СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные подходы ФГОС: опыт и институционализация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для расширения представлений педагогических работников образовательных организаций об основах ФГОС, для обеспечения работы по интеграции ФГОС в образовательную практику учителя. Можно использовать на уроках обществознания при изучение темы "Образование".

Просмотр содержимого документа
«Основные подходы ФГОС: опыт и институционализация»

Основные подходы ФГОС: опыт и институционализация ©Т.В. Хвостова, к.психол.наук, зам директора МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»

Основные подходы ФГОС:

опыт и институционализация

©Т.В. Хвостова, к.психол.наук, зам директора

МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского»

Факторы, определяющие необходимость перехода на новый ФГОС Противоречие между высокими темпами развития структуры потребностей общества и более низкими темпами обновления содержания образования. Необходимость разработки механизма преодоления противоречия «потребность – результат» в системе образования.

Факторы, определяющие необходимость перехода на новый ФГОС

Противоречие между высокими темпами развития структуры потребностей общества и более низкими темпами обновления содержания образования.

Необходимость разработки механизма преодоления противоречия «потребность – результат» в системе образования.

Теоретические основы ФГОС Деятельностный подход Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Гальперин П.Я., Давыдов В.В. Теория развивающего обучения Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Универсальные учебные действия (УУД) смысловой концепт теории и практики современного основного общего образования

Теоретические основы ФГОС

Деятельностный подход

Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б.,

Гальперин П.Я., Давыдов В.В.

Теория развивающего обучения

Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.

Универсальные учебные действия (УУД)

смысловой концепт теории и практики современного основного общего образования

Методологические основы и ориентиры ФГОС «5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик  выпускника […]» 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным […], метапредметным […], предметным […]. 1  1Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. 17.12.2010.

Методологические основы и ориентиры ФГОС

«5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника […]»

8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным […], метапредметным […], предметным […]. 1

1Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. 17.12.2010.

Метапредметные результаты включают:  … освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,  самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные результаты включают:

… освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,

самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Согласно ФГОС: Универсальные учебные действия = общеучебные умения и навыки " width="640"

Чтобы не было так страшно:

«18.2.1.  Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков)»

=

Согласно ФГОС:

Универсальные учебные действия

=

общеучебные умения и навыки

Виды универсальных учебных действий

  • Личностные:

личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравстенно-этическое оценивание, смыслообразования и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

  • Познавательные:
  • умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
  • умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения
  • коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей
  • регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана
Основные векторы интеграции ФГОС  в образовательную практику гимназии Административное инициирование:  разработка образовательной программы и программы развития гимназии с учетом требований ФГОС.  Рефлексия и развитие опыта в структурных звеньях:  разработка рабочих программ с учетом требований ФГОС.

Основные векторы интеграции ФГОС в образовательную практику гимназии

  • Административное инициирование:

разработка образовательной программы и программы развития гимназии с учетом требований ФГОС.

  • Рефлексия и развитие опыта в структурных звеньях:

разработка рабочих программ с учетом требований ФГОС.

Алгоритм разработки  рабочих программ в контексте УУД Определение индикаторов функциональной грамотности в контексте УУД (на основе утвержденных примерных или авторских программ). Уточнение смыслового содержания этих индикаторов, их конкретизация. Определение содержания собственной деятельности учителя по обеспечению данных результатов Определение видов продуктивной деятельности, в которую будут включены обучающиеся, форм и методов ее реализации. Соотнесение выделенных практик с системой УУД, самоопределение в заданном контексте

Алгоритм разработки рабочих программ в контексте УУД

Определение индикаторов функциональной грамотности в контексте УУД (на основе утвержденных примерных или авторских программ).

Уточнение смыслового содержания этих индикаторов, их конкретизация.

Определение содержания собственной деятельности учителя по обеспечению данных результатов

Определение видов продуктивной деятельности, в которую будут включены обучающиеся, форм и методов ее реализации.

Соотнесение выделенных практик с системой УУД, самоопределение в заданном контексте

Это просто: Вопросы Что от меня хотят? Виды деятельности Вопрошание Что бы это значило? Как этого лучше добиться: Понимание Проектирование Что буду делать я? Способности к каким универсальным учебным действиям я таким образом развиваю? Самоопределение Что будут делать мои ученики? вконтексте УУД

Это просто:

Вопросы

Что от меня хотят?

Виды деятельности

Вопрошание

Что бы это значило?

Как этого лучше добиться:

Понимание

Проектирование

Что буду делать я?

Способности к каким универсальным учебным действиям я таким образом развиваю?

Самоопределение

Что будут делать мои ученики?

вконтексте УУД

Например:

Что декларирует примерная программа?

Коммуника-тивные универсальные учебные действия

Что это значит?

владеть всеми видами речевой деятельности,

Продуктивная деятельность обучающихся (содержание)

иметь представления о речевой деятельности, ее структуре и способах ее осуществлении;

УУД

структурный и лингвистический анализ речевых высказываний литературных героев используемых текстов;

иметь навыки осуществления речевой деятельности

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

построение собственных целесообразных и смысловых высказываний (минисочинение);

иметь средства и навыки обмена информацией посредством письменной и устной речи

Целеполагание

Контроль

Целеполагание

аргументация своей позиции в устном выступлении; практики вопрошания);

иметь средства и навыки самовыражения посредством устной и письменной речи

осуществление диалогового взаимодействия и анализ восприятия речевых высказываний и текстов.

Саморегуляция

Смысловое чтение

Оосознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Понимание и адекватная оценка теста;

Построение логической цепи рассуждений

Полезные ссылки: http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html

Полезные ссылки:

http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!