СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы педагогического мастерства

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы из моего выступления на ежегодной учительской конференции.

В следущем году произойдет освоение программ Федерального Государственного Образовательного Стандарта в пятом классе.Всем педагогическим работникам необходимо освоить новые возможности преподавания, предоставленные данными стандартами. О возможностях повышения педагогического мастерства рассказывается  далее...

Просмотр содержимого документа
«Основы педагогического мастерства»

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЭТО УСПЕХ УЧЕНИКА.

ФГОС по биологии.

Ширимова А. И. МКОУ «Дегтяренская ООШ»

  • «Сознательный, увлекающийся и любящий свое дело учитель, конечно, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания…» Д. И. Менделеев

Современная школа требует от учителя не только профессионального мастерства, но и увлечения, сосредоточенности и умения быстро перестраивать свою деятельность под требования современного общества.

  • Закон "Об образовании в Российской Федерации" гласит:

     -  отражение современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;
     -  создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование.
Выступая на заседании правительства Д. Медведев сказал, что актуальное развитие общественных сфер, которые у нас не развиты, обеспечить их развитие образованием, которое было прежде, нельзя; человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель. Курс на обновление содержания образования диктуется прежде всего необходимостью приведения его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также с международной образовательной практикой.

Так были созданы и введены федеральные образовательные стандарты.

В Федеральных государственных образовательных стандартах описаны требования, которые предусмотрено решить новым процессом обучения:

  • требования к содержанию изучаемого материала;

  • требования к результатам обучения;

  • к новым условиям, диктуемым современным обществом.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования…

Акцент необходимо перенести с преподавательской активности учителя, который планирует, оценивает, задает вопросы, ставит задачи – на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.

Системно – деятельный подход - это организация процесса обучения, в котором на первом месте проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Основной целью системно – деятельного подхода является личность, как субъект жизнедеятельности.

Интерес к образованию, признающему личность, ее свободное творческое развитие свыше политических, идеологических ценностей естественен. Поскольку развивающееся общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, обеспечивающих развитие России, то основные цели образования детей в современном школьном учреждении связываются с всемерным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности, твердой гражданской позиции.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под «универсальными учебными действиями», понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта и представлены в четырех видах :

  • личностные

  • познавательные

  • регулятивные

  • коммуникативные.

Компоненты требований к универсальным учебным действиям четко просматриваются в формировании Моделей современного школьника.

Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться и пополнять свои знания. Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения готовых фактов на овладение способами взаимодействия с миром.

Такая работа проводилась в русских школах давно. "Нужно чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель, руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал" – слова К. Д. Ушинского.

Исходя из современного видения, можно дополнить слова Константина Дмитриевича: "Учитель не должен давать готовый материал, а должен научить самостоятельно его найти и переработать". Но чтобы обучать по новому, учителю необходимо самому перестроиться, переучиться, понять необходимость нововведений. Изменяются и требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением «Профессионального стандарта педагога». «Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности», так говориться в профессиональном стандарте. Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования. Качество образования зависит:

  • От качества работы педагогов.

  • Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.

  • Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.

  • Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

  • Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций.

Так как большинство школ Российской Федерации в связи с началом обучения пятиклассников, обучающихся в начальной школе по новым государственным стандартам и программам, вступили в новые сетки распределения часов, возникла необходимость пройти курсы повышения квалификации не по системной сетке (1 раз в пять лет), а экстренно, не смотря на то, когда педагог прошел курсы 1год или 2 года назад. Возникла потребность в массовом обучении. В этом нам помогают не только очные, очно – заочные курсы при ВОиПКРО, но и дистанционное курсовое обучение. Существует ряд образовательных организаций, предложивших такие услуги:

  • ИНФОУРОК

  • Московская академия ИНТЕХНО

  • Курсы повышения квалификации ПЕДКАМПУС Московской академии

  • Образовательный портал. Мои университеты.

Здесь нужно быть внимательным. Образовательные учреждения должны иметь лицензию на дистанционное обучение, аккредитацию, свидетельство об окончании курсовой переподготовки присылается по почте России. С организацией «Инфоурок», о которой я рассказывала на прошлой конференции, сотрудничаю 3 года. В этом году предложили пройти курсы «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроках биологии». Я оплатила курсы и 18 февраля получила блок теоретических – лекции и практических заданий в виде таблиц для самооценки работы по новым стандартам, подготовки тестов, определений основных понятий в рамках новой программы. Все сопровождается списком материала со ссылками на сайты, на которых они размещены. Результат изучения блока – электронное он - лайн тестирование. Курсы состоят из 8 блоков, следовательно из 8 тестирований.

К особой форме обучения я бы отнесла ВЕБИНАРЫ. Каждое издательство имеет площадку для проведения этой формы обучения. Представленные издательствами вебинары по биологии, в основном в более подробном виде знакомят с особенностями УМК по ФГОС «Особенности УМК серии «Сфера»» - ПРОСВЕЩЕНИЕ 24. 02. 15г (Людмила Николаевна Сухорукова), «Реализация требований ФГОС средствами УМК по биологии «Вентана – граф»» 11. 02. 15г (Исакова Светлана Николаевна), Серия вебинаров "Планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС на примере УМК «Биология» издательства «ДРОФА»":
Вебинар №1 «Образовательные результаты и индикаторы их достижения» (Ж. А. Гаврилова, методист информационно-методического отдела издательства «ДРОФА» (27. 02. 15г), но часть вебинаров посвящена обобщению практических наработак по предмету: «Мини проекты по биологии» (Д. И. Гарковая) 10. 02. 15г - ДРОФА, прослушав которые действительно узнаешь для себя что то новое, какие то наработки берешь на заметку. Но что самое важное на возникающие вопросы, отправленные в чате, по ходу вебинара получаешь подробные ответы и пояснения. За участие в вебинаре получаешь электронный сертификат, который понадобиться при аттестации.

Генри Брукс Адамс сказал: «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние».





Литература











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!