СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы информатики 7

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам информатики. 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Основы информатики 7»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пибаньшурская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании

________________

«___» ________________2016г.


Принято

на педагогическом совете.

Протокол № ____от ___________2016г.

Утверждаю.

Директор школы

______________/Максимов Э. В./

Приказ №____ от _________2016г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по информатике и ИКТ

8 класс









Составитель:

Перевощикова Алевтина Анатольевна,

учитель математики и информатики
















2016 год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по Основам информатики для 7 класса составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. и полностью соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования.

Программа ориентирована на использование учебного и программно-методического комплекса под ред. Босовой:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лабораторная знаний, 2009. – 229.: ил.

  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111.: ил.

  3. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л.Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.

  4. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5–7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.


Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Рабочая программа в 7 классе рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а не 35 часов, в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час из резерва времени.

Программой предусмотрено проведение:
  • Контрольных работ – 2;
  • Практических работ (10-15 мин) – 12. (материал работ рассчитан на несколько уроков, оценка ставится одна)

В программу включен национально–региональный компонент, а именно, в разделе «Алгоритмика» на 29 занятии проводится работа по составлению чертежа флага Удмуртии.

Для удобства заполнения журнала названия тем уроков сокращены в отличие от записей тем, предлагаемых автором в методическом пособии.

Данная программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Основы информатики», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Курс «Основы информатики» в 7 классе введен за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Цели обучения Основам информатики в 7 классах определяются следующим образом:

  • формирование у обучающихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • усиление культурологической составляющей школьного образования;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие алгоритмического мышления, творческих, интеллектуальных и познавательных способностей учащихся.

  • приобретение поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, а именно:

учебно-организационные умения:

  1. организовать рабочее место,

  2. выполнять правила гигиены труда,

  3. вникать в смысл учебного задания,

  4. планировать текущую работу,

  5. осуществлять самоконтроль, самопроверку, самооценку,

  6. составлять таблицы, графики, диаграммы,

  7. мотивировать свою деятельность,

  8. составлять план, тезисы, реферат, конспект;

учебно-интеллектуальные умения:

  1. анализировать,

  2. сравнивать,

  3. систематизировать,

  4. классифицировать,

  5. обобщать,

  6. моделировать,

  7. устанавливать причинно-следственные связи,

  8. абстрагировать,

  9. проводить аналогии,

  10. выделять главное,

  11. доказывать,

  12. синтезировать,

  13. исследовать;

учебно-информационные умения:

  1. читать,

  2. работать с учебником, справочником,

  3. проводить библиографический поиск,

  4. пользоваться компьютером,

  5. использовать средства массовой информации;

учебно-коммуникативные умения:

  1. слушать,

  2. писать, владеть письменной речью,

  3. владеть устной речью,

  4. сотрудничать.

Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.

Материал учебника структурирован по пяти главам, содержащим соответственно теоретические основы информатики, материал для дополнительного изучения и компьютерный практикум, Данная программа включает в себя следующий подход к изложению учебного материала: Объекты и системы – Информационное моделирование – Алгоритмы.

Учебный процесс ориентирован на рациональное сочетание теоретических и практических видов работ.

В обеспечении эффективности учебного процесса важную роль играют закрепление и повторение изученного материала, систематическое использование опорных знаний в последующих разделах курса. Закрепление предусматривается как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, которые являются посильными для школьников, по своей трудоемкости соответствуют нормам времени на подготовку домашних заданий. Предусмотрена дифференциация домашних заданий в зависимости от уровня подготовленности школьников. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для седьмых классов важным можно считать: развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельную выборку критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. В рабочей программе всё это является основой для целеполагания.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации.

Реализация программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. Знакомство с основными конструкциями алгоритмов дает возможность учащимся применять универсальные способы обработки информации.

Учебная деятельность на уроках и дома направлена на формирование и развитие следующих ключевых компетенций:

учащиеся 7 класса должны:

  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;

  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;

  • понимать смысл терминов «система», «системный подход», «системный эффект»;

  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

  • понимать смысл терминов «модель», «моделирование»;

  • иметь представление о назначении и области применения моделей;

  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;

  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;

  • уметь «читать» (получать информацию) информационные модели разных видов: таблицы, схемы, графики, диаграммы и т. д.;

  • знать правила построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;

  • знать правила построения диаграмм и уметь выбирать тип диаграммы в зависимости от цели ее создания;

  • осуществлять выбор того или иного вида информационной модели в зависимости от заданной цели моделирования;

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • давать характеристику формальному исполнителю, указывая: круг решаемых задач, среду, систему команд, систему отказов, режимы работы;

  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;

  • выполнять операции с основными объектами операционной системы;

  • выполнять основные операции с объектами файловой системы;

  • уметь применять текстовый процессор для создания словесных описаний, списков, табличных моделей, схем и графов;

  • уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования образных информационных моделей;

  • выполнять вычисления по стандартным и собственным формулам в среде электронных таблиц;

  • создавать с помощью мастера диаграмм круговые, столбчатые, ярусные, областные и другие диаграммы, строить графики функций;

  • для поддержки своих выступлений создавать мультимедийные презентации, содержащие образные, знаковые и смешанные информационные модели рассматриваемого объекта.

В рабочей программе использованы следующие сокращения:

ПР – практическая работа,

КР – контрольная работа,

З. – задания,

СР – самостоятельная работа на 7-10 минут



Учебно-методическое обеспечение


  1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика
    5–7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 111.: ил.

  3. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лабораторная знаний, 2009. – 229.: ил.

  4. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 464 с.: ил.

Дополнительно:

  1. Левин А.Ш. Самоучитель работы на компьютере. – СПб.: Питер.

  2. Методическая газета для учителей информатики. Информатика. Издательство: Первое сентября.

Ресурсы Интернет:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (http://school-collection.edu.ru).

  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru).

  3. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru).

  4. Официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru).

  5. Российский общеобразовательный портал (http://www.school.edu.ru).

  6. Российское образование Федеральный портал (http://www.edu.ru).

  7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).

































Учебно-тематический план

Количество часов всего 34 часа, в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков –2, практических работ – 12.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Босовой Л.Л..


Раздел

Количество часов

урока

Тема урока

Дата

всего

КР

ПР

7а, 7б

Объекты и системы


9

1

4

Техника безопасности. Объекты. Признаки объектов. ПР №1 «Основные объекты операционной системы Windows»


Отношения объектов. Классификация объектов. ПР №2 «Работа с объектами файловой системы»


Состав объектов. ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 1-3)


Системы объектов. ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 4-6)


Система и окружающая среда. ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 7-9). Подготовка к КР


Персональный компьютер как система. КР №1 по теме «Объекты и их имена»


Анализ КР. Модели объектов и их назначение. ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 1-3)


Информационное моделирование

Информационные модели. ПР №11 «Графические модели» (З. 1-3)


Словесные информационные модели. Научные и художественные описания. ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 4-5)



7

1

2

Обработка словесных информационных моделей. ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 6-7)


Создание и оформление словесных информационных моделей. ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 8-9)


Многоуровневые списки. ПР №5 «Многоуровневые списки». Подготовка к КР


Математические модели. КР №2 по теме «Модели объектов»


Анализ КР. Табличные информационные модели. ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 1-2)


Простые и сложные таблицы. ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 3-4)


Сложные таблицы. ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 5-6)



8

0

4

Техника безопасности. Табличное решение логических задач. ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 7)


Вычислительные таблицы. ПР №7 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре»


Электронные таблицы. ПР №8 «Знакомство с электронными таблицами» (З. 1-3)


Электронные таблицы. ПР №8 «Знакомство с электронными таблицами» (З. 4-6)


Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин. ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 5-7)


Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 1-3)


Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных. ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 4)


Многообразие схем. ПР №10 «Схемы, графы и деревья» (З. 1-2)



10

0

2

Информационные модели на графах. ПР №10 «Схемы, графы и деревья». (З. 3-5)


Деревья. ПР №10 «Схемы, графы и деревья» (З. 6-7). СР №1


Алгоритмика

Алгоритм. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником. Работа в среде «Алгоритмика».


Исполнитель Чертежник. Использование вспомогательных алгоритмов.


Исполнитель Чертежник. Цикл «повторить n раз». «Построение флага Удмуртии»


Исполнитель Робот. Управление Роботом.


Исполнитель Робот. Цикл «пока».


Исполнитель Робот. Ветвление. ПР №12 «Итоговая работа» (начало)


СР №2. ПР №12 «Итоговая работа» (завершение)


Обобщающий урок.














Календарно - тематический план

Раздел

Тема урока

Элементы содержания

Формы контроля

(КИМ)

1

Объекты и системы

Техника безопасности. Объекты. Признаки объектов.

ПР№1 «Основные объекты операционной системы Windows»

Объект. Общее имя объекта. Единичное имя объекта.

ПР

2

Отношения объектов. Классификация объектов.

ПР №2 «Работа с объектами файловой системы»

Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «является разновидностью». Основные действия с объектами операционной системы.

ПР

3

Состав объектов.

ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 1-3)

Объект. Отношение. Имя отношения. Отношение «входит в состав». Основные приемы создания текстовых объектов.

ПР

4

Системы объектов.

ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 4-6)

Система. Структура. Системный подход. Системный эффект. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами.

ПР

5

Система и окружающая среда.

ПР №3 «Создание текстовых объектов» (З. 7-9).

Подготовка к КР

Система. Структура. Среда. Взаимодействие системы и окружающей среды. Освоение новых приемов работы с текстовыми документами.

ПР

6

Объекты и системы

Персональный компьютер как система.

КР№1 по теме «Объекты и их имена»

Представление о персональном компьютере как о системе. Аппаратное и программное обеспечение.

КР

7

Анализ КР.

Модели объектов и их назначение.

ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 1-3)

Модель. Моделирование. Натуральная и информационная модели.

ПР

8

Информационное моделирование

Информационные модели.

ПР №11 «Графические модели» (З. 1-3)

Модель. Информационная модель. Приемы работы со средствами векторной графики текстового процессора.

ПР

9

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 4-5)

Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель.

ПР

10

Обработка словесных информационных моделей.

ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 6-7)

Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель. Аннотация. Конспект.

ПР

11

Создание и оформление словесных информационных моделей.

ПР №4 «Создание словесных моделей» (З. 8-9)

Модель. Информационная модель. Словесная информационная модель. Стиль форматирования.

ПР

12

Многоуровневые списки.

ПР №5 «Многоуровневые списки».

Подготовка к КР

Информационная модель. Словесная информационная модель. Многоуровневый список.

ПР

13

Математические модели.

КР №2 по теме «Модели объектов»

Модель. Информационная модель. Знаковая информационная модель. Математическая модель.

КР

14

Информационное моделирование

Анализ КР.

Табличные информационные модели.

ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 1-2)

Информационная модель. Табличная информационная модель. Простая таблица. Формирование навыка создания таблиц.

ПР

15

Простые и сложные таблицы.

ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 3-4)

Информационная модель. Табличная информационная модель. Сложная таблица. Формирование навыка создания таблиц.

ПР

16

Сложные таблицы.

ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 5-6)

Информационная модель. Табличная информационная модель. Сложная таблица.

ПР

17

Техника безопасности.

Табличное решение логических задач.

ПР №6 «Создание табличных моделей» (З. 7)

Информационная модель. Табличная информационная модель. Класс. Объект. Взаимно однозначное соответствие.

ПР

18

Вычислительные таблицы.

ПР №7 «Создание вычислительных таблиц в текстовом процессоре»

Информационная модель. Табличная информационная модель. Вычислительная таблица. Выполнение простейших вычислений в таблице.

ПР

19

Электронные таблицы.

ПР №8 «Знакомство с электронными таблицами» (З. 1-3)

Электронные таблицы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула.

ПР

20

Электронные таблицы.

ПР №8 «Знакомство с электронными таблицами»

(З. 4-6)

Электронные таблицы. Рабочая книга. Строка. Столбец. Ячейка. Диапазон. Активная ячейка. Формула.

ПР

21

Информационное моделирование

Графики и диаграммы. Наглядное изменение процессов изменения величин.

ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 5-7)

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

ПР

22

Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.

ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 1-3)

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

ПР

23

Графики и диаграммы. Визуализация многорядных данных.

ПР №9 «Создание диаграмм и графиков» (З. 4)

Таблица. График. Мастер диаграмм. Построение графиков по табличным данным в среде электронных таблиц.

ПР

24

Многообразие схем.

ПР №10 «Схемы, графы и деревья» (З. 1-2)

Схема. Географическая карта. Чертеж. Блок-схема.

ПР

25

Информационные модели на графах.

ПР №10 «Схемы, графы и деревья». (З. 3-5)


Схема. Граф. Вершина, дуга. Путь. Сеть. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы.

ПР

26

Деревья.

ПР №10 «Схемы, графы и деревья» (З. 6-7)

СР№1

Схема. Граф. Вершина, дуга. Путь. Сеть. Представление о графе как наглядном средстве представления и состава системы.

ПР

СР

27


Алгоритм.

Исполнитель Чертежник.

Управление Чертежником.

Работа в среде «Алгоритмика».

Исполнитель. Формальный исполнитель. СКИ исполнителя. Управление. Алгоритм.

РТ

28

Алгоритмика

Исполнитель Чертежник.

Использование вспомогательных алгоритмов.

Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура.

РТ

29

Исполнитель Чертежник.

Цикл «повторить n раз». Построение флага Удмуртии.

Исполнитель. Формальный исполнитель. Абсолютное и относительное смещение. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз».

РТ

30

Исполнитель Робот.

Управление Роботом.


Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз».

РТ

31

Исполнитель Робот.

Цикл «пока».

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия.

РТ

32

Исполнитель Робот.

Ветвление.

ПР №12 «Итоговая работа» (начало)

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия.

ПР

33

СР №2 по теме «Алгоритмизация»

ПР №12 «Итоговая работа» (завершение)

Исполнитель. Вспомогательный алгоритм. Процедура. Конструкция «повторить n раз». Цикл «пока». Простые и составные условия.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Алгоритмика»

ПР

СР

34


Обобщающий урок


Обобщение и систематизация знаний за курс 7 класса


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся


  1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

  2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, практическая контрольная работа, письменная самостоятельная работа, практическая самостоятельная работа на ПК, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

  3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

  1. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ЭВМ считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

  1. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ПК, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

  2. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.


ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

        • оценка «5» выставляется, если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

        • оценка «4» выставляется, если:

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

  • допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

        • оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

        • оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

        • оценка «1» выставляется, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.


Для письменных работ учащихся:

        • оценка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;

  • в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

  • в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны 1-2 различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

        • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

        • оценка «3» ставится, если:

  • допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

        • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

        • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме.


Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

        • оценка «5» ставится, если:

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

        • оценка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

        • оценка «3» ставится, если:

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.

        • оценка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

        • оценка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!