Министерство образования Калининградской области
Государственное автономное учерждение
Калининградской области
Профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
Основы техники безопасности и профилактики травматизма при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом
Выполнила студентка
Группы КМ17-1
Варич Л. А.
Преподаватель:
Логунова Н.Г.
Существенное увеличения доли умственного, интеллектуального труда в процессе современного производства не снижает требований к физической подготовленности работников, а, наоборот, увеличивает эти требования, так как технический прогресс еще более заостряет проблемы надежности человека в системе производства, а ослабленный физически человек потенциально ненадежен.
Воспитание здоровых, бодрых, жизнерадостных, всесторонне физически развитых людей, способных к творческому созиданию и подвигам во имя Родины, - вот высокая миссия физкультуры. Высокая работоспособность человека в решающей мере зависит от его здоровья и трудовых навыков. Сила, быстрота, выносливость, ловкость – все это дают физические упражнения.
Всякое физической упражнение характеризуется той или иной интенсивностью, требует определенного усилия и продолжается в течение более или менее длительного времени. Следовательно, при выполнении каждого физического упражнения организм человека должен мобилизовать свои функциональные возможности, в соответствии с характером, интенсивностью и длительностью упражнения.
Опираясь на морфологические, физиологические и психологические особенности каждого студента, преподаватель подсказывает, какие именно технические действия избрать для дальнейшего углубленного совершенствования упражнения.
Регулярные физические упражнения положительно влияют на деятельность сердца, кровообращение, улучшают обмен веществ и тем самым функционально укрепляют все внутренние органы. Тренированные мышцы, тренированное сердце и организм в целом способны рационально перерабатывать поступающие в него питательные вещества, которые являются источником энергии.
Всесторонне полезными для организма являются целенаправленные физические упражнения. Они укрепляют не только физическое, но и психическое здоровье. Однако следует подчеркнуть, это происходит только при одном условии – участие человека в систематических грамотно построенных и правильно проводящихся физкультурных или спортивных занятий. В противном случае эффект существенно снижается или становится отрицательным вплоть до того, что человек может получить травму.
Повреждением или травмой называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. Среди студентов, занимающихся физической культурой и спортом, наиболее распространены такие виды повреждений как ушибы, растяжение связок, сухожилий и мышц, различные раны, ссадины, потертости.
Анализ количества травм у студентов Ступинского филиала МАТИ при занятиях физической культурой и спортом в течение последний 10 лет показал, что спортивный травматизм – это в определенной мере, управляемый процесс. Спортивные травмы можно свести к минимуму при организации надлежащих мер профилактики. Прежде всего, нужно обратить внимание на личную гигиену, а точнее гигиену одежды и обуви. Спортивная одежда должна быть легкой и соответствовать времени года, ткани спортивной одежды должны обладать значительной пористостью, малой теплопроводимостью, хорошей воздухопроницаемостью, высокой эластичностью и прочностью. Спортивная одежда должна быть свободного покроя, не ограничивающего движения, не должна нарушать кровообращение, дыхание. Основное гигиеническое требование к обуви заключается в том, что она должна соответствовать индивидуальным особенностям стопы, быть прочной, удобной при ходьбе, хорошо защищать стопу и голеностопный сустав от повреждений.
Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:
- знание причин возникновения телесных повреждений, их особенностей в различных видах физических упражнений;
- разработка мер по предупреждению спортивных травм;
- недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
- нарушение правил врачебного контроля;
- неудовлетворительное состояние мест занятий спортивного оборудования;
- неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы: состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекции, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.
Задачей преподавателя является определение оптимального количества разучиваемых и совершенствуемых движений в плане общей и специальной физической подготовки, исправность спортинвентаря, соблюдение санитарно-гигиенических условий, правил страховки и самостраховки, выполнение принципов доступности и постепенности, основываясь на функциональных возможностях занимающихся. Все это является важным фактором при профилактике травматизма.
Необходимо обеспечивать все условия, предупреждающие возможность различного рода травм в ходе занятий, постоянно ориентировать занимающихся на беспрекословность выполнения этого требования, обучая их безопасным приемам выполнения физических упражнений.
Эффективность занятий по физической культуре зависит от методических приемов и использование при этом имеющегося оборудования, инвентаря, технических средств обучения, учитывая обязательно специфику места проведения занятий.
В вводную часть урока включаются различные построения, уделяется особое внимание осанке, подтянутости, желательно применение различного мелкого инвентаря (гантели, гимнастические палки, мячи), полосы препятствий, используя игровые ситуации. А также включать упражнения для развития выносливости, силы мышц, скоростно-силовых качеств, гибкости.
В основной части урока, где решаются главные задачи, надо обеспечить достаточно высокий уровень физической нагрузки и максимально использовать все имеющиеся условия, педагогические средства и учебные пособия для повышения результативности.
Упражнения, связанные с точностью движения, сложной координацией, проявлением ловкости и быстроты следует осваивать в начале основной части, а упражнения на силу и выносливость в конце занятия.
Заключительная часть урока используется, главным образом, для того, чтобы постепенно снизить уровень физического и эмоционального, психического возбуждения занимающегося.
Непременное условие результативности занятий – внимательное наблюдение педагога за правильностью выполнения упражнений, требующих дозированной физической нагрузки. Одним из наиболее доступных методов контроля величины нагрузки – это наблюдение за частотой сердечных сокращений (ЧСС) у занимающихся. Так же особое внимание уделять проявлению внешних признаков утомления.
Дифференцированный подход особенно важен в отношении к занимающимся, отнесенным по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу, а также к тем, кто пропускал занятия по болезни.
Основная задача урока – это оздоровительная и воспитательная направленность занятий физической культурой и спортом.
Специфика учебного предмета «Физическое воспитание» позволяет педагогу успешно воспитывать у занимающихся:
Эстетическому воспитанию содействуют такие средства, как опрятная, привлекательная физкультурная одежда, музыкальное сопровождение уроков, точные, гармоничные и выразительные движения, а также все то, что помогает формировать культуру движения, включая осанку, походку и культуру поведения.
В последние годы спортивные залы и площадки оснащены нестандартным оборудованием, многопропускными снарядами, тренажерами, естественно, что использование такого оборудования значительно повышает учебную плотность занятий.
- Основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленного воздействия на отдельные мышцы и мышечные группы. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.
- При работе со студентами ставятся задачи:
- укрепить мышечные группы всего двигательного аппарата.
- научить рационально использовать мышечную силу в различных условиях.
Использование в учебно-тренировочном процессе специальных тренажерных устройств открывает широкие возможности варьирования всех режимов работы мышц.
Упражнения, выполняемые на тренажерах, подразделяются на подводящие и развивающиеся. Первые направлены, главным образом, на освоение формы техники движений, вторые – на развитие функциональных возможностей.
Рекомендации:
Первые тренировки являются втягивающими, знакомящими, т.е. знакомят с работой на тренажерах. Затем выполняются движения с большими амплитудами, с целью развития мышц и укрепить связки, суставы. Только после этого можно применять комплексный и вариативный методы тренировки. В начале даются упражнения с постоянными весами, а затем движения усложняются за счет постепенного возрастания веса. Число повторений и интервал отдыха между сериями варьируется.
Здоровый, хорошо физически подготовленный студент, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными двигательными умениями и навыками, успешнее приспосабливается к жизни и осваивает новую профессию; его труд более эффективен.
Обеспечивая постоянную занятость и активность занимающихся учитываются принципы доступности и постепенности заданий, а главное соблюдение требований по технике безопасности и профилактики травм.
Строгое соблюдение техники безопасности при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом, обеспечивает все условия предупреждения возможности различного рода травм.
Студенты, занимающиеся физической культурой и спортом, обязаны помнить, что культура движений проявляется в качестве выполнения самого движения. Движения должны быть экономными: их амплитуда и вкладываемое усилие должны точно соответствовать решаемости двигательной задаче – а это основа профилактики травматизма при организации и проведении спортивных мероприятий и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Список литературы:
- https :// www.favorit-centr.ru/assets/files/bezopasnost-na-trenirovkah.pdf
- https:// infourok.ru/profilaktika-travmatizma-pri-organizacii-i-provedenii-sportivnomassovih-i-individualnih-form-zanyatiy-fizicheskoy-kulturoy-i-spo-1657241.html
Спасибо за внимание!!!