Тема: Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешение конфликтов
Что такое конфликт?
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.
Из-за чего?
Младший д/в
Средний д/в
из-за игрушек
Старший д/в
из-за ролей
из-за правил игры
Группы конфликтных дошкольников
1 группа «Я всегда прав»:
- чаще других инициируют острое столкновение ;
- никогда не играют одни, им нужен партнер;
- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка ;
- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания .
2 группа «Я лучше других»:
- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;
- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику ;
- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление;
- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности .
3 группа « Я взрослый - главный»:
- вожаки, командиры, лидеры ;
- претендуют на главные роли во всем , но дипломатично;
- к ровеснику относятся в основном критически , особенно если у них самих что-то не получается;
- знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам ;
- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.
4 группа «Я за себя постою»:
- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам ;
- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов ;
- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность ;
- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.
5 группа «Я хороший»:
- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников ;
- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок ;
- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;
- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.
Что общее у всех групп конфликтных детей?
Почему?
- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;
- отсутствие между играющими эмоциональных устремлений\разность эмоциональных устремлений (желание привлечь внимание, чтобы подружиться);
- различные умения и возможности;
- отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;
- неблагоприятная семейная обстановка.
Способы разрешения конфликтов
Разрешение конфликта – это:
- минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
- устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
- изменение целей участников конфликта;
- достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Способы разрешения конфликта:
Деструктивный –
«Уйду, и не буду с ним играть»,
«Сам буду играть»,
«Позову воспитателя, и она заставит всех играть»,
«Всех побью и заставлю играть».
Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов:
1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.
Воспитатель может использовать позитивное сообщение , которое включает в себя:
- описание произведенного действия («Когда ты…» );
- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…» );
- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).
4. Оценка особенностей участников конфликта.
5. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.
Примерные вопросы для диагностических бесед:
- Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
- С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
- Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
- В какие игры ты любишь играть больше всего?
- Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
- Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
- Можно ли нарушать эти правила?
- Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
- Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
- Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
- Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Техника активного слушателя
1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Задание для самостоятельной работы
Как можно предупредить детские конфликты? Составьте перечень мероприятий с родителями и детьми по профилактике конфликтов в группе, оформите его в таблице.
Мероприятия по профилактике конфликтов в группе
С детьми
С родителями