СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления развития культуры России в первой половине XIX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как известно, культура является важнейшей составной частью общественной жизни. Как историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе, повлекший за собой целый комплекс серьезных социально – экономических и политических перемен во многих сферах жизни государства и общества, остается в российской историографии одним из самых спорных.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления развития культуры России в первой половине XIX века»

Основные направления развития культуры России

в первой половине XIX века

Деятельность в области просвещения была наиболее подвержена колебаниям внутриполитического курса правительства.

Реформы Александра I начала XIX века в области образования отличались последовательностью и верностью принципам эпохи Просвещения. В их основе лежал приоритет общего образования, идеи бессословности и светскости, преемственности обучения, мягкого, гуманного отношения к ученикам.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России. В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

Создавалась система административного управления всеми учебными заведениями. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты. Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

Согласно уставу, начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них был четырехлетним. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Наконец, завершали систему обучения университеты. Согласно «Уставу университетов Российской империи» управление ими, разработка учебных планов и т. п. производилась выборными учеными советами во главе с ректором, профессора и деканы факультетов также выбирались ученым советом. Ректор университета выбирался с последующим утверждением.

Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.

Характерной чертой николаевской эпохи была бюрократизация жизни. В области образования это проявилось в увеличении власти чиновников – устав 1835 г. освобождал университеты от надзора за учебными заведениями округа. Министерство народного просвещения полностью взяло на себя контроль над всеми формами образования – казенными и частными. С. С. Уваров, ставший министром в 1833 г., высказал пожелание о максимальном сокращении частных учебных заведений и увеличении числа государственных школ.

Он много сделал для совершенствования системы образования в России. Один из самых просвещенных сановников николаевской администрации, президент Академии наук, С. С. Уваров долгое время являлся попечителем Петербургского учебного округа. Являясь приверженцем строгой сословности, он вместе с тем проводил гибкую политику в области просвещения, способствуя реальному развитию школы. Уваров отстаивал принцип постепенности в начальном обучении и необходимость подготовки в приходских школах контингента учащихся для уездных училищ. 30–40-е гг. стали временем увеличения числа начальных и средних учебных заведений. В 1850 г. насчитывалось уже около 1,5 тыс. уездных и приходских училищ и около 100 гимназий.

Сословная политика правительства способствовала ограничению притока в гимназии лиц из малообеспеченных слоев и возрастанию доли детей дворян и чиновников. Если в 30-х гг. выходцы из привилегированных сословий составляли свыше 3/4 общего числа гимназистов, то к концу 50-х гг. их процент в различных регионах достиг 80–90. Гимназии постепенно приобретали характер учебных заведений, предназначенных в основном для детей привилегированных сословий – дворян, почетных граждан, высшего чиновничества.

На развитие высшего образования правительство традиционно обращало большое внимание. В начале XIX в. были открыты еще пять университетов – Дерптский (1802, 1893–1918 – Юрьевский, в настоящее время – Тартуский), Казанский, Харьковский, Виленский (1804), Петербургский (1819), и вместе с Московским их число составило 6, что соответствовало количеству сформированных учебных округов. В 1834 г. создается Киевский университет вместо закрытого после Польского восстания 1830–1831 гг. Виленского. Как правило, университеты открывались на базе уже существовавших учебных заведений. С XVII в. в Дерпте была известна Академия Густавиана. С 1758 г. действовала гимназия в Казани, созданная по инициативе и при поддержке профессоров Московского университета. Существовали «коллегиум» в Харькове и Главный педагогический институт в Петербурге.

В начале XIX в. число учащихся низших и средних учебных заведений составляло 130 тыс. человек, в 30-е годы – 245 тыс., в 1856 г. – 450 тыс. Однако уровень образованности населения еще продолжал оставаться низким. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей, в 30-е годы – на 208, в 1856 г. – на 143. Особенно отставала в этом отношении деревня, хотя в 40-е годы стали заводить сельские школы в государственной и удельной деревне, а некоторые богатые помещики устраивали школы в своих имениях. К 1854 г. в государственной деревне числилось 2565 школ с 113 тыс. учеников, а в удельной – 204 школы с 7,5 тыс. учеников. Данных по помещичьей деревне не имеется. Но и в государственной и удельной деревне грамотных среди крестьян насчитывалось не более 5 – 7%; судя по описаниям помещичьих имений, составленным помещиками по разосланной в 1858 г. анкете, среди крепостных крестьян грамотность не превышала 1%. Грамотность сводилась к овладению чтением, письмом и четырьмя правилами арифметики.

В целом, уровень образованности состоятельных слоев населения оставался еще невысоким. Купцы и мещане часто проходили домашнее обучение – обычно у местного дьячка или приказчика, у которых основными «учебными пособиями» были псалтырь и часослов. Но и среди дворян лишь небольшая часть кончала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса. Большинство довольствовалось домашним образованием, весьма различным по своему уровню. Хотя в военных учебных заведениях учились только дети дворян и офицерский корпус был преимущественно дворянским, офицеров в армии, имевших специальное военное образование, в годы Крымской войны было не более 15%.

Наука в России. Русская наука в первой половине XIX века достигла больших успехов. Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.).

Профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую название «неевклидова геометрия» (1826). Это открытие ученого создало предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

В области электротехники В. В. Петров, демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавления металла. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Изобретения П. П. Аносова положили начало металлургии высококачественной литой стали. Ученый-инженер раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали.

С именами П. Л. Шиллинга и Б. С. Якоби связано изобретение (1832) и усовершенствование электромагнитного телеграфа, получившее практическое применение уже с 50-х гг., что считается одним из важнейших научно-технических изобретений XIX столетия.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. Первый пароход появился на Неве в 1815 г. На Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Черепановыми был построен первый в России паровоз (1833–1834) и железная дорога длиной 3,5 км. С конца 30-х гг. началось железнодорожное строительство.

Развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. Профессора Казанского университета Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров были создателями химической школы, давшей науке много талантливых исследователей. К 1842 г. относится открытие Зининым искусственного красителя – анилина.

Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию, которую стали называть «астрономической столицей мира».

Русская наука первой половины XIX в. добилась значительных успехов в развитии медицины, в частности в хирургии. Н. И. Пирогов, профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя и неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Пирогова «Топографическая анатомия» (1851–1854) получил мировую известность.

Русские мореплаватели ученые Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин совершили несколько кругосветных путешествий, открыли Антарктиду, многие острова в Тихом океане, внесли большой вклад в развитие географической науки.

Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке.

Исследования в области гуманитарных наук также имели существенно важные результаты. К конкретному изучению процессов, происходивших в экономике России, обращается экономическая наука. Интерес к отечественной истории, усилившийся в это время, был тесно связан с ростом национального самосознания.

Событием в исторической науке стала «История государства Российского» Н. М. Карамзина, над которой он начал работать в 1804 г. Первые восемь томов были изданы в 1818 г. Последний, 12-й том, повествующий о событиях XVIII в., вышел в свет в 1829 г. (уже после смерти автора в 1826 г.). С Карамзина начинается научное изучение отечественной истории.

К первой половине XIX в. относится научная деятельность крупнейшего ученого-медиевиста Т. Н. Грановского, а также начало исследовательской работы в области отечественной истории С. М. Соловьева, научные труды которого связаны с развитием государственно-юридической школы – одного из ведущих направлений в отечественной историографии XIX в. С 1851 г. началась публикация «Истории России с древнейших времен» Соловьева (последний, 29-й том был издан в 1879 г.).

Научным центром изучения русского языка и словесности в первой половине XIX в. оставалась Российская академия, созданная в 1783 г. в Петербурге (в 1841 г. преобразована во 2-е Отделение АН, затем – в Отделение русского языка и словесности Академии наук).

Основным и самым плодотворным видом ее деятельности были словари. В 1806–1822 гг. был издан «Словарь Российской академии» в 6 томах, где впервые был использован алфавитный принцип расположения слов. Словарь отразил изменения, новые явления в языковой культуре начала XIX в. В нем появились термины, касающиеся естественных наук, иноязычные слова и их русские аналоги (например, автор – сочинитель, аплодировать – рукоплескать и т. д.). Происходило формирование научной терминологии.

Помимо словарей Российская академия активно участвовала в издании русских грамматик, литературных памятников, исследований фольклора. В 1831 г. была опубликована «Русская грамматика» А. X. Востокова, предназначенная для школ. Она продолжала и творчески развивала ломоносовские традиции.





В первой половине XIX в. для русской литературы характерна быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей. В культурно-типологическом отношении классицизм – романтизм – реализм составляли основные этапы идейно-эстетического развития XIX столетия.

Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII – XIX вв. В произведениях писателей этого направления противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия сельской жизни, иногда звучали и антикрепостнические мотивы. Наиболее видным представителем сентиментализма был Н. М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» (1790) он любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы простых «поселян», рисовал идиллическую картину отношений между помещиками и крестьянами.

«Гроза двенадцатого года» и последующие события мирового значения способствовали утверждению в России нового литературного направления романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий, английский и французский. Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В. А. Жуковский, поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский.

В 30 – 40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Становление реализма в русской литературе на рубеже 30 – 40-х годов XIX в. связано с именами А. С. Пушкина роман «Евгений Онегин», историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», исследование «История пугачевского бунта», Н. В. Гоголя – повесть «Шинель», М. Ю. Лермонтова – роман «Герой нашего времени», В. Г. Белинского, А. И. Герцена – роман «Кто виноват?», повести «Доктор Крупов» и «Сорока-воровка», а дальнейшее его развитие в 40 – 50-х годах – с началом творческого пути Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого.

По существу, зачинателем русской литературной критики явился В. Г. Белинский, который отстаивал общественное назначение русской литературы, выступал в своих статьях за утверждение в ней принципов реализма, демократии и подлинной народности.

В 40 – 50-х годах в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, ее быта и нравов. В повестях Д. В. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка», в рассказе «Бобыль» изображена нищета темного и забитого крепостного крестьянина. Крупным событием в русской литературе было появление в 1847 – 1852 гг. цикла «Записок охотника» И. С. Тургенева, он показывал произвол, жестокость и лицемерие помещиков. В романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859) стал нарицательным обозначением всего косного, неподвижного.

Народность литературы выражалась в формировании литературного языка на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем складывания современного русского литературного языка. На смену тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который сформировался в борьбе сторонников «старого» и «нового» стиля. Выработка норм русского литературного языка была связана с усилением интереса русских писателей к русской истории, фольклору, народным традициям. Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, но в первую очередь А. С. Пушкин.

Становление принципов реализма и народности происходило также в театре, музыке, изобразительном искусстве. В значительной мере здесь сказывалось влияние литературы.

В истории русского театра происходила смена различных идейно-эстетических представлений. Долгое время на русской сцене господствовали каноны классицизма с его внешней импозантностью, парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных мифологических сюжетов. Но уже в 20 – 30-е годы XIX в. классицизм в театре был оттеснен романтической школой, для которой была характерна героико-трагедийная тематика, а в исполнении актеров обращалось внимание на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы актером Малого театра (в Москве), сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Его герои – страстные бунтари, вступающие в борьбу с окружающим их миром бесправия, пошлости, рабской приниженности, за свободу и справедливость. Выдающимся артистом-трагиком был В. А. Каратыгин, игравший в Александринском театре Петербурга. Исполняя роли в трагедиях Шекспира и Шиллера, он, благодаря своей высокой актерской технике, отрабатывая каждый жест, интонацию, добивался блестящего исполнительского эффекта и выразительности.

С именами Пушкина, Грибоедова, Гоголя связано развитие реалистического направления в русской драматургии. Выдающимся русским актером, игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М. С. Щепкин. Свои лучшие сценические образы он создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии (в пьесах А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. П. Котляревского, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Н. Островского).

Признанным мастером реалистической сцены в петербургском Александринском театре был А. Е. Мартынов, игравший преимущественно в пьесах А. Н. Островского и И. С. Тургенева. Мартынов передавал драматическую судьбу придавленного режимом «маленького человека» (дворовых людей, мелких чиновников, подмастерьев), раскрывал их душевный мир.

Смена идейно-эстетических направлений произошла и в музыке. В первой половине XIX в. шел интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и русской национальной тематики. В творчестве известных русских композиторов первой половины XIX в. А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева, А. Е. Варламова (сочинившего более 200 песен и романсов) и особенно М. И. Глинки. Глинка утвердил в русской музыке принципы реализма и народности.

В живописи происходил отход от академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств. Для академизма характерны библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Вместе с тем необходимо отметить, что русские художники создали немало выдающихся произведений живописи и скульптуры в духе академизма, а Академия художеств давала солидную профессиональную подготовку. Лучших своих воспитанников она обычно отправляла на дальнейшую стажировку в Италию. Видным представителем академической школы в русской живописи был А. Ф. Бруни. Его известная картина «Медный змий», над которой он работал 15 лет, изображала библейскую сцену – наказание евреев, возроптавших во время скитаний после египетского плена на Бога, за что Бог наслал на них мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.

Новые тенденции в русской живописи, знаменовавшие собой отход от академизма, развивались вне стен Академии художеств. Купеческий сын А. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян. Венецианова называют «отцом русского жанра». Однако в трактовке бытовых сюжетов у Венецианова ощущаются влияние сентиментализма и идеализация сельской жизни. Таковы известные его картины «Гумно», «На пашне», «На жатве», «Спящий пастушок», портретная галерея крестьян. Значительную роль в утверждении «деревенского» жанра в русской живописи сыграла «венециановская школа» группа учеников Венецианова, которых он обучал живописи в своем имении Сафонково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

Стремление выйти из традиционных форм и приемов академизма проявляли и художники, принадлежавшие к Академии художеств и сохранявшие в принципе верность академическому искусству. К ним относится выдающийся русский художник первой половины XIX в. К. П. Брюллов, воспитанник, а затем профессор Академии художеств. Его картины и особенно портреты отражают тяготение художника к реализму. По окончании Академии художеств в 1821 г. Брюллов до 1835 г. жил и работал в Италии. Природа и искусство этой страны вдохновили художника на создание многих замечательных полотен (среди них известна его картина «Итальянский полдень»). Там же в 1830 – 1833 г. Брюллов создал главное свое произведение – грандиозное полотно «Последний день Помпеи», явившееся выдающимся событием в русском изобразительном искусстве того времени. В нем художник передал достоинство, гуманизм и величие людей в условиях природной катастрофы. Картина произвела колоссальное впечатление на современников. "И стал "Последний день Помпеи" для русской кисти первый день", – писал поэт Е. А. Баратынский. Брюллов создал много портретов своих современников. В этом жанре он шел от парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету. Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является «Автопортрет» Брюллова (1848).

Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие портреты были им написаны в начале XIX в. В портретах Кипренского видно влияние романтической школы. Кипренский искал в человеке возвышенное начало, передавал его сложный внутренний мир настроений и переживаний. Хорошо известен его портрет А. С. Пушкина (1827). В. А. Тропинин был сыном крепостного крестьянина, он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и непосредственность изображения, связь изображаемого на полотне человека с той обстановкой, которая его окружает. Таковы его жанровые портреты: "Кружевница", "Золотошвейка", "Гитарист" и др.

Значительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова, друга Н. В. Гоголя. В 1831 – 1858 гг. Иванов жил в Италии. Картина Иванова «Явление Христа народу», которой он посвятил 20 лет упорного труда, явилась делом всей его жизни. Основная идея этого монументального полотна – убежденность художника в необходимости духовного и нравственного возрождения человечества. Современники восприняли эту картину как ожидание близкого освобождения народа. В толпе, изображенной на картине, многие видели народ, жаждущий правды и свободы.

Решительный поворот русской живописи к критическому реализму мы находим в творчестве П. А. Федотова, которого часто называют «Гоголем в живописи». В небольших жанровых картинах и в крупных полотнах Федотов высмеивал «темное царство» купечества, армейский быт офицерства, тупую спесь и цинизм дворянско-чиновничьего мира. Вершиной реалистического творчества Федотова являются картины «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Игроки», «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка». Федотов явился предшественником художников-передвижников, на которых он оказал большое влияние.

В архитектуре более прочные позиции занимал классицизм, господство которого продолжалось до 40-х годов XIX в. Он утвердился в России в конце XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир, получивший широкое распространение в первой трети XIX в. Ампир опирался на художественное наследие императорского Рима (откуда и название этого стиля). Ему присущи парадная монументальность, стройность и строгость линий. Важную роль в нем играла скульптура, дополнявшая архитектурное оформление зданий. В стиле ампир в то время возводились роскошные особняки знати, но преимущественно здания общественного назначения: высших правительственных учреждений, присутственных мест, дворянских собраний и клубов, театры, храмы. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и Петербурга, а также наиболее крупных губернских городов, возводились усадьбы богатых вельмож, создавались крупные архитектурные ансамбли. Именно тогда окончательно сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге, Театральная в Москве; завершена застройка центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска и других городов.

Наиболее известными представителями классицизма в русской архитектуре были А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди. Главными архитектурными сооружениями Воронихина являются Горный институт и Казанский собор в Петербурге (завершены в 1811 г.), для которых характерен строгий монументализм. Захаров создал знаменитое здание Адмиралтейства (1806 – 1823), ставшее важным градостроительным узлом Петербурга, собор в Кронштадте (1806 – 1817). Он строил также госпитали, провиантские склады и магазины. Его творчество считается высшей точкой развития архитектурного стиля позднего классицизма. Выдающимся мастером позднего классицизма является Карл Росси. По его проектам в Петербурге в 1819 – 1834 гг. были возведены новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади, Главный штаб со знаменитой аркой, закончивший оформление Дворцовой площади, Михайловский дворец (ныне Русский музей) и Александринский театр с примыкающей к нему улицей (ныне улица зодчего Росси). Для архитектурных сооружений К. Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью. Творчество Росси как бы завершает господство классицизма в русской архитектуре первой половины XIX в.

30 – 50-е годы XIX в. знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проектам которого были возведены Большой дворец (1839 – 1849) и Оружейная палата (1844 – 1851) в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге, в 1838 г. начато строительство храма Христа Спасителя в Москве (завершено в 1883 г.). А. П. Брюллов (брат художника К. П. Брюллова) культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер формы барокко. Штакеншнейдером были построены в Петербурге великокняжеские Мариинский (1838 – 1844) и Николаевский (1853 – 1861) дворцы, где архитектор использовал разные историко-архитектурные стили. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана. Главные его сооружения – Исаакиевский собор (1818 – 1858) и Александровская колонна (1830 – 1834) в Петербурге.

Существенный вклад в развитие материальной и духовной культуры внесли народные массы. В исторических песнях и сказаниях отражались традиции народных восстаний, воспевались их герои Разин, Наливайко, воплощались народные идеи о «воле», всеобщем равенстве и социальной справедливости. Устное народное творчество – важный источник для изучения социальной психологии угнетенных масс, их общественного сознания, народных представлений о «добре и правде».

Народное творчество воплотилось в произведениях разнообразных видов художественных промыслов. Миниатюры Палеха, Холуя и Мстёры, городецкая и хохломская роспись по дереву, ростовская финифть, вологодские кружева, гжельская майолика, произведения костромских ювелиров (селений Красного и Сидоровского на Волге), архангельских косторезов, литейщиков и гранильщиков Урала украшают музеи и в наши дни.

Своеобразным социальным и культурным феноменом в России эпохи позднего феодализма является так называемая крепостная интеллигенция. Это крепостные крестьяне, овладевшие специальными знаниями в сфере науки, техники, литературы и искусства, которые стали для них профессиональными занятиями, удовлетворявшими «культурные потребности» своего барина. Богатые вельможи отправляли для обучения своих талантливых мальчиков-крепостных в Академию художеств, девочек в балетную школу, заводили свои «крепостные» театры, как, например, Шереметевы в Кускове и Останкине или Юсуповы в Архангельском близ Москвы. Эта категория талантливых, но бесправных актеров, художников, архитекторов, музыкантов, поэтов внесла значительный вклад в развитие русской культуры. Видное место в истории русского театрального искусства заняли крепостные актрисы графов Шереметевых П. И. Жемчугова и Т. В. Шлыкова-Гранатова, в живописи и архитектуре крепостные тех же помещиков Аргуновы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!