Основы проектной деятельности
Введение
- Проектная деятельность как особая форма учебной работы и любой деятельности способствует:
- воспитанию самостоятельности,
- инициативности,
- ответственности,
- повышению мотивации,
- эффективности деятельности.
- Цель нашей работы над дисциплиной «Основы проектной деятельности» – планирование, организация и управление проектной деятельностью.
- Задачи
– научить самостоятельному достижению намеченной цели;
– научить предвидеть проблемы, которые предстоит при этом решить;
– сформировать умение работать с информацией, находить
источники, из которых ее можно почерпнуть;
– сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
– сформировать навыки совместной работы и делового общения в группах.
Наш важный разговор попробуем начать с того, что проект и его ценность можно рассматривать с разных сторон,
пока нам будет понятно рассмотрение
с точки зрения обучающегося.
С точки зрения учащегося, проект – это реальная или насущная возможность:
– делать что-то нужное, важное, интересное в группе или одному, самостоятельно;
– решать проблему, сформулированную самими учащимися в виде цели и задачи;
– максимально использовать собственные возможности;
– проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, умения, навыки, возможности;
– принести пользу;
– публично презентовать достигнутый результат и т. п.
Зададимся вопросом:
а что, собственно говоря, вообще такое проект?
Слово проект в переводе с латыни, согласно Толковому словарю русского словаря С. И. Ожегова, означает «брошенный вперед» и определяется как замысел, план, разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства . Данное толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта еще и как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.
проект – это [ часто ограниченная во времени ] деятельность, представленная в виде разного рода мероприятий, направленная на решение определенной социально значимой проблемы и достижение некой цели, предполагающая получение ожидаемых результатов путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков. Отсюда: проектирование – процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Этот термин имеет техническое звучание, но в настоящее время используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых разнообразных типов.
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
Проект - дает возможность максимального раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Отсюда:
проектирование – процесс создания проекта и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Этот термин имеет техническое звучание, но в настоящее время используется для обозначения интеллектуальной деятельности по созданию проектов самых разнообразных типов.
Основные этапы проектирования могут выглядеть так:
обоснованный выбор значимой проблемы;
определение продукта проекта;
разработка проекта и его документальное оформление;
макетирование и моделирование;
оценка проекта;
презентация и защита проекта.
Проект – это «пять П»
- Проектирование (планирование)
Проектирование вообще является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека – каждому из нас приходится в жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов и пр., и эти процессы, в принципе, не зависят от сферы деятельности, то есть представляют собой общекультурно-исторический феномен .
Общие признаки, отличающие проект от других видов деятельности:
1) направленность на достижение конкретных целей с определенным началом и концом;
2) ограниченная протяженность по срокам, стоимости и ресурсам;
3) неповторимость и уникальность (в определенной степени);
4) комплексность — наличие большого числа факторов, прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта;
5) правовое и организационное обеспечение — создание специфической организационной структуры на время реализации проекта.
- На успех проекта могут повлиять внешние и внутренние фак-торы. Внешние факторы — это социально-экономическая, географическая, политическая, правовая, технологическая и экологическая ситуация. Внутренние факторы организации — это стратегия, технологии, проектная организационная зрелость и доступность ресурсов, корпоративная культура и организационная структура.
- Любой проект реализуется через ряд фаз, имеет начало и завершение. Жизненный цикл проекта — это последовательность фаз от начала до завершения проекта, задаваемых в соответствии с потребностями управления проектом.
Проектная деятельность всегда имеет ряд ограничений, к которым относятся продолжительность проекта; наличие бюджета проекта; наличие ресурсов для проекта; факторы, связанные со здоровьем и безопасностью команды проекта; уровень приемлемого риска в проекте; потенциальные социальные или экологические последствия проекта; законы, нормы и другие законодательные требования, необходимые для реализации проекта.
Основные требования к проекту:
1) наличие социально значимой задачи (проблемы);
2) планирование действий по разрешению проблемы;
3) пооперационная разработка проекта с указанием выходов, сроков и ответственных;
4) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность;
5) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
6) использование исследовательских методов.
В рамках данного требования осуществляется следующая последовательность действий: формулировка проблемы и задач исследования, выдвижение гипотез; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформление конечных результатов; сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, вы-движение новых проблем исследования.
Основные признаки проекта:
– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;
– уникальность;
– временный характер, ограниченность во времени с четко обозначенным началом и концом;
– конкретность целей, задач и результатов;
– постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;
– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;
– последовательная разработка;
– координация группы (команды участников) наставником (тьютором, фасилитатором).