СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы групповой психологической коррекции в условиях образовательного учреждения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

О возможности практического применения групповой психологической коррекции в условиях образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Основы групповой психологической коррекции в условиях образовательного учреждения»

ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ


Самуйлович Александр Анатольевич,

педагог-психолог

МАОУ Гимназия №8

«Лицей им. С. П. Дягилева», г. Екатеринбург


Как показывает опыт практической психологической деятельности в условиях образовательного учреждения, вопрос полноценной групповой психологической коррекции различной направленности остается дискутабельным. Тем не менее, по запросам педагогов и родителей в условиях общеобразовательной школы полного дня с дополнительным образованием художественной направленности удалось создать как группы личностного роста с целью коррекции поведенческих расстройств, нейропсихологической направленности, а также вести адаптационную работу в пятых классах по вариантам психологической группы или тренинга с учетом пожеланий учащихся.

Динамика показала, что создание двух групп личностного роста в одном классе является наиболее оптимальным вариантом взаимодействия, при этом количество участников в каждой – от шести до девяти человек. Затем в классе возникало специфическое коррекционное общение, приводившее к общеразвивающему поведению с формированием оптимальных отношенческих реакций. В течение полугодия класс перестал требовать специфических воспитательных и административных воздействий.

Нейропсихологические группы оказались менее удачными по результативности, так как расстройства высших психических функций носили очень индивидуальный характер, не всегда требовали взаимодействия учащихся, к тому же процесс внутригруппового взаимодействия приводил к динамике в виде стремления к личностному развитию. В то же время нарушения, приводящие к дефицитарности общения и координаторных функций дали положительный результат.

Указанные выше групповые занятия проводились с учениками первых и вторых классов, возраст семь – восемь лет.

Адаптация к предметному обучению проводилась по выбору учащихся в форме тренинга (оправдал себя «конкурсный подход» по типу интеллектуальной игры) или группы с проигрыванием последовательно возникающих ситуаций. В течение полугодия актуальность тревожной новизны обучения сглаживалась, не возникало поведенчески затруднительных ситуаций, формирование мотивации оказывалось более свободной, отношение к предметам и педагогам становилось в ряде случаев «взаимозаменяющим»: при трудностях усвоения предметных знаний оптимизировалось отношение к педагогу, при отношенческих затруднениях в общении с педагогом оптимизировалось отношение к предмету изучения. Затем, в течение учебного года, «взаимозаменение» постепенно выравнивалось, превращаясь в адаптивное отношение и к учителю, и к предмету.

Указанные выше техники проводились в пятых классах, возраст учащихся в среднем одиннадцать лет.

В процессе указанных видов психологической коррекции оправдали себя психодиагностические методики проективного содержания – графический тест «Кактус», цветодиагностика (восьмицветовой вариант теста Люшера), психогеометрия (тест С. Делингер).

Данный опыт показывает, что результаты групповой терапии, несомненно, эффективнее традиционной «работы с классом», но крайне затратны по ресурсам, связанным с организацией (прежде всего – временным ресурсом, в ряде случаев – связанным с заинтересованностью родителей и педагогов).


01.09.2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!