План урока
Тема урока: Основные сечения корпуса судна.
Цели урока:
-
образовательная: изучить основные сечения корпуса судна и их построение
-
развивающая: получить представление о форме корпуса по его сечениям
-
воспитательная: ответственное отношение к теоретической части
Оснащение урока: учебник, компьютерная техника, наглядные пособия.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
1.Организационный момент 1мин
2.Актуализация опорных знаний 5мин
3.Мотивация учебной деятельности 3мин
4.Изучение нового материала 27мин
5.Закрепление полученной информации 7 мин
6.Подведение итогов 1мин
7.Домашнее задание 1мин
Ход урока
1.Проверка присутствующих на уроке и их готовность к уроку.
2.Актуализация опорных знаний.
Беседа.
-признаки классификация классификации судов
-типы судов в зависимости от назначения
3.Мотивация учебной деятельности.
Слово преподавателя.
Форма корпуса судна имеет большое значение при определении его назначения, эксплуатационных и мореходных качеств, таких как грузоподъемность, скорость хода, плавучесть, дальность плавания, остойчивость и многие другие, поэтому для получения полного представления о характере обводов судна применяют сечения, позволяющие получить плоское изображение для проведения математических расчетов, так как математическое выражение формы корпуса позволяет использовать вычислительную технику.
4.Изучение нового материала
Лекция.
5.Закрепление полученных знаний.
-назвать и показать основные сечения корпуса судна
-дать определение вертикальной продольной плоскости
-дать определение горизонтальной продольной плоскости
- дать определение вертикальной поперечной плоскости
-дать определение понятиям «килеватость», «скула», «погибь», «седловатость».
6.Подведение итогов урока.
Оценивание наиболее активных учащихся определение степени усвоения материала классом.
7.Повторить пройденный материал по конспекту и обработать материал из учебника.
ОСНОВНЫЕ СЕЧЕНИЯ КОРПУСА
Общее представление о характере обводов можно получить по сечениям корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями (рис.1):

Рис. 1. Сечение корпуса судна тремя взаимно перпендикулярными плоскостями.
-
вертикальной продольной плоскостью, проходящей по середине ширины судна, называемой диаметральной плоскостью (сокращенно ДП);
-
вертикальной поперечной плоскостью, проходящей по середине расчетной длины судна, называемой плоскостью мидель-шпангоут;
-
горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды и называемой плоскостью ватерлинии.
Корпус судна симметричен относительно диаметральной плоскости и, как правило, несимметричен относительно плоскости ватерлинии и плоскости мидель-шпангоута.
Сечение корпуса плоскостью мидель-шпангоута характеризует полноту обводов в средней части, показывает форму поперечного сечения судна — наклон бортов, килеватость днища, размер и форму скулы и погибь.
Килеватость днища образуется наклоном днища от ДП к бортам. Суда с большим наклоном называют острокильными.
Скула — закругление в месте перехода борта в днище — может иметь больший или меньший радиус, благодаря чему она будет соответственно менее или более выражена.
Погибь — это уклон палубы от ДП к бортам. Обычно погибь имеют открытые палубы (верхняя и палубы надстроек). Вода, попадающая на палубы, благодаря наличию погиби стекает к бортам и оттуда отводится за борт. Платформы и палубы, лежащие ниже верхней палубы, погиби не имеют.
Плоскость мидель-шпангоута делит корпус судна на две части — носовую и кормовую.
Оконечности корпуса выполняются в виде штевней (литых, кованых или сварных). Носовой штевень называется форштевнем, кормовой - ахтерштевнем.

Рис. 2. Основные сечения корпуса.
Сечение диаметральной плоскостью дает представление о форме штевней, а также о форме палубной и килевой линий. Форма штевней бывает весьма разнообразной и зависит от типа и назначения судна. Палубная линия у морских судов имеет обычно вид плавной кривой с подъемом от средней части в направлении носа и кормы и образует седловатость палубы. Основное назначение седловатости уменьшить заливаемость палубы при плавании судна на волнении и обеспечить непотопляемость при затоплении оконечностей судна.
Диаметральная плоскость делит корпус судна на две симметричные части — правого и левого борта; если стать в ДП лицом к носу, то справа будет правый борт (ПрБ), а слева—левый (ЛБ).
Сечение плоскостью ватерлинии дает представление о форме бортовых обводов судна в горизонтальной плоскости. Различают конструктивную, грузовую и расчетную ватерлинии.
Конструктивной ватерлинией (КВЛ) называют линию, принятую в основу построения теоретического чертежа и соответствующую полученному предварительным расчетом полному водоизмещению.
Грузовой ватерлинией (ГВЛ) называют кривую пересечения поверхности судна горизонтальной плоскостью, совпадающей с поверхностью воды при плавании судна в полном грузу. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило, совпадают.
Расчетной ватерлинией называют ватерлинию, соответствующую осадке судна, для которой определяются его характеристики.