СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение профессиональной компетенции учителя начальных классов является основой успешной реализации положений ФГОСа второго поколения и, в целом, инновационной модернизации образования в России.  

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС


Учитель не может быть рядовым,

в противном случае он не учитель

С. Соловейчик

Начальная школа – это тот уровень образования, который, безусловно, является базовым для последующей социализации ребенка, освоения универсальных учебных действий и дальнейшего успешного обучения и воспитания в школе. Поэтому первому уровню общего образования, как теперь его называет новый Федеральный закон «Об образовании в РФ», всегда нужно уделять максимальное внимание. 1 сентября 2011 года, вступил в действие Федеральный государственный образовательный стандарт. Поскольку он начал реализовываться на базе начальной школы, то именно учителя начальных классов первыми из всех педагогов и стали решать задачи по внедрению его основных положений в учебный процесс.

Стандарт второго поколения – действительно инновационный документ. Он коренным образом изменил представление педагогического сообщества о целях, задачах и основах организации образовательного пространства. На смену парадигме «образование – преподавание»  пришло «образование – созидание», когда личность ученика становится субъектом образовательного процесса. Основным образовательным результатом в этой парадигме является формирование мотивированной компетентной личности. Основным предназначением Стандарта является нормативное закрепление на федеральном уровне требований к условиям, необходимым для достижения стратегической цели российского образования, выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями. В содержании ФГОС второго поколения также большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, вопросам подготовки выпускников образовательных учреждений к адаптации в новых социально-экономических условиях [1].

Учитывая вышесказанное, нужно подчеркнуть, что для реализации этих глобальных планов особенно значима роль подготовленного к работе в условиях новых образовательных стандартов педагога. Учитель начальных классов, таким образом, должен соответствовать всем требованиям по реализации нового стандарта. Здесь отметим две особенности:

Во-первых, корпус учителей начальных классов представляет собой разнородную в возрастном составе группу, состоящую, главным образом, из опытных педагогов (средний возраст – 45 лет). Сейчас в школу пришло достаточно большое количество молодых учителей, но и они, как и их старшие коллеги, не подготовлены для работы в новых условиях;

Во-вторых, в последние три года в РФ проведена серьезная работа по переподготовке учителей начальной школы для работы в условиях стандартов нового поколения. Педагоги проходили массовую переподготовку на базе региональных учреждений дополнительного профессионального образования для учителей. Но эта работа только заложила основы для грамотной работы по реализации положений нового ФГОСа. Условия нашей жизни требуют от учителя начальных классов для успешного обучения детей непрерывного повышения профессиональной компетенции.

Как отмечает учитель-исследователь Ольга Анатольевна Битюкова, педагогическая категория «компетентность» появилась сравнительно недавно и до настоящего времени существует достаточно большое количество различных подходов к толкованию данного термина, а также и термина «компетенция». Современные авторы выделяют несколько ключевых компетенций, являющихся слагаемыми профессионально-педагогической компетентности:

• когнитивная (профессионально-педагогическая эрудиция);

• психологическая (эмоциональная культура и психологическая зоркость);

• коммуникативная (культура общения и педагогический такт);

• риторическая (профессиональная культура речи);

• профессионально-техническая;

• профессионально-информационная (мониторинговая культура). [2]

Опираясь на эти ключевые компетенции, рассмотрим основные ресурсы повышения профессиональной компетенции в этих новых условиях.

Когнитивная компетенция включает следующие специальные компетенции: предметную компетенцию (готовность к применению знания научных основ содержания курса начальной школы; позитивное отношение к учебной дисциплине; осознанное владение специальной терминологией в необходимом объеме во взаимосвязи с содержанием учебного материала; умение интерпретировать и систематизировать научную информацию по предмету; умение адаптировать содержание учебной дисциплины к возможностям учащихся) и методической компетенции готовность планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по учебному предмету; готовность организовывать различные формы занятий по учебному предмету; готовность реализовывать деятельностные подходы к обучению и умение организовать учебную работу младших школьников; готовность к применению инновационных технологий обучения; квалифицированное применение здоровьесберегающих технологий обучения) [3, 16]. Динамическое изменение в характеристике профессионализма учителя влечёт и изменение в целях, содержании и технологиях повышения квалификации. Как отмечает исследователь Н.Д. Шатова, современная система повышения квалификации призвана обеспечить качественный рост профессиональной компетенции учителя до высокого уровня его общей и педагогической культуры. Главным ресурсом укрепления и развития профессионально-педагогической эрудиции, полагаем, является многоканальное самообразование: учитель не только расширяет свои познания в предметной области, но и всесторонне должен интересоваться новейшими тенденциями в развитии науки и практики образования. Функционал многоканального образования – это академическая мобильность, которая должна опираться на участие педагога в процессе диссеминации учительского опыта на семинарах, конференциях и сетевом общении. Например, интересный опыт инновационной деятельности учителя широко распространен на ресурсе «Сеть творческих учителей».

Профессионально-техническая компетенция тесно связана с профессионально-педагогической эрудицией. Новая образовательная среда, как предполагает исследователь Н.Д. Шатова, требует от учителя внедрения и активного использования в учебном процессе информационных технологий, разработки информационно-коммуникативных форм работы, овладения информационной культурой, позволяющей ориентироваться в потоке разнообразной информации. Использование ИКТ позволяет: расширить информационное пространство урока, развивать ключевые компетенции учащихся, без которых немыслим выпускник «Новой школы». Современный учитель должен активно использовать возможности Сети Интернет не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности [4]. Это может быть и участие в дистанционных олимпиадах, участие в различных Интернет-проектах и конкурсах, участие в дистанционных конкурсах исследовательских работ. Главный ресурс – это укрепление знаний в области ИКТ, освоения новых электронных и дистанционных технологий, умение проводить интерактивные занятия.

Психологическая и коммуникативная компетенции учителя с учетом требований новых ФГОС включают в себя следующие основные параметры: высокий интеллект, эмоциональная зрелость в сочетании с сильной я-концепцией, способность принять другого человека как личность и его право на свою точку зрения, толерантное поведение. Здесь важно помнить, что укрепление этих двух компетенций невозможно без развития рефлексивной компетенции, т.е. умения видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности. Главный ресурс – это систематическое самовоспитание и профилактика эмоционального выгорания.

Профессиональная культура речи в настоящее время крайне важна и имеет приоритетное значение в работе с детьми младшего школьного возраста. В наши дни это значимо, по крайней мере, по двум причинам. Первая – стандарты второго поколения предполагают повышенные требования к формированию личности ребенка. Вторая – русский язык сегодня стремительно меняется, и впитывает в себя не только позитивные черты современной культуры, но деформируется под влиянием контркультуры. Яркий пример, жаргонизмы молодежных субкультур падонаг, гопников, хипстеров и других неформалов. Ресурсами укрепления культуры речи является знакомство с новыми литературными произведениями, реальный и виртуальный туризм, развитие навыков публицистики и эссеистики.

Таким образом, повышение профессиональной компетенции учителя начальных классов является основой успешной реализации положений ФГОСа второго поколения и, в целом, инновационной модернизации образования в России. Ресурсы повышения профессиональной компетенции базируются на доминанте непрерывного самообразования и самовоспитания педагога. В новейших условиях постиндустриального общества, это, полагаем, одни из значимых социальных ценностей.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС) // http://standart.edu.ru/;

  2. Битюкова О.А. Учитель «Нашей Новой школы»: личностные качества и профессионально-педагогические компетенции // Ростовская областная научно-практическая Интернет-конференция «Проектирование пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования» http://ipkpsu.narod.ru/2010/konfer/bityukova.doc;

  3. Герасименко Е.Н. Формирование специальных компетенций учителя начальных классов у студентов педагогического колледжа: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Герасименко Елена Николаевна; [Место защиты: Институт развития профессионального образования]. – Москва, 2008. С.16;

  4. Шатова Н.Д. Профессионально-личностные качества учителя в культурологической концепции личностно-ориентированного образования // Ростовская областная научно-практическая Интернет-конференция «Проектирование пространства адресной поддержки и развития одаренных детей в региональной системе образования» http://roipkpro.ru/seminar2013/seminar2012/995-1karpenko.html.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!