СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы исследовательской и проектной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы обусловлена введением в федеральные государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность». Так, в ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать… 

Просмотр содержимого документа
«Основы исследовательской и проектной деятельности»

1. Цели и задачи модуля

Цель модуля — становление профессионализма учителей и педагогов дополнительного образования в области проектирования, организации и руководства исследовательскими и проектными работами одаренных учащихся.

Задачи модуля:

  1. формирование у слушателей модельных представлений о технологиях исследовательской и проектной деятельности и способах ее реализации;

  2. формирование составляющих профессиональности руководителя учебного исследования — научно-исследовательской и проектно-педагогической;

  3. освоение навыков разработки образовательных программ (основных, дополнительных), основанных на исследовательской и проектной деятельности учащихся;

  4. освоение навыков реализации исследовательской и проектной деятельности учащихся через различные формы организации образовательного процесса;

  5. освоение навыков планирования исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.

Формы учебных занятий:

  1. видеолекции по основным разделам модуля;

  2. изучение литературы по теме занятия (текст на сайте, дополнительная литература);

  3. тематические авторские мастер-классы и семинары разработчиков методик исследовательской и проектной деятельности с учащимися;

  4. выполнение зачетных заданий.

Основные разделы модуля

  1. проектная и исследовательская деятельность школьников как образовательная технология;

  2. практика организации исследовательской и проектной деятельности;

  3. подготовка учащихся к конкурсным мероприятиям.

Настоящий модуль разработан для педагогов, специалистов, руководителей образовательных учреждений и затрагивает вопросы проектирования, организации и реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Модуль реализуется на основе собственной педагогической практики слушателей, в результате чего не только развиваются компетенции слушателей, обеспечивающие реализацию исследовательской и проектной деятельности, но и изменяется сама практика: складываются механизмы построения новых образовательных ресурсов. 
Актуальность модуля обусловлена введением в федеральные государственные стандарты общего образования понятия «исследовательская и проектная деятельность». Так, в ФГОС для основной школы сказано, что «Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать… программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, исследовательской и проектной деятельности…». 
Это ставит перед учителем задачу уяснения специфики этой образовательной технологии, получения собственной практики проведения научных исследований и творческого проектирования, овладения навыком постановки перед учащимися открытых задач как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, при реализации программ дополнительного образования; освоения методик оценки результативности выполнения исследовательских и проектных работ школьниками.
Программа модуля выстроена в логике антропологического подхода к профессиональному развитию педагогов. Освоение программы слушателями предполагает работу по синтезу научного, проектного, методического и практического знания, что обеспечивает переход на новый уровень профессионального развития. 
В качестве ключевого рассматривается развитие способностей педагогов занимать исследовательскую позицию в образовательном процессе, видеть и выделять в материале учебных предметов проблемы и ставить их перед учащимися, создавать условия для самостоятельного движения учащихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления).

Особенностями программы модуля являются:

  • актуализация требований современной образовательной системы к личности педагога, руководящего детскими исследованиями и проектами;

  • раскрытие функционала педагогов через методику и технологию проектирования исследовательских задач в различных образовательных областях;

  • сочетание теоретического материала и активных форм подготовки слушателей по отработке основных понятий исследовательского обучения.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения, теория которого была развита В. В. Давыдовым. Она выступает как форма учебной деятельности, особенно в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, в процессе освоения которой у учащихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария (методик) их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии. Рассматриваются основные методологические компоненты модели организации исследовательской деятельности учащихся (теоретические основания и успешные реализованные практики; основные понятия; содержание исследовательской деятельности; формы ее организации в образовательных учреждениях, методы диагностики результативности исследовательской деятельности учащихся).
В ходе обучения рассматриваются основные понятия, связанные с исследовательской и проектной деятельностью, такие как:

  • исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — руководителя исследовательской работы;

  • исследовательское обучение — образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, свидетельствами при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной;

  • метод проектов — способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д., с тем чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом;

  • различение между учебным и научным исследованием. Основная особенность исследования в образовательном процессе — то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося);

  • исследовательский проект учащегося — проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в пункте «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берутся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении;

  • педагогический проект руководителя исследовательской работы — проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата — развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.

В курсе анализируется современное понимание проблемы содержания образования. В соответствии с современными достижениями личностно-ориентированной педагогики, компетентностного подхода и другими определяющими содержание образования параметрами являются:

  • объем информации, обеспечивающий возможность построения ориентационных сетей (или карт) человека в системе накопленных человечеством знаний (или знание, куда обратиться за той информацией, в которой в данный момент возникла необходимость);

  • опыт, личностно присвоенный, организации и реализации предметных деятельностей различного вида; знание о том, что и как необходимо сделать, чтобы самостоятельно достигнуть намеченного результата;

  • практика выстраивания личностного отношения к предмету деятельности, ее последствиям, способам собственной самореализации в этой деятельности. Знание о том, зачем то или иное действие нужно или не нужно делать, представления о разнообразных последствиях этого действия, морально-этическая его квалификация. Через освоение такой практики деятельность учащегося становится рефлексивной, а сам он субъективируется в этой деятельности;

  • способность строить коммуникативные связи, позволяющие эффективно выстраивать коллективную деятельность; формулировать запросы и обращаться за недостающими предметными позициями к другим субъектам.

Основные функции, которые технологии исследовательской и проектной деятельности имеют в образовательном процессе:

  • повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов;

  • инструмент становления и развития психических функций, общих и специальных способностей, мотивационных установок учащихся;

  • способ профориентации и начальной профессиональной подготовки. Этот контекст задает задачу построения непрерывного образования «школа — вуз», отбора талантливых и мотивированных детей с последующей профилизацией их образования;

  • средство обретения молодым поколением культурных ценностей, вхождение в мир культуры через культуру и традиции научного сообщества.

В рамках курса ведущее место занимает освоение методик диагностики результата исследовательской деятельности. Они разделяются на две части. Первая — формальная — соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

2. Что такое исследовательская деятельность учащихся и зачем ею заниматься?

Как известно, дети должны ходить в школу. Там они работают на уроках, на которых усваивают необходимые сведения по школьной программе, посещают кружки и секции. Занятия в школе могут быть организованы по-разному. Традиционный путь — изложение учителем материала, а затем контроль его усвоения учениками. Но сейчас набирает популярность другой путь — когда ученики и учитель ставят перед собой вопросы, те, которые ставили первооткрыватели законов в физике, химии, географии, экономике. И вместе ищут ответы на них. Такой путь больше захватывает учеников; материал, полученный своим трудом, запоминается гораздо лучше. Различные вариации подобного способа ведения занятий известны в образовании давно, разные авторы называют этот способ образования проблемным, или эвристическим, или выработкой критического мышления, или исследовательским.

Критическое мышление — когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определенную работу. Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению. Различие заключается в том, что последнее ведет к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функцию проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.[1]

Эвристический метод (от греч. Εύρίςκω — «нахожу») применяется при обучении; он состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель имеет в виду не только выспросить ученика относительно затверженного, но и возбудить в ученике способность комбинировать известные данные.[2]

Проблемное обучение ( от греч. Problēma — «задача, задание») — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки, социальной и профессиональной практики и способам их разрешения, учатся мыслить, вступать в отношения продуктивного общения, творчески усваивать знания. Стержневым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, с помощью которой моделируются условия исследовательской деятельности и развития мышления обучающихся.[3]

В качестве примера исследовательского, или проблемного, обучения можно привести деятельность Сократа. Вот как она описывается в словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона:

Сократ ничего не писал, он вел беседы с людьми самого различного социального положения, стараясь вызвать в уме собеседника правильное понимание того дела, которого касалась беседа. Эти беседы и искусство направлять их к определенной цели Сократ называл меэвтикой, или родовспомогательным искусством, так как оно помогало собеседнику родить правильное понимание. Беседы Сократа касались всевозможных житейских случаев, которые служили ему для выяснения нравственных понятий; он беседовал с полководцами, но не гнушался и беседой с куртизанкой, которой старался внушить правильное понимание искусства нравиться.[4]

Оставляя в стороне методику организации исследовательского обучения на уроках (см. например, публикации В. В. Пазынина[5]), в соответствии с темой нашей разработки обратимся к методике выполнения индивидуальных исследовательских работ школьников.

Современный учитель, поставивший себе задачу идти вместе с учеником по тропе познания, выполнить и представить индивидуальную творческую работу, как и Сократ, должен использовать групповые формы работы, когда он может уделить внимание каждому ученику, обсуждая с ним интересующий его вопрос. Эти формы свойственны дополнительному образованию; наибольшим спросом среди родителей пользуются школы, где организованы многочисленные внеурочные формы работы. Еще большие возможности у учреждений дополнительного образования — центров, домов и дворцов творчества, — суть работы которых — организация продуктивных занятий после школы. Среди образовательных программ, реализуемых во внеурочное время, особое место занимают программы с элементами исследовательской деятельности, в рамках которых ребята выполняют маленькие исследования. Конечно, они гораздо проще, чем работы взрослых ученых; но по своей структуре и методологии это настоящие исследования, по духу и букве соответствующие большой науке.

В результате такого подхода к образованию у ребят развивается способность действовать самостоятельно, творчески. Это особый тип мышления — исследовательский (похожие, но не тождественные наименования — эвристический, критический и т. д.). Когда у человека сформирован такой тип мышления, он способен задавать себе вопросы по поводу, как иногда кажется, обыденных вещей. Человек, обладающий таким навыком, приобретает способность критически анализировать информацию и разбираться в самых разных явлениях, например, насколько достоверна реклама, показанная по телевизору, перспективна ли фирма, в которой он собирается работать, и т. д.

Исследовательский тип мышления можно развивать у детей, начиная с самого раннего возраста, поэтому и исследовательская деятельность может быть организована со школьниками всех возрастов и даже с дошкольниками.

Главные функции учебно-исследовательской деятельности:

  • в дошкольном образовании и начальной школе — сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;

  • в основной школе — развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить цели и достигать их в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования;

  • в старшей школе — развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения.

На каждой из ступеней исследовательская деятельность является одним из главных средств достижения высоких метапредметных и личностных результатов обучения.

Навыки исследования нужны решительно всем. Работник любой профессии, будь он физик или дворник, сделает свою работу лучше, если он будет анализировать ее условия и искать наиболее эффективные пути ее выполнения (конечно, оставаясь в рамках своей служебной задачи). Этим определяется творческий подход в профессии. Поэтому и исследования можно организовывать как в ведущих лицеях, так и в обычных районных школах, будет различаться только уровень и сложность проводимой работы. Не только в работе, но и в быту, в семье, в дружеском общении способность исследовать очень полезна. Например, подмечая психологические особенности собеседника и его реакцию на те или иные слова, можно грамотно выстроить беседу и добиться желаемого результата. Современная школа должна обеспечивать школьникам возможность выполнения разнообразных исследовательских работ, это повышает качество образования и позволяет ребятам лучше подготовиться к продолжению образования в вузе и реализовать себя в повседневной жизни.

Для организации исследований в школе нужны специальные программы; необходим совсем другой тип взаимодействия между учителем и учеником. Значительная часть времени должна проходить в форме групповых и индивидуальных занятий, когда обсуждаются темы, структура каждой работы, составляется план. При этом проявляется так называемый «феномен научной школы», когда возникает личностный контакт взрослого и детей, он становится для них авторитетом не только в школе, но и в жизни. Если мы организуем исследовательскую деятельность, то впоследствии она организует нас — воспроизводит ситуацию личностного контакта педагога и ребенка. При этом создается возможность индивидуальной диагностики потребностей и способностей каждого учащегося, включенного педагогического наблюдения и т. д. Учебные исследования задают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и педагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему, когда ученик занимается своей деятельностью, учитель — своей, а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие как учащегося, так и педагога, иногда связан с ними весьма опосредованно.

3. Словарик понятий, используемых при организации исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся — образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста — руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учебное исследование — образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

Основные характеристики:

  1. выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала;

  2. развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в рамках избранной проблемы, их адекватное формулирование;

  3. освоение навыков практической (экспериментальной) работы с первоисточниками и свидетельствами (самостоятельно собранным материалом — пробами, образцами, фрагментами текста, опросными данными и др.);

  4. развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников;

  5. развитие навыков оформления и публичной презентации проведенной работы.

Метод проектов — способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. так, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом, поскольку предполагает достижение какого-то результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

Исследовательский проект учащегося — проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в пункте «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берутся модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Педагогический проект руководителя исследовательской работы — проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата — развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся.

Исследовательское поведение — одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, являющаяся сущностной характеристикой деятельности человека (А. Н. Поддьяков)[1].

Исследовательские способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А. И. Савенков)[2].

Исследовательская позиция — значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А. С. Обухов)[3].

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Эта цель достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются главными средствами достижения высоких метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС начального, основного, полного общего образования.

Метапредметные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают освоенность обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Критерием оценки метапредметных и личностных результатов обучения является успешность в исследовательской и проектной деятельности. При этом метапредметные результаты могут быть выявлены преимущественно по итоговой «картинке» — продукту этой деятельности, т. е. исследовательской работе и ее презентации, в то время как личностные результаты должны определяться, помимо результата, еще и «обратным отсчетом»: как учащийся к этому результату шел, т. е. включать хотя бы небольшой лонгитюд — выявление динамики изменения интересующих нас характеристик, которая предполагает диагностику на входе (фиксация реального положения дел), текущую диагностику (отслеживание хода преобразований), итоговую диагностику (оценка полноты/неполноты таких преобразований, «шага развития» в целом).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!