СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные характеристики манипуляторов.Способы защиты от манипуляторов.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Манипулятор-это личность, вставшая на "путь самоуничтожения". Контролирует себя и других людей и относится к другому человеку,как к вещи.Существует несколько типов манипуляторов:

1.Диктатор - всегда преувеличивает свою силу, приказывает, доминирует, цитирует известных людей. Разновидности-начальник, босс, настоятель.

2.Тряпка (Слабак) - жертва диктатора, развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Часто преувеличивает свою чувствительность, молчит,не слышит, многое забывает. Разновидности-мнительные, глупые, стеснительные, уступающие.

3.Вычислитель - преувеличивает свой контроль, старается перехетрить и проверить других людей. Разновидности - аферист, игрок, шантажист, расчитывающий все наперед.

4.Прилипало - преувеличивает свою зависимость. На самом деле это человек, жаждущий быть ведомым, неким предметом заботы. Позволяет другим делать за него работу. Разновидности - нытик, паразит, беспомощный, нахлебник.

5.Хулиган - агрессивность, жестокость и недоброжелательность. Разновидности - оскорбитель, ненавистник, угрожающий, сварливая баба, пила.

6.Славный парень - преувеличивает свою заботливость, любовь и убивает своей добротой. В некоторых случаях столкновение с ним опаснее, чем с хулиганом. Разновидности - угодливый, доброжелательный, моралист.

7.Судья - преувеличивает свою критичность,никому не верит.С трудом прощает. Разновидности - всезнающий, собиратель улик, позорящий, оценщик, заставляет признавать вину.

8.Защитник - чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Сочувствует другим сверх всякой меры. Разновидности - всезнающий, собиратель улик, позорящий, оценщик, заставляет признавать вину.

                      Существует 4 манипулятивные системы:

1)Активный манипулятор.  Пытается управлять другими с помощью активных методов, избегает демонстрировать свою слабость, всегда принимает роль полного сил.Часто привлекает к этому своё общественное положение.Он играет роль "поперающего" и достигает удовлетворения, обретает контроль над другими людьми.Стремится к власти, идет "по головам".Всегда применяет технику учреждения прав и обязанностей, рангов и дергает людей как марионеток.

2)Пассивный манипулятор.Решает,что т.к. он не может контролировать жизнь, то не стоит прилагать усилий и позволяет распоряжаться собой активному манипулятору.Он прикидывается беспомощным, глупым, но в то же время выигрывает посредством поражения.Пассивный манипулятор позволяет активному думать и работать на него и может победить с помощью своей вялости и пассивности.

3.Соревнующийся манипулятор.Рассматривает жизнь как соревнование,требующее постоянной бдительности.Для него жизнь-это борьба, где есть два пути-выигрыш/проигрыш, а окружающие люди соперники и враги.Он колеблется между поперающим и попераемым.Он средний между пассивными активным манипулятором.

4.Система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразличного,не на что не надеется, пытается ускользнуть, устраниться от контакта. Его ключевая фраза "Мне все равно".Его методы то пассивны, то активны и он может играть противоречивые роли-скуку, затем сварливую пилу,мученика,затем беспомощного,но на самом деле ему не наплевать.Такие отношения часто встречаются между мужьями и женами.Основная цель-подчинить себе партнера.

                            Способы защиты от манипуляторов

1.«Здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее». 

2.Взаимный обмен.  Рекомендуется отказываться от неожиданных, излишне «любезных» любезностей.

3.Последовательность.  Отказаться БЕЗ объяснения причин. Одно из проявлений стремления быть последовательным – желание человека обязательно аргументировать свои действия. Но вступление в дискуссию с манипулятором – это первая уступка ему.

4.

 

» 11 способов манипулирования и 8 способов защиты от манипуляции 13-09-2011, 09:56 | Политика » Информационные войны | разместил: pl | комментариев: (0) | просмотров: (6770)

 
Ме­тод ОШАРАШИЛ 99% на­се­ле­ния!Мой ЗАРАБОТОК со­ста­вил 787 дол­ла­ров за 7 дней! При­хо­ди­те рас­ска­жем и по­ка­жем!http://23-tovar.ru

 

0+

magna Купить рекламу

 

Несколько лет назад автор этих строк преподавал PR в одном из коммерческих ВУЗов Санкт-Петербурга. Не секрет, что преподавателей подобных дисциплин как правило не хватает. Поэтому, найдя «ценного кадра», представители ВУЗа стремятся загрузить его по максимуму. Но в мои планы это не входило. Рано утром у меня дома раздался звонок. «Здравствуйте, Вас беспокоят с кафедры рекламы. Запишите Ваше расписание по заочникам: понедельник, 8:30. Среда, 8:30»… С просонья я вспылил: что? Тащиться к Вам в такую рань? «У нас очень плотное расписание – оправдывалась кафедральная дама. – Но я посмотрю, что можно сделать… А в 12:30 Вас устроит?» У меня от сердца отлегло. 12:30 – это совсем другое дело… Стоп! И тут только я сообразил, что впервые слышу про «заочников». С помощью нехитрой уловки мне попытались «втюхать» лишние 32 часа… Да, жертвой манипуляции может стать представитель любой профессии, но чаще всего это сотрудник фирмы, работающий «на контактах». Теперь допустим, у нас есть вполне обычный среднестатистический менеджер. Как ему действовать в подобных неприятных, но, увы, вполне реальных ситуациях?  Тут раздается голос Психолога.  «Прежде чем обсуждать способы борьбы с манипуляциями, необходимо определиться, что это такое, и почему нужно с этим бороться. Ведь – посудите сами - на манипулировании сознанием основаны все отношения между людьми. Та же скидка в магазине - что это, как не попытка манипулировать покупателем? А вот классический пример: допустим, по улице идет девушка в короткой юбке. Если она оделась так осознанно для привлечения внимания - это манипуляция? Если же это сделано не осознанно - значит, это не манипуляция? Итак, объясните нам, что Вы называете манипуляцией?» И все же предоставим высоколобым теоретикам искать единственно верное определение манипуляции (а различных определений нам встретилось несколько десятков). Мы же будем отталкиваться от приведенных в начале статьи ситуаций – однозначно вредных для фирмы. Как не допустить подобное? С этой целью мы провели мини-исследование, проанализировав печатные и интернет-публикации, а также опросив ряд специалистов – бизнес-тренеров, консультантов и просто бизнесменов, на крупнейшем Интернет-форуме www.triz-ri.ru/forum. Мы пытались найти ответы на вопросы: какие существуют способы манипуляции? И как от них защититься? Вот некоторые результаты.  Часть I. Способы манипуляций.

1. Манипулятор требует от жертвы принятия решения непременно «здесь и сейчас» (т.к. «завтра будет уже поздно»).

2. Манипулятор играет на «азарте», жадности, зависти и любви к дармовщинке («Остался последний экземпляр… Или я ухожу к конкурентам… Конкуренты уже купили, а Вы что же?… Денег нет, что ли? Так и скажите…Только сегодня с 50%-й скидкой… В подарок – замечательный фонарик и набор ножей…»)

3. Манипулятор сообщает жертве «страшный эталон», по сравнению с которым «цена просто смешная» («И полное обслуживание у нас стоит 2000 долларов… /пауза/… Ну, если без лазерной коррекции – а она, честно говоря, в вашем случае не очень и нужна – то 1000 долларов. Есть, конечно, еще компакт-пакет, за 700 долларов и супер-компакт за 450. Ну, если без стационара, то 300. На мой взгляд, дешевле 150 просто ну не имеет смысла…»)

4. Манипулятор отвлекает внимание жертвы, «сбивает с толку» (приход кого-либо, посторонний звонок; жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме)…

5. Манипулятор подменяет цель общения – вместо цели X, которой он на самом деле добивается, упор делается на обсуждение цели F(X), как будто цель Х – нечто уже само собой разумеющееся («Вам удобнее во вторник в 14:30 или в четверг в 16:30?» «Платить будете наличными или по безналу?») Вариант: манипулятор обращается к «партнеру» – например, по телефону – и обсуждает детали «уже состоявшейся» сделки ( «я понимаю, что рабочий день уже закончился, но я не хочу заставлять клиента ждать, поэтому ты уж подъезжай пожалуйста… через 20 минут мы тебя ждем… ну хорошо, через 25, /обращение к «жертве»/ – Вы подождете 25 минут?». Теперь, когда «партнер», не взирая на закончившийся рабочий день, приедет, отказываться «просто некрасиво»).

6. Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника: занимает намеренно «подчиненную» роль, демонстрирует свое незнание, некомпетентность («Я хотел бы обратиться к Вам за советом. Мне порекомендовали Вас как опытного специалиста, поэтому, вероятно, только Вы сможете мне помочь…»). Это приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность.

7. Манипулятор ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет (миллионер, профессор, «лично знающий товарища Шульберта», «Академик Всемирной академии гештальт-терапии и психоанализа»; многочисленные атрибуты – дорогая одежда, часы, автомобиль, «звонки с обсуждением миллионных сделок» и т.п.)

8. Манипулятор использует так называемые «поглаживания»:  - Поддакивание.  - Дружеские жесты и мимика: хлопок о плечу, обнимание, подмигивание. - Заступничество. "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно". - Успокаивание. "Не бойтесь, не волнуйтесь, все хорошо" (отнимая при этом кошелек). - Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. - Комплименты. «Читал Вашу книгу, не мог оторваться. Это потрясающе!» - Сообщение хороших новостей. - «Общие интересы»: «Я тоже болельщик. Как вчера Зенит сыграл?»

9. Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях. «Ты же не откажешь другу». Недаром считается, что родственники и друзья – плохие бизнес-партнеры.

10. Взаимный обмен (Р. Чалдини). Манипулятор делает жертве «уступку», создавая впечатление, что отказывается ради нее от чего-то ценного («Только для Вас я поговорю с начальником, может он позволит сделать скидку… хотя и не хочется его беспокоить… но уж для вас, так и быть…»)  Вариант - большее-затем-меньшее требование («Купите билет на замечательный спектакль. Не хотите? Почему? Ах, как жаль… Ну, тогда купите хотя бы шоколадку»).

11. Последовательность (Р. Чалдини). Манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. Жертва совершает казалось бы мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению. Пример: Схема, по которой атеистически воспитанные россияне постепенно становились православными. Сначала им предложили быть более терпимыми к различным взглядам, в том числе к религии. Потом – становится модной точка зрения, что «я не верю, но наверно что-то такое сверхъестественное все-таки есть». Потом граждан начинают приучать к традициям – кулич к пасхе, «ХВ» - «ВВ». Потом – репортажи с церковных праздников по телевидению. И так, шаг за шагом… Но довольно страшилок. Разобравшись с частью «деструктивной», переходим к части конструктивной.  Часть II. Как противостоять манипуляциям? Для начала – список популярных, но малоприменимых на практике («неинструментальных») призывов:  * Надо обладать развитой рефлексией – «понимать самого СЕБЯ, свои потребности, состояния, свои цели и цели окружающих»… * Стараться быть более внимательным; повысить личную стрессоустойчивость; * Быть профессионалом! «Настоящий Мастер не попадает в сложные ситуации...»  * Ответная манипуляция. «Переманипулировать манипулятора»; * Постоянно анализировать и сравнивать данную ситуацию с другими известными нам примерами подобных ситуаций…; * Посетить «Тренинг по защите от манипуляций, по обретению и совершенствованию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами». Там научат… * Получить удовлетворение (!) от понимания, что происходит манипуляция (какой-то мазохизм... )  Кстати, автор этих строк предлагал студентам одного из ВУЗов ответить на вопрос: как менеджеру фирмы бороться с манипулятором? Вот некоторые ответы: «Да такой проблемы вообще не существует!», «Надо быть профессионалом!», «Надо быть внимательным!», «Уволить плохого менеджера и найти хорошего!» и т.п. Чтоб давать такие «советы», большого ума не надо. А вот следовать им… Ужесточим ситуацию: представьте себе усталого, невыспавшегося и не очень сообразительного менеджера (точно не бывавшего на тренингах ассертивного поведения), в конце рабочего дня, у которого одновременно звонят два телефона и кто-то лезет в дверь со стопкой бумажек. Как быть ему, бедному? Способы защиты от манипуляций:  1. Уход - смена темы разговора, уклонение от острых тем, прерывание беседы, изгнание манипулятора. Поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором. (К сожалению, это не всегда возможно). «Варианты прерывания контакта с манипулятором в личном общении: - ой, что-то в глаз попало...  - простите, одну минуту, телефон звонит (у меня виброрежим...)  - Вы что-то роняете и наклоняетесь.  в телефонном общении: - простите, одну минуту...  - плохо слышно...  - простите, срочное сообщение, с вашего позволения я перезвоню Вам через ... минут».

2. «Я тупой», «в упор не понимаю» .  Вспомним диалог Ришелье и Миледи из «Трех мушкетеров» - на «прозрачные» намеки Миледи Ришелье отвечает: «Не понимаю, о чем вы. Не понимаю, решительно не понимаю».

3. Наоборот, открыто спросить: «Говорите прямо, чего Вы хотите?» или просто проговорить мотив манипулятора: «Насколько я понял, Вы хотите получить этот журнал бесплатно?»   «Пример ситуации - коммуникация с начальством (или с заказчиком), когда оно (начальство или заказчик) пытается не заплатить, заплатить мало и пр. за уже сделанную работу, при этом внешне демонстрирует претензии к качеству работы. - Ну, Вы понимаете, что сейчас это невозможно, потому что мы сейчас вкладываемся в…. И потом, когда мы договаривались, то это было так, а сейчас… И вообще я вот хотел немного другого…. Способ прерывания манипуляции - “Констатация факта”. Вместо того, чтобы втягиваться в долгие споры и переубеждения - начинаем переводить с языка “мычания и интерпретаций” на язык фактов. - Т.е. Вы недовольны качеством работы? Что необходимо исправить? - Ну, нет, я не думаю, что надо исправлять…. - Итак, исправлять ничего не нужно. Т.е. она Вас устраивает. - Вы намерены воспользоваться результатом, но не намерены за него заплатить. - Нет! Что вы! Мы заплатим…. Итак, Вы намерены заплатить».

4. Формализация общения, сведение общения с манипулятором к формальным процедурам.  - Говорить только стандартные фразы («речевые модули»);  - ссылаться на начальство и на порядки, которые заведены в Вашей организации;  - подолгу заполнять бумаги, заставлять собеседника расписываться в каждой из них;  - предложить связаться с Вами письменно («Мы рассмотрим Ваше предложение и обязательно ответим»);  - дать визитку, листовку и показать, что разговор закончен;  - передать решение другому сотруднику (типичный бюрократический прием – спихнуть просителя «к Иван Иванычу в 314-й кабинет»).

Пример процедуры принятия решений в ситуациях, где возможны манипуляции: Прежде чем обратиться к руководителю Посетитель должен быть ознакомлен с данными правилами.  Посетитель должен изложить свою просьбу в письменном виде.  Посетитель должен обосновать свою просьбу, предоставив следующие документы (указать какие именно).  Посетитель должен быть ознакомлен с критериями, которые могут способствовать принятию положительного решения (указать критерии).  После того, как будут представлены все необходимые документы, Посетителю следует назначить срок принятия решения.  Теперь - несколько советов по борьбе с конкретными приемами манипуляций, перечисленными в 1-й части данной статьи. «Здесь и сейчас». Ни в коем случае не принимать решение «здесь и сейчас», не показывать своей реакции. Просто принять информацию к сведению и отложить решение на завтра. «Утро вечера мудренее».  Пример: Трумэн сообщает Сталину, что Соединенные Штаты создали ядерное оружие. Трумэн и Черчилль пристально наблюдают за реакцией Сталина. Тот спокойно пожимает плечами и удаляется в свои апартаменты. «Устроители неудавшегося шоу пришли к заключению, что Сталин просто не понял значения сказанного. Трумэн был явно в растерянности. Его обескуражило, что первая попытка атомного шантажа не достигла цели, потому что в последующие дни советская делегация и сам Сталин вели себя так, будто бы ничего не произошло. На самом же деле, вернувшись в свой рабочий кабинет, Сталин тут же связался с Курчатовым и коротко сказал: "Немедленно ускорьте нашу работу!"»  Игра на «азарте».  Ответить самому себе на вопросы:  нужно ли мне ИМЕННО ЭТО;  нужно ли мне это ИМЕННО СЕЙЧАС;  нужно ли мне именно это ТАКОЙ ЦЕНОЙ;  нужно ли это ИМЕННО МНЕ. 

5.Не забывать основную цель средств манипулирования (отвлечение от собственных интересов, сбить с толку, получить выгоду, использовать искаженную реакцию).

6.Точно и ясно держать в памяти свои главные интересы.

7. Понимать разницу между подлинными обязательствами в пользу интересов собеседника и пустыми обещаниями ему.

Кто дочитал статью до конца, тот с легкостью сможет выявить манипулятора и защититься от манипуляций в общении. Проверенный временем способы защиты от манипуляций в общении еще раз доказали свою работоспособность

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!