СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы организации бесконфликтного общения детей дошкольного возраста и способы разрешение конфликтов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы организации бесконфликтного общения детей дошкольного возраста и способы разрешение конфликтов»

Тема: Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешение конфликтов

Тема: Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешение конфликтов

Что такое конфликт? Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия. Из-за чего? Младший д/в Средний д/в из-за игрушек Старший д/в из-за ролей из-за правил игры

Что такое конфликт?

Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Из-за чего?

Младший д/в

Средний д/в

из-за игрушек

Старший д/в

из-за ролей

из-за правил игры

Группы конфликтных дошкольников 1 группа «Я всегда прав»: - чаще других инициируют острое столкновение ; - никогда не играют одни, им нужен партнер; - открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка ; - ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания . 2 группа «Я лучше других»: - конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально; - демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику ; - навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление; - стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности .

Группы конфликтных дошкольников

1 группа «Я всегда прав»:

- чаще других инициируют острое столкновение ;

- никогда не играют одни, им нужен партнер;

- открыто и жестко доминируют, отвергая любые предложения другого ребенка ;

- ревниво следят за успехами других детей, стремятся обязательно их превзойти, стать предметом всеобщего внимания .

2 группа «Я лучше других»:

- конфликтуют часто, остро, активно и эмоционально;

- демонстрируют свое превосходство, высокомерие по отношению к сверстнику ;

- навязывают партнеру по игре свою волю, отрицательно реагируют на его сопротивление;

- стремятся привлечь внимание к себе, своим знаниям, своей деятельности .

3 группа « Я взрослый - главный»: - вожаки, командиры, лидеры ; - претендуют на главные роли во всем , но дипломатично; - к ровеснику относятся в основном критически , особенно если у них самих что-то не получается; - знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам ; - принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны. 4 группа «Я за себя постою»: - чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам ; - очень осторожны, боятся ущемления своих интересов ; - стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность ; - стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.

3 группа « Я взрослый - главный»:

- вожаки, командиры, лидеры ;

- претендуют на главные роли во всем , но дипломатично;

- к ровеснику относятся в основном критически , особенно если у них самих что-то не получается;

- знают, что, где и как надо делать поэтому во взаимодействии с ровесниками часто прибегают к запретам ;

- принимают предложения сверстника только в том случае, если они им полезны.

4 группа «Я за себя постою»:

- чувствительны к отношению к себе сверстников, стремятся к контактам ;

- очень осторожны, боятся ущемления своих интересов ;

- стремятся показать свои возможности, чтобы сверстники признали их ценность ;

- стремятся к равенству с ровесниками и справедливости во взаимоотношениях с ними, ценят в них внимание и интерес к себе.

5 группа «Я хороший»: - наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников ; - заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок ; - стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками; - при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу. Что общее у всех групп конфликтных детей?

5 группа «Я хороший»:

- наименее конфликтные из самых конфликтных дошкольников ;

- заметно центрированы на себе, опасаются отрицательных оценок ;

- стремятся к равноправному сотрудничеству со сверстниками;

- при любой удаче стараются привлечь к себе внимание сверстников, чтобы те увидели и оценили их удачу.

Что общее у всех групп конфликтных детей?

Почему? - недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками; отсутствие между играющими эмоциональных устремлений\разность эмоциональных устремлений (желание привлечь внимание, чтобы подружиться); - различные умения и возможности; - отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения; - неблагоприятная семейная обстановка.

Почему?

- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками;

  • отсутствие между играющими эмоциональных устремлений\разность эмоциональных устремлений (желание привлечь внимание, чтобы подружиться);

- различные умения и возможности;

- отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;

- неблагоприятная семейная обстановка.

Способы разрешения конфликтов Разрешение конфликта – это: минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия; устранение полностью или частично причин, породивших конфликт; изменение целей участников конфликта; достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Способы разрешения конфликтов

Разрешение конфликта – это:

  • минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
  • устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
  • изменение целей участников конфликта;
  • достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
Способы разрешения конфликта: Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть». Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

Способы разрешения конфликта:

Деструктивный

«Уйду, и не буду с ним играть»,

«Сам буду играть»,

«Позову воспитателя, и она заставит всех играть»,

«Всех побью и заставлю играть».

Конструктивный«Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей». 2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны. 3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов:

1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».

2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции.

Воспитатель может использовать  позитивное сообщение , которое включает в себя: - описание произведенного действия («Когда ты…» ); - описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…» ); - предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»). 4. Оценка особенностей участников конфликта. 5. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

Воспитатель может использовать  позитивное сообщение , которое включает в себя:

- описание произведенного действия («Когда ты…» );

- описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…» );

- предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

4. Оценка особенностей участников конфликта.

5. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника – родителя, психолога, сменного воспитателя.

Примерные вопросы для диагностических бесед:  Тебе хочется ходить в детский сад? Почему? С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад? Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть? В какие игры ты любишь играть больше всего? Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру? Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать? Можно ли нарушать эти правила? Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе? Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто? Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же? Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Примерные вопросы для диагностических бесед:

  • Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?
  • С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?
  • Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?
  • В какие игры ты любишь играть больше всего?
  • Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?
  • Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?
  • Можно ли нарушать эти правила?
  • Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?
  • Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?
  • Как ты думаешь, конфликт и ссора – это одно и то же?
  • Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?
Техника активного слушателя 1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта) 2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины) 3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства) 4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Техника активного слушателя

1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта)

2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)

3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)

4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

Задание для самостоятельной работы Как можно предупредить детские конфликты?   Составьте перечень мероприятий с родителями и детьми по профилактике конфликтов в группе, оформите его в таблице.   Мероприятия по профилактике конфликтов в группе С детьми С родителями

Задание для самостоятельной работы

Как можно предупредить детские конфликты? Составьте перечень мероприятий с родителями и детьми по профилактике конфликтов в группе, оформите его в таблице.

Мероприятия по профилактике конфликтов в группе

С детьми

С родителями


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!