МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЭТО УСПЕХ УЧЕНИКА.
ФГОС по биологии.
Ширимова А. И. МКОУ «Дегтяренская ООШ»
«Сознательный, увлекающийся и любящий свое дело учитель, конечно, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания…» Д. И. Менделеев
Современная школа требует от учителя не только профессионального мастерства, но и увлечения, сосредоточенности и умения быстро перестраивать свою деятельность под требования современного общества.
- отражение современных требований к образованию, направленных на удовлетворение объективных запросов общества и реальных секторов экономики, потребностей социально-экономического развития страны;
- создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование.
Выступая на заседании правительства Д. Медведев сказал, что актуальное развитие общественных сфер, которые у нас не развиты, обеспечить их развитие образованием, которое было прежде, нельзя; человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель. Курс на обновление содержания образования диктуется прежде всего необходимостью приведения его в соответствие с новыми образовательными потребностями России, а также с международной образовательной практикой.
Так были созданы и введены федеральные образовательные стандарты.
В Федеральных государственных образовательных стандартах описаны требования, которые предусмотрено решить новым процессом обучения:
требования к содержанию изучаемого материала;
требования к результатам обучения;
к новым условиям, диктуемым современным обществом.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
Акцент необходимо перенести с преподавательской активности учителя, который планирует, оценивает, задает вопросы, ставит задачи – на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учеников.
Системно – деятельный подход - это организация процесса обучения, в котором на первом месте проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Основной целью системно – деятельного подхода является личность, как субъект жизнедеятельности.
Интерес к образованию, признающему личность, ее свободное творческое развитие свыше политических, идеологических ценностей естественен. Поскольку развивающееся общество ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, обеспечивающих развитие России, то основные цели образования детей в современном школьном учреждении связываются с всемерным развитием личности ребенка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности, твердой гражданской позиции.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под «универсальными учебными действиями», понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Предусматривается отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта и представлены в четырех видах :
личностные
познавательные
регулятивные
коммуникативные.
Компоненты требований к универсальным учебным действиям четко просматриваются в формировании Моделей современного школьника.
Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться и пополнять свои знания. Таким образом, в настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения готовых фактов на овладение способами взаимодействия с миром.
Такая работа проводилась в русских школах давно. "Нужно чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель, руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал" – слова К. Д. Ушинского.
Исходя из современного видения, можно дополнить слова Константина Дмитриевича: "Учитель не должен давать готовый материал, а должен научить самостоятельно его найти и переработать". Но чтобы обучать по новому, учителю необходимо самому перестроиться, переучиться, понять необходимость нововведений. Изменяются и требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением «Профессионального стандарта педагога». «Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности», так говориться в профессиональном стандарте. Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования. Качество образования зависит:
От качества работы педагогов.
Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций.
Так как большинство школ Российской Федерации в связи с началом обучения пятиклассников, обучающихся в начальной школе по новым государственным стандартам и программам, вступили в новые сетки распределения часов, возникла необходимость пройти курсы повышения квалификации не по системной сетке (1 раз в пять лет), а экстренно, не смотря на то, когда педагог прошел курсы 1год или 2 года назад. Возникла потребность в массовом обучении. В этом нам помогают не только очные, очно – заочные курсы при ВОиПКРО, но и дистанционное курсовое обучение. Существует ряд образовательных организаций, предложивших такие услуги:
ИНФОУРОК
Московская академия ИНТЕХНО
Курсы повышения квалификации ПЕДКАМПУС Московской академии
Образовательный портал. Мои университеты.
Здесь нужно быть внимательным. Образовательные учреждения должны иметь лицензию на дистанционное обучение, аккредитацию, свидетельство об окончании курсовой переподготовки присылается по почте России. С организацией «Инфоурок», о которой я рассказывала на прошлой конференции, сотрудничаю 3 года. В этом году предложили пройти курсы «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроках биологии». Я оплатила курсы и 18 февраля получила блок теоретических – лекции и практических заданий в виде таблиц для самооценки работы по новым стандартам, подготовки тестов, определений основных понятий в рамках новой программы. Все сопровождается списком материала со ссылками на сайты, на которых они размещены. Результат изучения блока – электронное он - лайн тестирование. Курсы состоят из 8 блоков, следовательно из 8 тестирований.
К особой форме обучения я бы отнесла ВЕБИНАРЫ. Каждое издательство имеет площадку для проведения этой формы обучения. Представленные издательствами вебинары по биологии, в основном в более подробном виде знакомят с особенностями УМК по ФГОС «Особенности УМК серии «Сфера»» - ПРОСВЕЩЕНИЕ 24. 02. 15г (Людмила Николаевна Сухорукова), «Реализация требований ФГОС средствами УМК по биологии «Вентана – граф»» 11. 02. 15г (Исакова Светлана Николаевна), Серия вебинаров "Планирование урока в соответствии с требованиями ФГОС на примере УМК «Биология» издательства «ДРОФА»":
Вебинар №1 «Образовательные результаты и индикаторы их достижения» (Ж. А. Гаврилова, методист информационно-методического отдела издательства «ДРОФА» (27. 02. 15г), но часть вебинаров посвящена обобщению практических наработак по предмету: «Мини проекты по биологии» (Д. И. Гарковая) 10. 02. 15г - ДРОФА, прослушав которые действительно узнаешь для себя что то новое, какие то наработки берешь на заметку. Но что самое важное на возникающие вопросы, отправленные в чате, по ходу вебинара получаешь подробные ответы и пояснения. За участие в вебинаре получаешь электронный сертификат, который понадобиться при аттестации.
Генри Брукс Адамс сказал: «Учитель соприкасается с вечностью: он никогда не знает, где заканчивается его влияние».
Литература