СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может помочь всем желающим в борьбе за здоровье.

Просмотр содержимого документа
«Основы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях»

Санкт-Петербургское  ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС» Тема 3.7.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Занятие 3. Основы экстренной допсихологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Санкт-Петербургское ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС»

Тема 3.7.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Занятие 3.

Основы экстренной допсихологической помощи в чрезвычайных ситуациях

Учебные вопросы 1. Освоение психологических принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния чрезвычайных ситуаций.  2. Отработка приёмов оказания экстренной психологической помощи, работа с острыми реакциями на стресс: апатия, ступор, нервная дрожь, двигательное возбуждение, агрессия, истерика, страх, плач.

Учебные вопросы

1. Освоение психологических принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния чрезвычайных ситуаций.

2. Отработка приёмов оказания экстренной психологической помощи, работа с острыми реакциями на стресс: апатия, ступор, нервная дрожь, двигательное возбуждение, агрессия, истерика, страх, плач.

ЛИТЕРАТУРА:  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Под общей редакцией Ю.С. Шойгу. М.: Смысл. 2007г. 2. 3. Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополов. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - 2-е изд. - Х.:Изд-во Гуманитарный центр, 2007. 3. Н.Г. Осухова. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия. 2005г.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Под общей редакцией Ю.С. Шойгу. М.: Смысл. 2007г.

2. 3. Б.А. Смирнов, Е.В. Долгополов. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. - 2-е изд. - Х.:Изд-во Гуманитарный центр, 2007.

3. Н.Г. Осухова. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия. 2005г.

Первый учебный вопрос Освоение психологических принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния чрезвычайных ситуаций.

Первый учебный вопрос

Освоение психологических принципов оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния чрезвычайных ситуаций.

При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС, следует знать и применять ряд основных принципов. Безотлагательность - помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет с момента его травмирования, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств и появления необратимых изменений в организме. Наиболее эффективна помощь, оказываемая по горячим следам, в первые минуты и часы после получения человеком травмы. Ожидаемость - с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, надо обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (нормальная реакция на экстремальную ситуацию). Важно поддерживать в пострадавшем уверенность в скором его возвращении к обычному состоянию.

При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС, следует знать и применять ряд основных принципов.

  • Безотлагательность - помощь пострадавшему должна быть оказана в кратчайшие сроки: чем больше времени пройдет с момента его травмирования, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств и появления необратимых изменений в организме. Наиболее эффективна помощь, оказываемая по горячим следам, в первые минуты и часы после получения человеком травмы.
  • Ожидаемость - с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, надо обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком, чье состояние психологически понятно и объяснимо пережитым событием (нормальная реакция на экстремальную ситуацию). Важно поддерживать в пострадавшем уверенность в скором его возвращении к обычному состоянию.

При оказании помощи лицам, перенесшим психическую травму в результате ЧС, следует знать и применять ряд основных принципов.

  • Единство психологического воздействия - подразумевает, во-первых, что оно исходит либо от одного лица, либо проводится стандартная процедура обращения с пострадавшим. Этот принцип учитывает особенности психического состояния последнего, который не способен воспринимать разнонаправленные воздействия, запоминать многие лица, последовательность процедур.
  • Простота психологического воздействия - тесно связана с предыдущим принципом. Она означает, что воздействие носит характер первой помощи и направлено, прежде всего, на снятие у пострадавшего тревоги, стресса, его самоизоляции путем побуждения к «проговариванию» им своих переживаний, обсуждению полученной травмы, текущего состояния. Часто эта помощь выражается в том, чтобы увести человека от источника травматизации.

Таким образом, экстренная психологическая помощь, прежде всего подразумевает умение правильно определить какими внешними проявлениями характеризуется та или иная острая стрессовая реакция.

ОСТРАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ Острая стрессовая реакция  – это временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней. Острая стрессовая реакция  – это состояние, которое определяется особенностью проявления поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфер личности. Отражает реакцию на явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.

ОСТРАЯ СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ

Острая стрессовая реакцияэто временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней.

Острая стрессовая реакцияэто состояние, которое определяется особенностью проявления поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфер личности. Отражает реакцию на явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.

При переживании чрезвычайной ситуации наиболее часто встречающиеся острые стрессовые реакции (ОСР) плач; истерика; ступор; апатия; нервная дрожь; агрессия; двигательное возбуждение; страх.

При переживании чрезвычайной ситуации наиболее часто встречающиеся острые стрессовые реакции (ОСР)

  • плач;
  • истерика;
  • ступор;
  • апатия;
  • нервная дрожь;
  • агрессия;
  • двигательное возбуждение;
  • страх.
Для большинства острых реакций характерны изменения в следующих сферах: поведенческая сфера: нарушение контакта с другими людьми, конфликтность, самоизоляция, способность вступать в контакт с другими людьми. эмоциональная сфера: повышенная тревожность, страхи, плаксивость, депрессивные настроения, агрессивность, регрессивные реакции (возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития), способность отражать содержание переживаний. когнитивная сфера: нарушение целесообразной деятельности, снижение функций внимания, памяти, способности к критичной оценке ситуации, планированию деятельности и др., способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Для большинства острых реакций характерны изменения в следующих сферах:

  • поведенческая сфера: нарушение контакта с другими людьми, конфликтность, самоизоляция, способность вступать в контакт с другими людьми.
  • эмоциональная сфера: повышенная тревожность, страхи, плаксивость, депрессивные настроения, агрессивность, регрессивные реакции (возврат к более примитивным формам поведения и мышления, которые были свойственны для более ранней стадии развития), способность отражать содержание переживаний.
  • когнитивная сфера: нарушение целесообразной деятельности, снижение функций внимания, памяти, способности к критичной оценке ситуации, планированию деятельности и др., способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Задание 1  Используя знания, полученные в ходе лекционного занятия (Тема 3.7.1., вопрос 2) заполнить таблицу:  Внешние проявления острых стрессовых реакций (ОСР)

Задание 1 Используя знания, полученные в ходе лекционного занятия (Тема 3.7.1., вопрос 2) заполнить таблицу: Внешние проявления острых стрессовых реакций (ОСР)

поле для заполнения «Внешние проявления ОСР» Острая стрессовая реакция (ОСР) Поведенческая сфера 1 Эмоциональная сфера плач 2 Когнитивная сфера страх 3 4  нервная дрожь  апатия истерика агрессия ступор двигательное возбуждение

поле для заполнения

«Внешние проявления ОСР»

Острая стрессовая реакция (ОСР)

Поведенческая сфера

1

Эмоциональная сфера

плач

2

Когнитивная сфера

страх

3

4

нервная дрожь

апатия

истерика

агрессия

ступор

двигательное возбуждение

«Внешние проявления ОСР» № п/п 1  Острая стрессовая реакция плач 2 Поведенческая сфера может быть не нарушена страх Эмоциональная сфера 3 Когнитивная сфера нервная дрожь интенсивные эмоциональные реакции, направленные на переживание травматической ситуации 4 может быть не нару-шена, подчинена эмоциональным переживаниям 5 переживаемая эмоция является доминантной может быть не нарушена роль когнитивных процессов снижается апатия истерика 6 снижение активности внимание и сознание направлены на травматическую ситуацию сохранна притупление 7 агрессия возбуждение сохранна возбуждение 8 возбуждение, активность сужение, « заторможенность » ступор сужение, регресс возбуждение полное отсутствие двигатель-ное воз-буждение активные, хаотичные сужение реакций не наблюдается реакций не наблюдается реакций не наблюдается реакций не наблюдается

«Внешние проявления ОСР»

п/п

1

Острая стрессовая реакция

плач

2

Поведенческая сфера

может быть не нарушена

страх

Эмоциональная сфера

3

Когнитивная сфера

нервная дрожь

интенсивные эмоциональные реакции, направленные на переживание травматической ситуации

4

может быть не нару-шена, подчинена эмоциональным переживаниям

5

переживаемая эмоция является доминантной

может быть не нарушена

роль когнитивных процессов снижается

апатия

истерика

6

снижение активности

внимание и сознание направлены на травматическую ситуацию

сохранна

притупление

7

агрессия

возбуждение

сохранна

возбуждение

8

возбуждение, активность

сужение, « заторможенность »

ступор

сужение, регресс

возбуждение

полное отсутствие

двигатель-ное воз-буждение

активные, хаотичные

сужение

реакций не наблюдается

реакций

не наблюдается

реакций не наблюдается

реакций не наблюдается

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС Отработка приёмов оказания экстренной психологической помощи, работа с острыми реакциями на стресс: апатия, ступор, нервная дрожь, двигательное возбуждение, агрессия, истерика, страх, плач.

ВТОРОЙ УЧЕБНЫЙ ВОПРОС

Отработка приёмов оказания экстренной психологической помощи, работа с острыми реакциями на стресс: апатия, ступор, нервная дрожь, двигательное возбуждение, агрессия, истерика, страх, плач.

Задание 2  Используя знания, полученные в ходе лекционного занятия (Тема 3.7.1., вопрос 2, и справочный материал (заполненную вами таблицу) решить ситуационную задачу по следующему алгоритму

Задание 2

Используя знания, полученные в ходе лекционного занятия (Тема 3.7.1., вопрос 2, и справочный материал (заполненную вами таблицу) решить ситуационную задачу по следующему алгоритму

1. Ознакомиться с ситуацией, в ходе которой проявляется ОСР Задание 2 2. Определить с какой ОСР вы столкнулись 3. Определить характерные признаки ОСР 4. Определить возможные необходимые действия для оказания помощи 5. Определить недопустимые действия

1. Ознакомиться с ситуацией, в ходе которой проявляется ОСР

Задание 2

2. Определить с какой ОСР вы столкнулись

3. Определить характерные признаки ОСР

4. Определить возможные необходимые действия для оказания помощи

5. Определить недопустимые действия

Пример выполнения задания

Пример выполнения задания

Женщина была заблокирована в маленьком по площади помещении ванной комнаты. Сломался замок, телефона рядом не было. Муж был в командировке, дети на даче. Удалось выбраться самостоятельно только через сутки. Через несколько дней она «застряла» в тесном лифте. Помощь ожидала очень долго. После этого случая не может находиться в закрытых помещениях одна.

Женщина была заблокирована в маленьком по площади помещении ванной комнаты. Сломался замок, телефона рядом не было. Муж был в командировке, дети на даче. Удалось выбраться самостоятельно только через сутки. Через несколько дней она «застряла» в тесном лифте. Помощь ожидала очень долго.

После этого случая не может находиться в закрытых помещениях одна.

СТРАХ

СТРАХ

В основе данной реакции лежит фундаментальная эмоция, которую время от времени испытывает каждый человек. Источник - прошлый психотравмирующий опыт. Этой эмоцией во многом определяется поведение людей в остром периоде внезапно развивающейся опасности. До определённых пределов данная реакция может считаться физиологически нормальной, способствует экстренной мобилизации, необходимой для самосохранения. Однако, на высоте переживаний данной реакции, пострадавшие могут утрачивать критическую оценку своего состояния и поведения. Эмоция возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Само чувство появляется непроизвольно, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Эта эмоция, возникая в ответ на ненормальные обстоятельства, может превратиться в проблему, которая будет беспокоить человека долгие годы, мешая ему жить, вынуждая отказываться от каких- то действий, поступков отношений - парализовать деятельность человека.

В основе данной реакции лежит фундаментальная эмоция, которую время от времени испытывает каждый человек. Источник - прошлый психотравмирующий опыт. Этой эмоцией во многом определяется поведение людей в остром периоде внезапно развивающейся опасности. До определённых пределов данная реакция может считаться физиологически нормальной, способствует экстренной мобилизации, необходимой для самосохранения. Однако, на высоте переживаний данной реакции, пострадавшие могут утрачивать критическую оценку своего состояния и поведения. Эмоция возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Само чувство появляется непроизвольно, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Эта эмоция, возникая в ответ на ненормальные обстоятельства, может превратиться в проблему, которая будет беспокоить человека долгие годы, мешая ему жить, вынуждая отказываться от каких- то действий, поступков отношений - парализовать деятельность человека.

Данное состояние тяжело переносить в одиночестве, поэтому не оставляйте человека одного. Если данное чувство настолько сильно, что буквально парализует человека, можно предложить сделать ему несколько простых приёмов: - задержать дыхание, на сколько это возможно, а после сосредоточится на спокойном медленном дыхании; - производить простое интеллектуальное действие, например, отнимать от 100 по 7. Когда острота состояния начинает спадать необходимо дать человеку возможность выговориться – поделиться своими переживаниями. Высказанные переживания снижают остроту данного состояния. При нарастании тяжести состояния (при приступах) можно делать несколько дыхательных упражнений. Физические упражнения также помогают снизить остроту и тяжесть данного состояния.

Данное состояние тяжело переносить в одиночестве, поэтому не оставляйте человека одного.

Если данное чувство настолько сильно, что буквально парализует человека, можно предложить сделать ему несколько простых приёмов:

- задержать дыхание, на сколько это возможно, а после сосредоточится на спокойном медленном дыхании;

- производить простое интеллектуальное действие, например, отнимать от 100 по 7.

Когда острота состояния начинает спадать необходимо дать человеку возможность выговориться – поделиться своими переживаниями. Высказанные переживания снижают остроту данного состояния.

При нарастании тяжести состояния (при приступах) можно делать несколько дыхательных упражнений.

Физические упражнения также помогают снизить остроту и тяжесть данного состояния.

Даже если вы считаете, что испытываемое человеком чувство неоправданно и нелепо, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами: «Не думай об этом», «Это ерунда», «Это глупости». Когда человек находится в таком состоянии, для него данное чувство серьезно и эмоционально болезненно.

Даже если вы считаете, что испытываемое человеком чувство неоправданно и нелепо, то не нужно пытаться убедить в этом человека фразами:

«Не думай об этом»,

«Это ерунда»,

«Это глупости».

Когда человек находится в таком состоянии, для него данное чувство серьезно и эмоционально болезненно.

ОСТРЫЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС -  это нормальные реакции человека  на ненормальные для него события. Данные состояния - дезадаптивны, но не являются патологическими, так как укладываются в рамки нормы.      По окончании проявления  острых реакций,  человек должен прийти  в нормальное состояние

ОСТРЫЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС - это нормальные реакции человека на ненормальные для него события.

Данные состояния - дезадаптивны, но не являются патологическими,

так как укладываются в рамки нормы.

По окончании проявления

острых реакций,

человек должен прийти

в нормальное состояние


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!