на развитие сенсомоторного восприятия и взаимодействия с окружающми. Главное – этапность, когда на овладение строго определенными знаниями, навыками и умениями отпущено свое время и его нельзя упустить, не забегая вперед и не запаздывая.

Считается, что наиболее эффективный метод реабилитации аутистов – дельфинотерапия. Но что же делать, если нет возможности организовать встречу с дельфинами? Да и о качественной подготовке специалистов в этой области остается только мечтать, так как в нашей стране проблеме аутизма пока еще уделено недостаточно внимания. Но ребенка в таком состоянии оставлять нельзя. Поэтому начинать свою работу необходимо прежде всего с наблюдения и опроса родителей, также необходимо провести анализ медицинской карты (карты развития) ребенка. На основании этих данных вы можете составить индивидуальную программу коррекции. Не забывайте, что помощь аутичным детям нужна комплексная, поэтому школьному психологу в условиях малокомплектной школы, где нет нужных специалистов, придется взять на себя часть обязанностей логопеда, массажиста и социолога. Для этого необходимо посетить ближайший кабинет коррекции и логопункт. Там, специалисты помогут вам в составлении программы и проведении занятий. На самом деле это очень важно и в моей практике работы это было.

Повторюсь, в очередной раз: проблема аутизма мало изучена и единой формулы успешной программы коррекции данного состояния не существует. Для каждого индивидуального случая она своя. Но, все-таки, можно выделить основные этапы, на которые можно опереться и, в первую очередь, не навредить подопечному. Возьму на себя смелость описать такие этапы, потому что они были в моей практике работы и больше подойдут молодым, неопытным специалистам, возможно из сельских малокомплектных школ, где нет возможности получить хорошую консультацию по данному вопросу и отсутствуют ресурсы как информационные (методическая литература) так и материальные (оснащение кабинета, инструментарий, пособия).

Первый этап – составление примерной программы коррекции. Не берите все и сразу, не укорачивайте сроки. Первая цель должна быть одна с любым вашим клиентом – установления контакта, постоянного и положительного. На этом будет строиться вся дальнейшая, успешная работа. Будьте готовы, что установление полного контакта с ребенком аутистом затянется. Не расстраивайтесь первой неудаче, а она вас ждет. С первого дня вы не установите контакт, так как любые эмоциональные контакты болезненны для аутистов, и они их ограничивают даже с отцом и матерью. На этом этапе придется хитрить. Привлекать внимание необычным способом. Можно крепить себе на лоб что-то очень яркое и возможно вкусное. Например, любимую конфетку или даже маленькую игрушку, о предпочтениях ребенка узнаем у родителей.

Очень важно проводить первые занятия вместе с мамой или папой. И все, что вы делаете, дублировать с родителями. В этом двойная польза: ребенок учится доверять вам и своим родителям, то есть, этот контакт перестает быть для него болезненным, и, что немаловажно, родители смогут повторить эти процедуры дома, что усилит эффект. Как можно чаще, но очень осторожно поворачивайте голову ребенка к себе, фиксируйте его взгляд хотя бы на 1 секунду. В начале это самая важная планка, которую нужно достигнуть и только после этого увеличивать время зрительного контакта. Результат считается положительным, если зрительный контакт с ребенком длится 3-4 секунды. Очень важно в этот период больше ничем не нагружать ребенка и внимательно следить за его реакциями, обязательно вести дневник наблюдений. Если есть возможность и разрешение родителей – вести видеосъемку занятий. Так вы можете отследить динамику коррекции, а родители познакомятся с достижениями своего малыша. Не принуждайте ребенка насильно выполнять что-то. Это формирует стойкие негативные реакции. Используйте любимые игрушки и лакомства ребенка и в моменты аффективных реакций переключайте малыша на них. После того, как ребенок успокоился, снова приступайте к занятию. Применяйте этот нехитрый метод на всех этапах коррекции. Он поможет ребенку выработать положительные реакции на новые, незнакомые действия. Ведь известно, что аутисты резко реагируют на любые перемены в привычной обстановке, одежде, еде, музыке.

Вторым важным этапом, после того как вы установите более-менее длительный контакт с малышом – становится реакция ребенка на собственное имя. Конечно же он знает свое имя, но не умеет откликаться на него. Важно его этому научить. И, снова на помощь приходят любимые лакомства ребенка.

Громко и четко произнесите имя ребенка, поверните его голову к себе, установите зрительный контакт, угостите малыша лакомством. Повторите процедуру несколько раз. Каждое последующее занятие начинайте с процедуры имени. Добейтесь того, чтобы ребенок без побуждения поворачивал голову на зов по-имени. Научите этому методу и родителей ребенка. Так ребенок, со временем привыкнет, что откликаться на свое имя нужно всегда, а не только когда зовете его вы. Наберитесь терпения. Первые этапы могут затянуться на несколько месяцев. Но помните – результат обязательно будет.

Следующий этап – первичные учебные навыки. В случае, когда, у ребенка имеется выраженная отрицательная реакция на занятия за столом, лучше сначала раскладывать приготовленный для занятий материал там, где он чувствует себя комфортнее, например, на полу. Картинку или игрушку, на которую ребенок обратил внимание, нужно переложить на стол и как бы забыть о ней. Вероятнее всего, ребенок будет невзначай подходить к столу и брать в руки уже знакомые предметы. Постепенно страх исчезнет, и можно будет проводить занятия за столом. Важно будет правильно организовать рабочее место, вырабатывать у ребенка необходимые учебные стереотипы. Подготовленный рабочий материал кладется слева от ребенка, выполненное задание – справа. На первых порах ребенку предлагается только наблюдать за тем, как вы выполняете задание. От вашего ученика лишь требуется по окончании работы разложить дидактический материал по коробкам или пакетам. После того, как ребенок выполнил это действие, следует его поощрить. Так ребенок удерживается в рамках структурированной деятельности и отходит от стола с положительным чувством завершенности работы. Затем, постепенно, можно переходить к самостоятельному выполнению работы.

Расстройства аутистического спектра почти всегда сопровождаются недостаточным развитием способности к функциональной речи. Детям- аутистам трудно играть в игры, требующие воображения, переходить от отдельных слов к связному языку. Без целенаправленной, специальной работы в таких случаях спонтанная коммуникативная речь не формируется. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Требуется достаточно упорная работа окружающих, не только ваша, как специалиста, но и родственников, педагогов. Начать формировать речь целесообразно с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Этот процесс достаточно небыстрый, и часто приходится его начинать с обучения ребенка просто повторять движения за обучающим, через формирование имитации и подражания звукам до первых настоящих слов. На первых порах такая речь механическая и лишена интонации, носит характер отдельных звуков, слогов. Часто бывает так, что развить экспрессивную речь у детей-аутистов вообще не удается, тогда более целесообразным считается развивать другие, неречевые формы общения – использование систем альтернативной коммуникации – карточки с рисунками, язык жестов и др. Альтернативные системы коммуникации являются прекрасным и часто единственным способом наладить общение с мутичным (неговорящим) ребенком и дают хороший толчок к общему развитию речи. Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов. Аутичные дети погружены в оральные аутостимуляции, которые служат препятствием для формирования звуков речи. Попытки ограничить аутостимуляции, не предлагая взамен приемлемые формы деятельности вызывают агрессию, самоагрессию, страхи, тревогу. Значительно уменьшить количество аутостимуляций, снизить их напряженность может помочь специальный тренинг, основанный на выработке у ребенка условных рефлексов на те или иные запахи. При различении запахов проводится работа по постановке произвольного речевого выдоха. Проще всего научить малыша делать направленный выдох с помощью задувания пламени свечи. После ряда повторений упражнения малыш будет с удовольствием задувать свечу. Можно дуть в дудочку, надувать шарики. Этих упражнений достаточно, чтобы приступить к формированию первых артикулем. При необходимости нужно подключить массаж губ и языка. Он требует небольшого навыка, и, при соблюдении ряда правил может выполнятся как вами, так и родителями ребенка. Противопоказанием для массажа является диагноз бульварная дизартрия.

В условиях патологического становления речи просто необходимо ввести занятия по обучению чтению. Обучение чтению советуют вести по трем направлениям:

- побуквенное;

- послоговое;

- глобальное чтение

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы побуквенного чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка. На этом этапе отлично подойдут комплексные упражнения, сочетающие в себе элементы глобального и побуквенного чтения. Используем карточки с картинками и соответствующими словами, а также пластмассовые буквы. Ребенок смотрит на слово под картинкой и накладывает сверху такие же пластмассовые буквы. Задание можно изменять и усложнять.

При коррекционной работе с аутичным ребенком необходимо учитывать его возрастные особенности (настоящий возраст, соответствующий развитию, а не по дате рождения), чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему миру ребенка. Не стоит пытаться научить ребенка всему и сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях. При правильно построенной работе аутичные дети могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. Самое главное в работе с аутичными детьми как ни с какими другими – последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Конечно, это хлопотно как для родителей, так и для вас, специалистов, но важно помнить: добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип и ему так легче будет взаимодействовать, познавать мир, учиться.

Итак, если вы решили помочь аутичному ребенку, будьте терпеливы и готовы к трудностям, которые встретятся на каждой ступени. Помните, что они лишь побуждают нас, как специалистов, к поиску новых путей помощи ребенку.

Акмолинская область

Енбекшильдерский район

село Баймырза


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!